Конспект НОД в старшей группе с интеграцией областей "Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Обобщающее занятие по теме "Откуда хлеб пришёл?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательные области: познание, труд, художественное творчество, коммуникация, художественная литература, социализация.

Цели занятия: 
• систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля до стола; 
• обогатить знания детей о том, как выращивают хлеб; 
• воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; 
• познакомить детей с новым материалом для лепки - соленым тестом; учить детей лепить из соленого теста, используя знакомые приемы лепки. 

Задачи:

Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи. Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение. Воспитывать аккуратность Формировать умение работать в коллективе; воспитать уважительное отношение к труду людей, к хлебу.

Предварительная работа: 
1. Разучивание стихов и пословиц о хлебе. 
2. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий. 
3. Чтение художественной литературы. 
4. Загадки. 
5. Дидактические игры. 
Оборудование: 
интерактивное оборудование, презентации на тему «Хлеб»,стол с самоваром и хлебобулочными изделиями, иллюстрации на тему: "выпечка", пшеничные колоски, зёрна пшеницы, кофемолка, мука, соль, яйца, вода, солёное тесто, поднос для соленого теста, пирог "Шарлотка".

                         

                           Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

- физминутка «Колосок»

- игра с мячом малой подвижности «Подумай и быстро ответь»;

Игровая

- игра с мячом малой подвижности «Подумай и быстро ответь»;

- игра на внимание интерактивная доска «Найди и выбери людей, занятых в производстве хлеба;

- игра «Сложи комбайн»(интерактивная доска);

-игра «Что сначала , что потом»(интерактивная доска)

-упражнение на развитие речи и мышления  «Объясни  смысл пословиц» .

Продуктивная

- участие в процессе приготовления пирога;

- лепка из соленого теста.

Познавательно-исследовательская

- эксперементирование: помол зерен пшеницы в кофемолке.

 -отгадывание загадок;

Коммуникативная

-отгадывание загадок;

- беседа «Этапы выращивания и переработки хлеба»

Восприятие художественной литературы

-рассказывание стихотворений;

                             

                             

                                  Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1

Включение в образовательную деятельность: отгадывание загадок о хлебе, приглашение к занятию сказочного персонажа «Колобка».

Дети отгадывают загадку колобка , все вместе отправляемся в путь, чтобы узнать откуда хлеб пришел к нам на стол.

Сконцентрировано внимание.

Создан положительный эмоциональный настрой, сформулирована мотивация образовательной деятельности.

.

2

Педагог предлагает отправиться в путешествие по временам года на разных видах транспорта («поезд», «самолёт», «велосипед», «машина»)

Дети садятся на стульчики, выбирают средство передвижения и «едут» под музыкальное сопровождение  

Дети настроены на совместную работу, закрепили названия средств передвижения

3

Воспитатель предлагает по изображению на слайде определить время года – это первая остановка

Дети отвечают на вопрос (весна), Арсений читает четверостишие о пахоте.

Развитие умения  по изображению определять время года, при восприятии чтения стихотворения – закреплять знание этапов выращивания хлеба.

4

Физминутка: «В землю зернышко попало».

Даша читает стихи и показывает движения-дети выполняют движения

 

Снятие мышечного напряжения, создание положительного настроения при изображении растущих колосков

5

Путешествие продолжается, следующая остановка – «станция Лето». Просмотр слайдов.

Дети любуются хлебными полями похожими на море под красивую музыку морской тематики.

Воспитанники развивают свой эстетический вкус

6

Воспитатель просит детей назвать время года, следующее за летом и вспомнить названия машин, с помощью которых убирают урожай.

Дети называют время года (осень), и вспоминают, что урожай убирают с помощью комбайнов.

Закрепление знания последовательности времен года и названия уборочной техники

7

Воспитатель предлагает детям помочь механизаторам собрать комбайн (на интерактивной доске)

Ребенок собирает картинку комбайна, разрезанную на четыре части. В это время Ярослав читает четверостишие об уборочной страде.

Развитие внимания , мышления, речи, коструктивных способностей.

   8

Показ слайдов с изображением элеватора и мельницы.  Рассказ о назначении элеватора.

Илья читает стихотворение об элеваторе.

Дети слушают и зрительно воспринимают информацию об этапах производства хлеба

   9

Педагог предлагает провести эксперементирование и ответить на вопрос:

можно ли с помощью кофемолки сделать муку?

Ребенок помогает воспитателю засыпать в кофемолку зерна пшеницы и перемолоть их. Полученную муку дети воспринимают на ощупь и делятся впечатлениями.

Дети формируют умение получать ответы на вопросы  с помощью эксперементирования, пополняют свой словарь прилагательными: мягкая, воздушная и др.

  10

Воспитатель предлагает детям принять участие в игре: «Что сначала, что потом?»

Дети  на интерактивной доске проводят линии от порядковых номеров к картинкам с этапами производства и выращивания хлеба.

В игре закрепляется изученный материал

  11

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру с мячом. Бросая мяч ребенку, взрослый просит назвать  слово с корнем «хлеб».

Дети встают в круг и ловят мяч, отвечают на вопросы: квас из хлеба какой? назови прибор для резки хлеба? И др

Воспитанники развивают внимание, ловкость, память, речь. Пополнился словарный запас детей такими словами как: хлебный, душистый, ароматный, хлеборезка и хлебозавод и др.

  12

На экране слайд с караваем хлеба. Воспитатель рассказывает о том,  как уважительно относились к хлебу наши предки, произносит пословицу о хлебе и просит детей вспомнить, какие они пословицы знают.

