Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Нас лето в гости ждет»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Кузьмина Татьяна Валерьевна

 Интегрированное занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников старшей группы о сезонных изменениях в природе летом. Показано взаимодействие специалистов в группе для детей с нарушениями речи ( учител-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель). В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие цели таких образовательных областей как: "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Социализация", "Музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx394.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи

«Нас лето в гости ждет»

Задачи: Обобщить представления об изменениях, происходящих в природе летом; активизировать словарь детей по темам: «Лето», «Насекомые», «Цветы» «Летние забавы»; совершенствовать у детей грамматический строй речи (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные во множественном числе; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с числительными). Развивать у дошкольников слуховое внимание, связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением; работать над восприятием ритма;  

закреплять навыки звукового анализа; воспитывать коммуникативные качества личности: помощь и взаимовыручку, гостеприимство, чувство коллективизма; закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

 Обогащать музыкальные впечатления.

Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка, Здоровье, Чтение художественной литературы.

Оборудование: предметные картинки – солнце, сарафан, клубничка, мухомор, листва, пшеничка, дождик, радуга, гроза, крот, лягушка, стрекоза, роза, васильки, ромашки, птицы, комары, букашки; магнитная доска, магниты, иллюстрации насекомых–пчела, муравьи, комар, паук, оса, шмель; картина «Летние забавы»; диск «Звуки природы» - фонограммы «Насекомые» «Дождик»,  «Гроза»; мяч; краски акварельные, мелки восковые, альбомы.

Учитель-логопед:

     - Я предлагаю вам превратиться в поэтов и, сочинив стихотворение, мы узнаем, кто нас ждет в гости. А помогут нам в этом картинки.

(логопед читает стихотворение и в соответствии с его содержанием  раскладывает картинки на наборном полотне)

   Мы картиночки покажем

   И про каждую расскажем:

  Солнце, сарафан, клубничка,

  Мухомор, листва, пшеничка,

  Дождик, радуга, гроза,

  Крот, лягушка, стрекоза,

  Розы, васильки, ромашки,

  Птицы, комары, букашки….

   И когда бывает это?

   Ну, конечно, дети, …..(летом)

- Назовите летние месяцы.

 Игровое упражнение «В путь!»

Учитель-логопед  +  музыкальный руководитель:

- Лето – время путешествий. Хотите ли прямо сейчас отправиться в путь?

- Поедем на поезде за город. Надо узнать номер своего вагона (дети рассчитываются по порядку – первый, второй, третий…) Номер своего вагона надо запомнить, чтобы на обратном пути «ехать» в своем вагоне. Вагончики соединяются левой рукой.

Логопед встает   впереди колонны, взяв на себя роль паровоза.  Движение под музыку: чем быстрее звучит музыка, тем быстрее едет поезд. По мере нарастания темпа музыки темп движений убыстряется и переходит в легкий бег. Через некоторое время темп музыки постепенно замедляется,  бег сменяется на шаг.

 - Приехали мы на бережок, сели на лужок! Хорошо! Смотрите, а мы здесь не одни.

- Ответьте на вопросы по картинке, употребляя только одно слово - «летний»

Составление коллективного рассказа по картине «Летние забавы»

Какой  день? (летний)

Какое  солнце? (летнее)

Какое небо?

Какой ветерок?

Какая погода?

Какое настроение у детей?

Какие забавы у детей?

А у нас какое путешествие?

-Расскажите, что вы видите. Что можно делать в погожий летний денек, как отдыхают дети.

(составление коллективного рассказа)

Координация речи с движением «Лето».

- Предлагаю и нам поиграть, порезвиться

          Раз, два, три, четыре, пять,                повторяют стихотворение.

          Будем летом мы играть,                    сопровождая соответствующими

          Будем плавать и качаться,                движениями

          Будем прыгать и кататься,

          Будем бегать, загорать

          И грибочки собирать.

Игра «Хлопаем – топаем»

- Послушайте стихотворение о лете. Если вы согласны с выражением – хлопайте, если нет – топайте.

  Летом птицы улетают на юг.

  Летом жарко.

  Летом в лесу много ягод.

  Летом звенит капель.

  Летом после дождя можно увидеть радугу.

  Летом животные готовятся к зиме.

  Январь – первый летний месяц.

 Летом у школьников каникулы.

