Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Наши помощники — органы чувств"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Герасимова Мария Александровна

Конспект НОД в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nashi_pomoshchniki_-_organy_chuvstv_.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  педагогического мероприятия с детьми старшей группы №9 «Капельки»

(компенсирующей направленности)

направление развития: речевое,  познавательное

Тема: «Наши помощники — органы чувств»

форма проведения: игра-путешествие

                                                                                                                                     

Санкт-Петербург 2018 г.

Цель:  Цель:  Закрепить знания детей об органах чувств.

  Задачи:

  Образовательные:

-  активизировать словарь по теме «Органы чувств»;

- способствовать овладению логического построения высказывания;

- учить узнавать изображения, наложенные друг на друга;

-учить соотносить условное обозначение органов чувств с предметами, которые им соответствуют;

Развивающие:

-развивать слуховое, зрительное, вкусовое  восприятие, развивать обоняние;

 - развивать  общую и мелкую моторику.

-  Развитие длительного плавного выдоха

Коррекционные:

- упражнять в употреблении относительных прилагательных;

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.

  Воспитательные:

  - воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе.

    Оборудование:  диск с записями звуков зимы, 10  баночек с различным наполнением, поднос с кусочками разной пищи, ложки одноразовые  по количеству детей, карточки для индивидуальной работы, игрушки, чудесный мешочек, зеркала, массажные мячики.

  Виды детской деятельности: игровая

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Почтовая посылка, почтовые письма.

Сегодня утром я пришла в детский сад, а  в моём  кабинете стоит посылка, нам ее принёс почтальон,   вот смотрите! Тяжелая! Давайте посмотрим, что  там внутри? (Открываем  посылку,  достаем письмо)  Здесь письмо! Интересно, кто  нам пишет. Прочитаем?

Давайте с вами  выполним задания Айболита? И отправимся в Институт Здоровья. Там    мы  побываем в разных лабораториях, где изучают  органы  чувств,   сами попробуем себя в роли исследователей. 

                           

Вводная часть (мотивационный момент)

- Вспомните, какие органы чувств вы знаете? (ответы детей: глаза, уши, нос, язык, кожа). 

- Почему  органы чувств называют нашими помощниками?

- А отправимся мы туда на самолете, давайте заведём мотор самолёта  и  представим, что мы летим на самолёте.

-  Как гудит самолет, когда летит?  

- Присаживайтесь.

- Они   помогают нам познавать окружающий мир. Правильно!

Основная часть Проблемная ситуация 1. 2. 3. …

Письмо, картинка.

Картинки

Баночки, поднос.

Письмо, диск с записями.

Письмо, одноразовые ложки с кусочками разной пищи, поднос.

Письмо, чудесный мешочек с игрушками, массажный мячик

Угощение

1.- Сейчас я открою  1 письмо  Доктора Айболита и прочитаю загадку. И мы с вами узнаем, в какую первую лабораторию мы с вами попали, что здесь изучают.

  На ночь два оконца

 Сами закрываются,

 А с восходом солнца

 Сами открываются.

 Правильно, ребята, это глаза. За правильный ответ вы получаете  витаминку  (витаминка + картинка глаза)

-  Ребята, а для чего нам нужны глаза?

- А   чтобы глаза хорошо видели, нужно делать?

-  Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.                                                                                             Видеть лучше будем сразу.    

 Игровое упражнение:  «Назови предмет»                                                                                          

 

2. - Ребята нам пора  отправляться следующую    лабораторию

Сейчас откроем  2  письмо.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.                                                                                                    В этих норках воздух бродит:

То заходит, то выходит  Логопед: Правильно, ребята, это нос. За правильный ответ вы получаете витамину. (Картинка нос+витаминка.)

-  Вот мы  в лаборатории. В  этой  лаборатории на столе находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Все сотрудники  лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Давайте мы с вами сейчас  повторим эти правила (Карточки – схемы).

Правила повторили   теперь  начнём работать.    

 -  Ребята,  для чего нам нужен нос?

- Правильно, давайте с вами  сейчас сделаем упражнение Вдохнем глубоко через нос и медленно выдохнем через рот. Повторить 3-4 раза. Подышали?                                                                          А теперь  поиграем в игру:   «Чудо – нос». В этих баночках находятся некоторые продукты. А вы  попробуйте отгадать по запаху, что находится в одной из баночек (Дети по очереди определяют по запаху содержимое емкости, где находятся: чеснок, лимон, мята).                                                  - Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом.  Поднесите к носу, сделайте вдох.                                                                                              -  Сейчас проверим, на сколько хорошо ваши носики  умеют различать запахи.                                                                                                                                              -  уточняет у детей, чем пахнут  баночки.

-  Так зачем человеку нужен нос и как он помогает нам в жизни?

3. Читаем  3- е письмо                                                                                                                   Два брата на одной голове живут                                                                          Все слышат, а друг друга не видят  (уши, орган слуха)                                                          -  Правильно, ребята, это уши.                Вы получаете еще одну витамину (витаминку +картинка ухо)                            - И мы отправляемся  в следующую  лабораторию                                                                    - Ребята, а для чего нам нужны уши?                                                       - Дети, какое сейчас время года?                                                                              - Давайте послушаем звуки зимы, и вы назовете мне, что вы услышали                                                  -  включает запись (шум ветра, крик птиц)                                                   -- Вы устали предлагаю вам немного отдохнуть,                                    Поиграть в игру  «Узнай по голосу».  Дети  встают в круг, водящий в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят –

- Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?                                                                                                                                                                      -  Какие вы знаете правила по охране слуха?                                                    

                                                                            4- письмо-загадка. Переходите в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку.

