Русская береза - символ Родины моей.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Расширить знания детей о русской березке, о её удивительных особенностях, полезных свойствах, пополнить природоведческий словарь, развивать интерес к исследовательской деятельности, подвести детей к понятию, что береза - символ Родины моей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_bereza_2.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Русская береза – символ родины моей.

Цель: воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.

Задачи:

Образовательные:

- расширить и уточнить представления  детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.

- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы).

Развивающие:

- развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное слово».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская.

Материалы и оборудование: предметы из бересты, кусочки бересты, кора других деревьев – осины, клена, мензурки, ёмкости для воды, увеличительные стекла, спилы березы; две корзинки – большая и маленькая, листочки разных деревьев; мультимедийный проектор.

Методы и приемы: словесные методы - вступительное слово воспитателя, вопросы,  беседа, рассказ воспитателя; игровые методы – словесная игра, подвижная игра; наглядный, игровой.

Сценарий педагогического мероприятия:

Дети входят в группу под музыку.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о родной русской природе, красавице березке.

- Береза – самое красивое и любимое дерево в нашей стране. Она символ России. Это дерево хорошо в любое время года.  Но все ли о ней знают?

Мы, ребята, с вами очень много узнали о березке и сейчас поделимся нашими знаниями.

- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту, за пользу, которую она приносит. Растет она во всех уголках нашей необъятной родины.

- Ребята, послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил березу?

1. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром. (С. Есенин) (зимой)

Воспитатель демонстрирует дерево  - зимой. (слайд)

- Зимой – на веточках лежит белый снег.

2. Как у нашей у березки

Очень славные сережки,

Как стройна, и как мила,

Это вновь весна пришла. (А Тесленко) (весной)

Воспитатель демонстрирует дерево – весной. (слайд)

- Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.

3. Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы. (С. Есенин) (летом)

Воспитатель демонстрирует дерево – летом. (слайд)

- Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.

4. Стало вдруг светлее вдвое, 

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах. (Е. Трутнева) (осенью)

Воспитатель демонстрирует дерево – осенью. (слайд)

- Осенью – береза покрыта золотистой листвой.

- Ребята, а листья крутясь в воздухе, падают на землю, как называется это явление? (слайд)

- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т.д.)

- Как называется лес, где растут одни березы? (березовая роща) (слайд)

Игра «Гуляй да присматривай»

(детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов – признаков и слов – действий к слову береза)

Береза (какая?) – кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая  и  т.д.

Береза (что делает?) растет, красуется, зеленеет, украшает, лечит и т. д.

- Ребята, давайте вспомним, что покрывает стволы деревьев? (кора)

- Чем отличается ствол березы от других деревьев? (ствол у березы белый)

- Верхний слой коры, как называется? (береста)

- Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.

- Ребята, объясните, а что за черные пятнышки на бересте? Как они называются? (чечевички, через них березка дышит)

-  В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб, из коры – бересты получали березовый декоть для хозяйства и смазки колесных осей на телегах, из березового дектя  делают дегтярное мыло, еще  наши предки делали легкую и прочную обувь.

- Какие изделия изготавливают из бересты? (сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки) (слайды)

Физминутка

Дети встают  в круг и  выполняют движения под музыку «В поход пойдем»

- Березка – не только красивое дерево, еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.

- На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай. Береза лечила и лечит  людей от многих заболеваний.

- Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и взрослые и дети, лакомится этим вкусным полезным напитком.

- Игра «Найди лист березы» (рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку)

Приглашаю вас пройти в наш центр Науки.

1. Опыт «Определи возраст березы»

- Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца (показывает через увеличительное стекло)

- Как вы думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец)

- Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву? (нужно посчитать кольца, сколько колец, столько и лет).

2. Ребята, береста - верхний слой коры, защищает березу не только от жары и холода, но еще не пропускает вредные вещества и воду. Давайте проверим, действительно ли это так? 
- Посмотрите, у вас на столах есть емкости и мензурки с водой. Возьмите в одну руку бересту, а в другую мензурку с водой. Держите бересту над емкостью и полейте ее водой. 
Дети выполняют задание.
- Ребята, что вы увидели, когда поливали бересту? Береста воду пропустила?
( Нет, береста воду не пропустила.)
- А как вы это заметили? (вода стекла с бересты)
-  Береста – это защитный покров дерева. Она защищает березу от жары, холода, не пропускает вредные вещества и воду.


3. Опыт «У кого прочнее».

- Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.

Игра «Найди кору березы» (на разносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы)

- Ребята, давайте вернемся, мы к нашему опыту, рассмотрим баночки с водой, в которые  были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? (березовая кора не пропускает воду, кора других деревьев стала хрупкой)

- Вот сколько пользы приносит людям береза. И в благодарность за это подарили березке праздник. Он так и называется – «Праздник русской березы». Девушки и парни шли в это день в березовую рощу, чтобы украсить березку лентами, бусами, заплести березоньке косу.

- Посмотрите, какое замечательное дерево – береза. Оно дает тепло, лечит людей, радует сувенирами. Недаром русский народ назвал березку символом нашей Родины.

-  Будем березку любить, охранять

Будем мы взрослым во всем помогать

Реки, поля и леса сбережем

Помним о том, что природа наш дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Русская береза - символ родины моей"

Цель данного занятия рассказать о любви к русской березе, о том как беречь природу....

"Русская береза - символ Родины моей"

Конспект занатия по познавательной деятельности в старшей группе...

«Русская береза - символ Родины моей».

Разработка конспекта открытого занятия по развитию речи....

Конспект занятия по нравственно- патриотическому воспитанию с использованием театрализованной деятельности «Русская береза — символ Родины моей» в старшей группе

Цель: Способствовать формированию патриотических чувств, любви к природе родного края посредством расширения знаний о берёзе с использованием театральной деятельности....

Сценарий праздника "Русская береза - символ родины моей" в старшей группе

Цели:создать  условия для эмоционального восприятия материала; способствовать формированию творческой личности ребёнка; воспитанию патриотизма, любви к Родине;расширять знания о природе ...

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности на тему: «Русская береза-символ Родины моей»

Цель:  Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе,  как о символе России.Задачи:Обучающие:- расширить и уточн...

Конспект занятия по познавательной деятельности «Русская береза-символ Родины моей»

Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств,любви к родной природе посредством расширение их знаний о березе,как о символе России.Задачи :-расширить и уточнить представления детей ...