Игра «Угадай насекомое»  (совершенствовать фонематическое восприятие, навыки  звукового анализа)

- Прислушайтесь, слышны какие-то звуки! (фонограмма «Летний лес – звуки насекомых»)

- Угадайте,  кто же спрятался на полянке?!

( на мольберте  перевернутые картинки под номерами)

- Под номером 1 насекомое – 1 звук (п), последний (а). Кто это?  (пчела).

 и т. д.

 Игра «Паучок и мушки»

Музыкальный руководитель:

- Паучок приглашает нас поиграть. Выходите на полянку

       Жил на свете паучок, быстроногий старичок.

       Паучку нужна сноровка, сети он раскинет ловко –

       И висит ловушка - берегитесь мушки!

Двое детей – паучков берутся за обе руки и поднимают их – «ловушка». Остальные дети – «мухи» берутся за руки и проходят через «ловушку» под песню, сл. и муз. М. Ю. Картушиной. «Ловушка» захлопывается с окончанием пения. Пойманный ребенок встает в круг, берет за руки детей – паучков и поднимает вместе с ними руки вверх. Игра повторяется, только «мухи» двигаются «змейкой» через «ловушку». С каждым повторением игры «ловушка» становится все больше. Побеждают дети, которые останутся не пойманными.

Игра «Один – много», «Большой – маленький»  (с мячом)

Учитель-логопед:

    Мяч лови и мяч бросай,

    Насекомых,  когда много называй!

(пчела – пчелы, муравей – муравьи)

     Мяч лови и мяч катай,

    Насекомого,  когда он маленький называй!

(пчела – пчелка и т. д.)

Согласование существительного с числительным. Игра «Букет»

- Сколько  цветов на полянке!

 Упражнение на дыхание «Зеленые листочки»

- Чем пахнут цветочки?

(логопед выясняет у детей: чем пахнут цветы, поощряя  к речевой активности  в подборе слов – признаков – свежестью, духами, солнышком…)

- Посчитаем сколько, каких  распустилось цветов.

(каждый ребенок берёт карточку с цветами и пересчитывает – 1 ромашка, 2

 ромашки, 3 ромашки и т.д.)  

Игра «Солнечные зайчики и тучка» (ритмодекламация),

сл. М.Ю. Картушиной,  муз. М. Раухвергера

Музыкальный руководитель:

- Что за звуки?  (фонограмма «Летний дождь», диск «Звуки природы»)

- Дождик летний зовет нас играть.

     (в стороне стоит ребенок – «тучка», дети – «солнечные зайчики» двигаются поскоками по залу под песню)

  Солнечные зайчики скачут по дорожке.       «Солнечные зайчики» прыгают          

   Солнечные зайчики берегите ножки.               на месте.

   Тучка по небу гуляет                                         «Тучка» ходит вокруг них

    Наших зайцев догоняет.                                    и говорит на фоне музыки.      

            Тучка: Если только догоню, всех зайчат защекочу          

(«солнечные зайчики» убегают на места, «тучка» их ловит; пойманных «зайчиков» «тучка» тихонько щекочет)  .

Рисование «Летний денек»

Воспитатель: (фонограмма «Гроза»)

-  Ребята! Начинается гроза! Скорее возвращаемся в детский сад!

   Раз, два, три

   Паровозик собери!

- Каждый едет в своем вагоне.

- Вот мы в детском саду. Хорошее было путешествие, давайте нарисуем картины, чтобы родители увидели, где мы побывали. Послушайте загадки и нарисуйте отгадки:

Жаркий шар на небе светит,                               Мчится по холмам змея,

Этот шар любой заметит.                                    Влагу деревцам неся.

Утром смотрит к нам в оконце,                          Омывая берега,

Радостно сияя, …..(солнце)                                  По полям течет …(река)

Они легкие, как вата, по небу плывут куда-то

Держат путь издалека каравеллы - …(облака)

Он плачет над садами – сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник рад умыться в летний …(дождик)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной чудо мостик подвесной   (радуга)

- Кого еще можно нарисовать? Что можно еще нарисовать?

Оформление выставки рисунков в приёмной.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"

Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гостях у осени»

Конспект интегрированного занятия по теме "В гостях у осени", показано взаимодействие специалистов в группе для детей с нарушениями речи. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-ра...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гости к Зимушке»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме познавательного цикла "Зима". Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников о сезонных ...