Главные вкладки

    Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, второй год обучения
    учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

    представлен конспект логопедического занятия в группе для детей с ОНР второго года обучения, апробирован в работе с детьми, обучающимися со средней группы, может использоваться в старшей группе для детей первого года обучения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

               КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД   МБДОУ ДС КВ №3   БЫКОНЯ С.В.

    ТЕМА: ЗВУК  Э.

    ЦЕЛЬ: Упражнение в чётком произнесении звука Э, уточнение артикуляции и характеристика звука, произношение звука в слогах, словах, предложениях, звуковой анализ и синтез прямого слога, упражнение в делении слов на слоги, определении места звука в слове; развитие слухового и зрительного внимания, формирование способности к усилению и ослаблению силы голоса, развитие пальчиковой моторики; воспитание активности, самостоятельности в речевом общении.

    ОБОРУДОВАНИЕ: потешка «пальчик – мальчик», пеньки, деревья и кусты из фанеры или пластика, «красная полянка в лесу», схемы гласных звуков, схема слога СГ, картинки в «волшебном яблоке»:кафе, кушетка, этажерка, блюдце, поезд «Горошек», «волшебные камни» с загадками и  отгадками под ними, подушки на ковре, куклы – Эдик и Эмма, «волшебная шкатулка с картинками – существительными мужского и женского рода: цепь, антенна, эмблема, эскимос, экскаватор, экран, призы – эмблемы для детей.

    ХОД:

    1 Организация детей: подзываю детей к себе, играем с пальчиками - потешка «пальчик - мальчик». – Вспомните, куда ходил пальчик – мальчик с этим братцем? (указательный пальчик) Мы тоже пойдём в лес – необыкновенный, волшебный, звуковой лес.

    2 Введение в тему: подвожу детей к ковру, это - «красная полянка», дети рассаживаются на пеньках. – Кто догадался, почему в этом звуковом лесу красная полянка? Припоминаем, что красным цветом обозначаются гласные звуки, они поются, тянутся.

    3 Изучение нового материала:                                                                                                                  

    1) На полянке изображения разных гласных звуков (символы). – Отгадайте, какой это звук? (показываю общепринятые символы артикуляции  гласных  по участию губ: А, У, И, О, Ы. На полянке звуков появился новый звук, когда его произносим, рот полуоткрыт, губы смеются. Этот звук звучит в начале слова «этот».                                                                                                                                      

    2) Изолированное произношение хором и индивидуально по движению руки.                                                                                                                                                    

    3) Выделение звука из ряда гласных : Э-А-У-И-Ы-О; из слов: эхо, игры, кафе, там, этаж, крекер, безе, утка, аист.  –Остановим звук  Э сигналами.                            

    4) Произнесение цепочек слогов с разной силой голоса: МЭ-ПЭ-ТЭ, КЭ-ХЭ-НЭ – варианты слогов в игре «Моё эхо в лесу».                                                                        

    5) Синтез и анализ прямого  слога: - Посмотрите, на нашей звуковой полянке есть слог (показываю схему). Он не звучит, а только изображён, давайте озвучим его. Слог  МЭ ( ХЭ) синтезируем из звуков, затем проводим анализ. –Поиграли мы со звуками, пора уходить, смотрите, мои пальцы вновь соединились, а вы сможете так? Соединяем большой и средний пальчики, вспомните, что делали этот братец и этот братец? (с этим братцем щи варил). Пойдём к ним в гости. Но как же нам выбраться из леса, кто укажет дорожку к братцам? Поищите на полянке. Дети находят яблоко - игрушку за деревом. Оно волшебное, в нём спрятаны картинки.                                                                              

    6) Деление слов на слоги:  «прошагаем эти слова и спрячем их в ладошки»: кафе, кушетка, этажерка, блюдце. Дети двигаются в сторону домика при произношении этих слов.                                                                                                          

    7) Отгадывание  названий предметов по их описанию: - Вот и дошли мы до домика, в котором  «этот братец варил щи с этим братцем» - показываем пальцами, садитесь вокруг домика, будем слушать, что здесь происходит.  Разные предметы стоят, а пальчиков – мальчиков нет. Я догадалась, они хотят поиграть с нами. Я задумаю слово, а кто самый внимательный, отгадает и назовёт (даю короткие загадки – описания предметов: торшер, стека, солнце, блюдце, экран, этикетка) предметы. По мере отгадывания раздаю игрушечные предметы детям. – Куда же мы поместим эти игрушки?  Вот стоит наш поезд – «Горошек», посадим пассажиров по местам.                                                

    8) Определение места звука в слове: каждый ребёнок называет предмет и размещает его в первом, втором, третьем вагонах  поезда в зависимости от места звучания Э в начале, середине, конце слова соответственно. –Разместили мы игрушки, скоро они поедут, пора и нам собираться, посмотрите, опять мой пальчик пошёл, теперь к этому братцу, что они делали? (кашу ели). И мы пойдём туда, где дети часто едят кашу, в наш детский сад.                                                                                                                                  

    9) Отгадывание загадок: - Путь наш лежит через волшебные камни, и каждый камень мы сможем перешагнуть, если отгадаем загадку ( под камешками загадки с картинкой – отгадкой (полотенце, эскимо, эскалатор).

    10)Согласование местоимения «этот» с существительным в роде и употребление словосочетания в предложении:  - Отгадали последнюю загадку и подошли к нашей групповой полянке, садитесь на удобные подушки и посмотрите, у нас в группе гости Эмма и Эдик (куклы), а у них наша волшебная шкатулка. Поможем им разобраться. В шкатулке разные картинки, их надо разложить этим куклам. Если о предмете можно сказать «этот», мы дадим его Эдику, если «эта», мы дадим его Эмме. Послушайте, как можно сказать: Эта цепь будет у Эммы. Этот эскимос будет у Эдика. (антенна, эмблема, экскаватор); ответы полными предложениями.                          

    4 Итог занятия: мы разложили картинки, куклы – гости довольны и вдруг  «пальчик – мальчик» запел с этим братцем, смотрите, опять мои пальцы вместе. Как вы считаете, песенку какого звука они поют? Звук Э гласный или согласный? Как мы его произносим? И в нашей шкатулке что-то запело. Посмотрим, что там? Достаю изображения. –Это эмблема нашего детского сада, а в слове этом поселился ещё один гласный звук – Э. Раздаю эмблемы детям.                                                                        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, первый год обучения

    представлен конспект итогового  логопедического занятия в группе для детей с ОНР III ур речевого развития  первого  года обучения....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".

    В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....

    Конспект непосредственной общеобразовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, второй год обучения.

    Конспект игрового занятия для детей логопедических групп, с помощью которых можно построить воспитательно - образовательный процесс в соответствии с ФГТ, вызвать у детей со сложными нарушениями речи и...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

    Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

    Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Вода источник жизни»

    Цель: интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, социализация, здоровье).Коррекционно-образовательные задачи:Образовательная область «Коммуникация»:Ø Закрепление в речи слов характер...