Конспект НОД « Развитие представлений об окружающем мире и о себе» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Яшина Ольга Александровна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД « Развитие представлений об окружающем мире и о себе» в старшей группе

                                                                                       Воспитатель: Яшина Ольга Александровна                                                                                                                  

«Я и мои права».

Цель: Формирование у детей основ правосознания

Задачи:

1.Познакомить с Декларацией прав человека.

2. Подвести детей к понятию о праве на жизнь, имя, о праве жить и расти в семье, о праве на отдых.

3. Прививать любовь и гордость к своему имени, к своей семье.

4. Обобщать и закреплять представления детей о семье,

5. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование:

1. Фланелеграф с «цветком счастья».

2. Фланелеграф с солнцем и лучиками, на которых написаны имена детей.

3. «Перья Жар-птицы» с загадками о родственных отношениях.

4. Картинки с символическим изображением прав ребенка.

5. Иллюстрации к сказкам: «Золушка», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»

Ход занятия:

Дети встают в круг:    Собрались все дети в круг

                                     Я твой друг и ты мой друг

                                     Крепко за руки возьмемся

                                     И друг другу улыбнемся.

Дети говорят друг другу: «Не сердись, улыбнись» ( садятся на стулья)

Воспитатель: -Ребята, мы все живем на планете Земля. На Земле живёт много людей. Они разные и похожи друг на друга. Ты всегда можешь отличить человека от животного, но и люди отличаются друг от друга, ведь вы всегда можете отличить своих родных и знакомых от других людей.

Для того, чтобы жить в мире, дружбе, люди договорились как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальный документ: Декларация прав человека.

Произнесём хором: «Декларация».

Есть даже декларация прав ребёнка, в которой говорится о правах и обязанностях детей.

Сегодня мы узнаем некоторые из этих правил.

Я принесла для вас цветок счастья, на лепестках которого были записаны ваши права. Но лепестки разлетелись по группе. Это злой волшебник не хотел, чтобы вы узнали свои права. Но мы не сдадимся, найдем лепестки! Чтобы найти первый лепесток, надо отгадать загадку:

Вот так дом - одно окно, каждый день в окне кино. (телевизор)

Ребёнок приносит первый лепесток, лежащий около телевизора. На нем написано ПРАВО НА ЖИЗНЬ. Прикрепляет лепесток к сердцевинке цветка.

-Как только ребёнок появляется на свет, у него появляется право на жизнь. Как выдумаете, что означает это право (ответы детей)

-Да, это право означает. Что никто не может лишить человека жизни, право дышать, пить, есть, улыбаться. Найдите картинку, соответствующую этому праву. Давайте попьём воды.

Поищем второй лепесток?

-Посмотрите, дом стоит,

 до краёв водой налит,

без окошек, но не мрачный

С четырех сторон прозрачный,

 в этом домике жильцы все умелые пловцы. ( аквариум)

Ребенок приносит второй лепесток, найденный у аквариума. Не нем написано ПРАВО НА ИМЯ.

-После рождения ребенок получает свой первый документ - свидетельство о рождении, в нем записаны имя, фамилия ребенка-это ещё одно право-право на имя и фамилию.

У каждого из вас есть имя - у кого-то привычное, у кого-то редкое, но всякое имя прекрасно, потому что его с любовью дали нам наши родные. С первых дней жизни человек слышит очень часто своё имя, сначала в уменьшенной форме, потом в полной, потом с отчеством.

Давайте поиграем в игру, я называю полную форму имени, а вы — уменьшенную. (Александра-Саша и т. д. (воспитатель бросает ребенку мяч, называя полное имя, ребенок возвращает мяч, называя неполную форму имени) .

Вот какие красивые у вас имена. А сейчас я предлагаю вам ещё одну игру «Эхо». Каждый из вас будет называть имя и, как бы он хотел, чтобы его называли, а мы как эхо повторять.

-А ведь ваши имена что-то означают. Сейчас вы представите свое имя. По — одному будете искать лучик от солнышка, на котором написано ваше имя, называть, что оно означает и прикреплять к солнышку.

Александр - защитник людей и т. д.

Посмотрите, как засверкали ваши имена в лучиках солнышка! Солнышко согреет теплом нашу группу и все станут добрее и терпимее друг к другу.

Встаньте ребята, давайте представим, что мы солнечные лучики, протянем наши лучики вперед и соединим их в центре круга. Попытаемся почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Я надеюсь, что доброе имя, которое вы сегодня носите, поможет вам стать сильным, храбрым, красивым, умным, таким, каким вы хотите быть. И пусть почаще, звучат имена друг друга в нашей группе.

Поищем третий лепесток.

Подсказка: Всем, кто придёт, и всем, кто уйдёт, она ручку подает (за дверью  находят ещё один лепесток счастья, на нем написано ПРАВО НА СЕМЬЮ.)

В Декларации прав человека записано, что каждый человек имеет право на семью. Семья - родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе.

Отгадайте загадки про членов семьи.

-Кто встает ранним -рано

В доме с ней добро, тепло,

Дочку, сына одевает

Да и в садик провожает (мама)

Он машину ловко водит,

В стенку гвоздик заколотит,

Маме дома помогает,

И с детишками играет (папа) .

