"Русская береза - символ Родины моей"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Старостина Людмила Ивановна

Конспект занатия по познавательной деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_bereza-simvol_rodiny_moey.docx700.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ  САД № 119»

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности на тему:

«Русская береза-символ родины моей»

в  старшей группе.

                                                    Разработала:

                                                        воспитатель Старостина Л.И.

 Рязань, 2016 г.

   

Цель:  Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе,  как о символе России.

Задачи:

Обучающие:

- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах; пополнить словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать сообразительность, интерес к родной природе.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа: роща,  береста, туесок,  древесный гриб – чага.

Материалы и оборудование: видеопроектор, аудиозапись,  береза-деревцо, зеленые листики из бумаги,  изделия из бересты, березовые почки, березовый веник, чага, березовый сок,  сигнальные карточки ( красный, зеленый цвет), белый картон, зеленые нитки, черный карандаш, подставки под березы.

Предварительная работа: рассматривание изображений родной природы; наблюдение в природе за березой, знакомство и беседы о государственной символике России; разучивание стихотворений о берёзе, песни и хоровода «Во поле береза стояла».

Ход занятия:

Звучит тихая музыка «Отчего так  в России березы шумят» (минусовка),  дети заходят в группу.

Вводная часть:

Дети, вы слышите, какая красивая музыка звучит. Я вам сейчас загадаю загадку, послушайте о ком она?

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой

Стоит под горой.  (береза)

-Правильно. У нас в России очень много берез.  Любит наш народ зелёную красавицу, гордится ею. За свою красоту береза стала символом России.

Посмотрите, к нам  сегодня в гости пришла березка. Подойдем к ней.

На улице уже весна и ей уже не терпится нарядиться в зеленый сарафан. Поможем ей?

Основная часть:

Давайте вместе с вами  придумаем слова , которыми  мы можем описать это удивительное дерево.  Каждый называет слово и вешает на дерево зеленый листик.  Береза  какая?   (кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая.)

Вот какая у нас теперь нарядная береза! 

Многие талантливые русские художники запечатлели березу на своих картинах.  Проходите в демонстрационный зал, я вам покажу эти картины на слайдах .

Перед вами картина Ивана  Ивановича  Шишкина, называется  «Березовая роща»

- А что такое березовая роща?

- В какое время года изобразил художник березовую рощу? Почему так думаете?

Смотришь на березовую рощу в летний день, на тихие молчаливые березки и ощущаешь красоту своей Родины.

А эту  картину написал  Исаак  Ильич  Левитан

- Какое время года изображено? Картина называется «Золотая осень»

- Почему художник так назвал свою картину?

Как же красивы белоствольные красавицы в ярком осеннем убранстве.

А вот картина, которая называется «Иней», написал ее  Игорь Эммануилович  Грабарь.

В какое время года изображены березы? Как вы догадались?

Чем покрыты ветки березы?

 Как же красива береза зимой, словно хрустальная красавица из сказочной страны.

И на картине Алексея Кондратьевича  Саврасова,  которая называется  «Грачи прилетели» какое время года изображено?

По каким приметам вы догадались?

Любуешься на тонкие ветки березы весной и будто слышишь звонкую капель.

В разное время года мы увидели березу и в каждое она красива по-своему.

Вот какое замечательное дерево! Испокон веков березу почитали на Руси. Про нее много сложено стихов и песен. Какие вы знаете? ( ответы)

В старину девушки и юноши водили хоровод вокруг березы. Вот и я приглашаю вас на хоровод вокруг нашей гостьи!

Хоровод «Во поле береза стояла»

Молодцы, а березка пришла к нам не с пустыми руками, что-то нам принесла,  пойдемте,  посмотрим (дети садятся на стулья)

- Вспомните, что покрывает стволы деревьев? (кора)

- Чем отличается ствол березы от других деревьев? (ствол у березы белый)

- Как называется кора березы? (береста)

Беседа с демонстрацией материалов

- Береста – это защитный слой дерева. Она отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.

С давних времен бересту использовали для изготовления изделий. Из бересты изготовляли хлебницы, кружки, туеса.  Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте березы писали.

Заготавливают бересту в конце мая-начале июня. В это время года она легко снимается, имеет красивый золотистый  оттенок. Снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая вырубка.