- Что поможет за обедом

Нам попробовать  компот это?

- Правильно, ребята. Вы получаете еще (витаминку+ картинка)                - Ребята, а что ещё  помогает человеку говорить?                                      - Зачем еще нужен рот?

- Что человек может узнать о предмете с помощью рта

-  Помогает нам  узнавать предметы на вкус орган вкуса - это язык, а ещё  с помощью языка мы с вами произносим звуки. Ребята  чтобы  наш язык был чувствительным, и правильно произносил звуки  давайте  научим его выполнять  артикуляционную гимнастику.                                    

- Жил веселый Язычок в маленьком домишке,

Превращался, во что мог на радость всем детишкам.

 Вот в лопатку превратился  и  на  губе он развалился.

Распластался, растянулся и губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся, Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся и  стал чашечкой для всех.

А теперь Язык наш колкий, стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни и  иголкой уколи.

Язычок наш захотел: на качелях полетел!

Летят они то вверх, то вниз. Ты вместе с ними прокатись.

Так живет наш Язычок в маленьком домишке,

Превращается во все на радость всем детишкам!

-  Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали  наши язычки чувствительней?

 Поиграем в  игру "Определи на вкус"

 - Вы по очереди закроите глаза, а я вам положу на язычок  разные продукты вы должны  определить  какой  он на вкус (лимон, слива, мандарин, яблоко) Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты.

-  Что ты определил на вкус?                                                                           -  Правильно, а если мы  сварим  варенье,  из лимона  какое это будет  варенье?

-  И снова никто из вас не ошибся!  - И мы отправляемся  в следующую  лабораторию

- Читаем 5 письмо  

- Любят труд, не терпят скуки,  

Всё умеют наши ...  

- Правильно, о руках мы сейчас и поговорим

- Ребята  Чем мы с вами ощущаем прикосновение?

- А где самая чувствительная кожа?

-  Верно, ребята. За правильный ответ получаете (витамину+ картинка).

Проверим чувствительность ваших пальцев,                                                                      - Чтобы наши руки не уставали, а пальцы не потеряли чувствительность, сделаем упражнение с массажным мячиком «Этот мячик не простой».

Игра: Чудесный мешочек»    описать попавшийся предмет (размер, материал)         

-  В посылке осталось последнее  письмо от Доктора Айболита, давайте его откроем и почитаем.

 Письмо: Вы справились со всеми моими заданиями, и я дарю вам обещанный сюрприз.  (Сюрприз детям)                                                                                                                        - Вот и закончилась наша экскурсия по институту Здоровья. Вы справились со всеми   заданиями Доктора Айболита. Молодцы.

- Нам пора                     возвращаться в    детский сад.  Давайте заведём наши моторы  и  представим, что мы летим на самолёте.  Вот мы прилетели  в  садик, проходите за стол  на свои места.      

                                                         

- Глаза, органы зрения

- смотреть телевизор, читать книги и т.д.                              

- Зрительную - гимнастику

Дети отвечают на вопрос. Что они видят на картинке.

- Нос, орган обоняния  

Правило №1. На столах ничего нельзя  трогать без разрешения взрослого.

Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот –                                                 Правило №3. Соблюдать осторожность.                                                        Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.                              

- дышать, различать запахи.                                                                                    

- в этой баночке я чувствую запах ….                                                                                                                        

-  с его помощью различают запахи, дышат                                                    

- уши, орган слуха                                                        

- слышать звуки.  

 - Зима.                                                                                                                  

Дети слушают запись. Называют, что они услышали.

Лиза  (Илья, Егор),

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя «Ау!»

Глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

- Уши помогают нам слышать звуки.

-  Не ковырять в ушах. Защищать от сильного ветра. Не слушать громкую музыку.

-Рот  (язык орган вкуса)

- Язык, губы, зубы.

- Чтобы кушать.

-Я узнал  лимон – он на вкус кислый.

- лимонное  

- Руки  (кожа орган осязания)

- кожей.

-  на пальцах.

Дети описывают

Физкульминутка/ динамическая пауза:

Соня (Саша, Егор),

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя «Ау!»

Глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Рефлексия:  итог НОД. Оценка деятельности детей

-  Ребята, что  больше всего вам понравилось? Спасибо вы меня очень порадовали своими ответами.

- А теперь мы улыбнемся,                                                                                              Крепко за руки возьмемся                                                                                                         И на прощанье                                                                                                Скажем всем  до свиданья.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"

Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Нас лето в гости ждет»

Интегрированное занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников старшей группы о сезонных изменениях в природе летом. Показано взаимодействие специалистов в группе для дет...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гостях у осени»

Конспект интегрированного занятия по теме "В гостях у осени", показано взаимодействие специалистов в группе для детей с нарушениями речи. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-ра...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".

В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....