Кто ребята, отвечайте,

Вкусно готовит всегда,

Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера,

Кот Мурлыка под столом, поиграл её клубком (бабушка) .

Носит медали он на груди,

Всем он на помощь стремится прийти,

Бабушка кличет его молодцом,

Стар он годами, а молод умом (дедушка) .

Ребёнок имеет право жить со своими родителями, право на заботу и любовь. Как вы чувствуете любовь родителей (Дети по очереди отвечают, как заботятся о них родители).

-Из ваших рассказов видно, что ваши родители очень любят вас, заботятся о вас. Но у каждого человека помимо права, есть ещё и обязанности перед родителями. В хорошей, дружной семье все помогают друг другу. Вы тоже должны помогать своим родителям. У меня есть сердечко добрых дел, передавайте его друг другу называйте, как вы помогаете своим близким. (Слушаемся, не огорчаем плохим поведением, убираем кровать, накрываем на стол ит. д.) .

Когда сердечко вернулось к воспитателю, он его включает, оно светится.

Пальчиковая гимнастика:

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья.

Это мама, это я,

Это бабушка моя,

Это папа,

Это дед

И у нас разлада нет!

Вся семья вместе, тогда и сердце на месте.

Русский народ считал, что счастье в дом приносит Жар-птица. Так вот- пролетела Жар-птица и оставила нам свои перья с загадками.

-Кем приходится тебе сестра мамы?

Кем приходится тебе брат папы?

Кем приходится мама папе?

Кто для тебя мама мамы?

Кем ты приходишься бабушке?

Кто для тебя папа мамы?

Кто ты для своей тети?

Кто родился раньше - папа или дедушка?

Кто ты для мамы?

Кем приходится папа маме?

Молодцы ребята! Знаете всех членов семьи. А теперь возьмем перья Жар-птицы в руки:

Кто возьмет перо то в руки,

Тот услышит от него,

Что дороже мамы с папой,

Нет на свете ничего.

Нет дороже, чем бабуля, или тетушка твоя,

Потому что эти люди, для тебя одна семья!

Поищем ещё один лепесток. Вот загадка-подсказка:

Я все знаю, всех учу, но всегда сама молчу.(Книга)

Ребенок находит в книжном уголке лепесток, на котором написано ПРАВО НА ОТДЫХ.

-Дети имеют право на отдых, игры и развлечения. Как вы отдыхаете (ответы детей)

Давайте отдохнём вместе?

Дети идут друг за другом, делают движения по тексту стихотворения

-Осенью, весною, летом и зимою,

Мы во двор выходим дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо, влево,

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

-Вот и закончились подсказки, где спрятаны лепестки счастья, но в следующий раз мы обязательно их найдем, и узнаем, какие ещё права есть у ребенка.

-О каких правах мы сегодня узнали (Право на жизнь, на имя, на семью, на отдых).  Все права детей охраняются государством и взрослыми.

 В сказках часто эти права нарушаются, но нарушители строго наказываются.

(дети по иллюстрациям к сказке, отгадывают сказку и какое право героя было нарушено)

«Золушка»- право на отдых

«Маша и медведь» - право героини жить в семье

«Гуси - лебеди»- право на жизнь и жить в семье

«Волк и семеро козлят»- право на жизнь

-Я попросила Арину выучить стихотворение к сегодняшнему занятию:

Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок веские права

Он имеет право жить, развиваться и дружить,

Иметь добрый дом, видеть тихий, мирный сон,

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить и быть любимым,

Он на свете не один!

- Помните ребята: ЗНАТЬ ДОЛЖНЫ И ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ

                                 О ПРАВАХ, ЧТО ЗАЩИЩАЮТ ВСЕХ НА СВЕТЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающая деятельность как средство развития представлений об окружающем мире и о себе у детей с нарушениями речи»

Мини-программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи....

Проект по развитию интереса к окружающему миру средствами театрализованной деятельности для старшей группы детского сада «Театр - добрый волшебник»

Автор: Червякова Л. Н.Участники: Воспитатели старшей группы, дети, родители, музыкальный руководитель.Тип: Творческий, долгосрочный.Цель: Формирование   гуманного отношения к ...

Конспект НОД Развитие представлений об окружающем мире и о себе

Конспект НОД  Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Младшая группа....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ в старшей группе по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Культура поведения»

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.Программные задачи: -формировать представления о нормах и правилах поведения в быту, повседневном общении, в общественных ...

Живая и неживая природа.Познание (формирование представлений об окружающем мире). Продуктивная деятельность (аппликация ). Интеграция. Старшая группа.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе.  Живая и неживая природа. и презентация к занятию...

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И О СЕБЕ

Развитие представлений о своем внешнем облике. Знакомство со схематичным изображением тела. Освоение проживания. Развивать наблюдательность....

Конспект комплексного занятия по развитию речи и окружающему миру на тему: «ЦЕНА ХЛЕБА» Старшая группа

Знакомить детей с процессом выращивания хлеба. Расширять и углублять представления детей о труде хлеборобов, комбайнеров,  мельников, пекарей, поваров.Воспитывать уважение к труду взрослых....