- Ребята, а кто-нибудь знает, что за черные пятнышки на бересте?

 Как они называются? (чечевички, через них березка дышит)

А еще березка – дерево лекарь.

Отвары из березовых почек заживляют раны.

Березовыми веничками лечат хвори в бани.

Древесный гриб – чага заваривают, пьют вместо чая.

Но особенно ценен березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, но, когда добываешь березовый сок, делаешь дырочку, ее надо обязательно замазать, чтобы беречь березу.

Сегодня  вы многое узнали о русской красавице -  березе,  и теперь я вам предлагаю поиграть. Подходите к березке, она тоже хочет посмотреть, все ли вы о ней знаете.

Д/игра «Так или не так?»

Детям раздаются сигнальные карточки, если они согласны с высказыванием, поднимают зеленую карточку, если нет – красную.

У березы лекарственные почки.

Береза – это трава.

Чага – это гриб.

Зимой береза спит.

Березовый сок полезен.

Береза колючее дерево.

Береза – символ России.

А теперь мы с вами присядем за столы, и сделаем  подружек для нашей березы.

Перед вами лежат заготовки, белый прямоугольник с дырочками по бокам и зеленые нитки, посмотрите внимательно на них и скажите, на что похожи, чего не хватает….(ответы детей)

Перед тем как начать делать, сначала разомнем наши пальчики.  (Пальчиковая гимнастика )

Мы берёзку посадили,

И водой её полили,

И берёзка подросла,

К солнцу ветки подняла.

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

-А теперь  возьмем  одну зеленую ниточку  и начнем пронизывать ее через дырочку, когда это сделаем,  мы завяжем узелок. Так мы с вами должны сделать со всеми нитками, когда сделаем, то нашей березке надо нарисовать чечевички черным карандашом.

Звучит фонограмма «Отчего так в России березы шумят» дети выполняют работу.

Заключительная часть

Молодцы…., постарались, у нас с вами появилась  целая березовая роща! (ставим на подставки)

Я хочу,  чтобы вы тоже научились любить это дерево, восхищаться им, беречь его и гордиться нашей страной.

И  березка благодарит вас  и хочет угостить  березовым  соком.

Список использованных источников:

1.Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду», 2007 г.;

2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство  Скрипторий 2003», 2008. (стр.42-44)

D:\Рабочая 2016-2017 гг\ФОТО ДС\фото\SAM_5022.JPG  D:\Рабочая 2016-2017 гг\ФОТО ДС\фото\SAM_5049.JPG 

D:\Рабочая 2016-2017 гг\ФОТО ДС\фото\SAM_5065.JPG  D:\Рабочая 2016-2017 гг\ФОТО ДС\фото\SAM_5072.JPG

D:\Рабочая 2016-2017 гг\ФОТО ДС\фото\SAM_5079.JPG D:\Рабочая 2016-2017 гг\ФОТО ДС\фото\SAM_5096.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Русская береза - символ родины моей"

Цель данного занятия рассказать о любви к русской березе, о том как беречь природу....

Русская береза - символ Родины моей.

Расширить знания детей о русской березке, о её удивительных особенностях, полезных свойствах, пополнить природоведческий словарь, развивать интерес к исследовательской деятельности, подвести детей к п...

«Русская береза - символ Родины моей».

Разработка конспекта открытого занятия по развитию речи....

Конспект занятия по нравственно- патриотическому воспитанию с использованием театрализованной деятельности «Русская береза — символ Родины моей» в старшей группе

Цель: Способствовать формированию патриотических чувств, любви к природе родного края посредством расширения знаний о берёзе с использованием театральной деятельности....

Сценарий праздника "Русская береза - символ родины моей" в старшей группе

Цели:создать  условия для эмоционального восприятия материала; способствовать формированию творческой личности ребёнка; воспитанию патриотизма, любви к Родине;расширять знания о природе ...

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности на тему: «Русская береза-символ Родины моей»

Цель:  Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе,  как о символе России.Задачи:Обучающие:- расширить и уточн...

Конспект занятия по познавательной деятельности «Русская береза-символ Родины моей»

Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств,любви к родной природе посредством расширение их знаний о березе,как о символе России.Задачи :-расширить и уточнить представления детей ...