Дети называют пословицы. Настя  рассказывает стихотворение  о каравае.

Развитие памяти и речи, дети узнают, что к хлебу нужно относится бережно, уважительно.

  13

Педагог обращает внимание детей  на продукты, лежащие на столе: муку, яйца, воду;

и задает вопрос: что можно приготовить из этих продуктов?

Дети отвечают на вопрос (из каких продуктов можно замесить тесто)

Развитие логического мышления, закрепление знаний об этапах производства хлеба

  14

Воспитатель предлагает воспитанникам превратится в пекарей и слепить хлебобулочные изделия из соленого теста для игры «Магазин»

Дети лепят сушки (мальчики) и пирожки(девочки

Развитие творческих способностей, моторики рук.

Ход занятия:
Педагог.

Ребята, какое время года на дворе? Правильно, осень. А вы знаете, что осенью отмечают праздник: Всемирный день…Отгадайте загадку, и узнаете какой праздник:  

                «Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет». (Хлеб.)

Вы правильно отгадали – это хлеб. И праздник называется «Всемирный день хлеба»

Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные баранки, ватрушки, булки и т.д. 
В-ль: Как можно назвать всё это одним словом? 
Дети: выпечка, хлебобулочные изделия. 
В-ль: Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине.( На столе) Все они очень аппетитные и вкусные. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он прошёл долгий путь прежде чем появился на полке в магазине.

Хотите отправиться в путешествие по временам года, чтобы узнать откуда хлеб пришел?(Ответы детей)

Ребята, кто-то к нам идет…Да это-же …Колобок!

К-к - Здравствуйте, ребята!(Смотрит на стол с хлебобулочными изделиями) Ой, сколько здесь моих родственников!

Вос-ль- Ребята, почему он называет хлебобулочные изделия своими родственниками?

Кол-к-Да, конечно, ребята! Все мы произошли из одного… Ой забыл как называется.Но я помню загадку про него:

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам хлебом.

Вос-ль-Конечно, ребята! Это, колосок! Зёрнышки в колоске спрятаны будто в кармашки, их так много и на каждом кармашке усик, будто оберегает зёрнышко. Именно оно – зёрнышко всему начало.(рисование на интерактивной доске)

-Колобок, мы с ребятами отправляемся в путешествие по временам года - хотим узнать как выращивают и производят  хлеб? Поедешь с нами?

-Конечно!

- Тогда поехали. Усаживайтесь ребята на стульчики. На каком транспорте поедем? На поезде? Поехали!(под песню «мы едем, едем, едем…»

А вот и остановка. Ребята, в какое время года привез нас волшебный поезд?(слайд) Правильно, это весна.

В- ль: Весной люди подготавливают почву для засева полей. Как они это делают? 
Читает стих Арсений:

Снег растает в поле чистом, 
Схлынет талая вода – 
Побежит за трактористом 
Ранним утром борозда. ( слайд) 
В- ль: Трактористы пашут землю и разрыхляют её с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять зёрна.

Даша проводит физминутку:

В землю зёрнышко попало, (приседают) 
Прорастать на солнце стало (руки над головой) 
Дождик землю поливал, 
И росточек подрастал ( медленно встают) 
К свету и теплу тянулся 
И красавцем обернулся. (слайд – поле с золотыми колосьями). ( садятся на стулья).

 В- ль: Едем дальше. Посмотрите в окно. Какое время года? Правильно.Лето.

Летом всё поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует и колосья превращаются в золотые волны. (слайды про хлебное поле)

А вот и следующая остановка. Какое время года наступает после лета? Вот и осень. Когда приходит осень, колосья наливаются, созревают.(слайд) Пора убирать урожай, а то зёрна могут осыпаться. Ребята, давайте вспомним какие машины убирают урожай? Правильно комбайны. Чтобы ехать дальше нам  нужно собрать картинку.(интерактивная доска)

Ярослав:

Хлеб созрел, в полях моторы 
Песню жатвы завели. 
В степь выводят комбайнёры 
Полевые корабли. 
В- ль: Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. А куда же шофёр увозит зерно? 
Ответы детей: в зернохранилища. 
Читает стих Илюша.:

Слышен, летом до заката, 
Гул комбайнов у реки, 
И везут на элеватор 
Урожай грузовики. ( слайд) 
В- ль: Элеватор-это большое зернохранилище. Там зерно сушат и хранят. Но и это ещё не всё. Кто догадается куда везут зерно с элеватора? 
Ответы детей: на мельницу. 
В- ль: Правильно, на мельницу, где мельник перемалывает его в муку. (слайд). ( Внести кофемолку и зёрна пшеницы). Мы тоже сейчас попробуем сделать муку ( промолоть зёрна на кофемолке, показать детям результат). 
В- ль: Ребята, потрогайте муку, опишите какая она? 
Ответы детей. 
В-ль: Вот мука и готова! На специальных машинах её везут на хлебозаводы и пекарни, где пекарь выпекает нам хлебушек и различные хлебобулочные изделия (слайд). Наконец- то хлеб попадает в булочную, где мы его покупаем и с удовольствием едим.

Колобок –Какие вы молодцы, ребята я хочу с вами поиграть.  

Я буду вам задавать вопрос, а вы отвечать - какие слова можно образовать от слова «хлеб».

Педагог  задает вопрос и бросает колобок ребенку. Ребенок отвечает и возвращает колобок  воспитателю:

Назови хлеб ласково (Хлебушек.)

Крошки  хлеба какие? (Хлебные.)

Квас из хлеба как называется? (Хлебный.)

Прибор для резки хлеба. (Хлеборезка.)

Посуда для хлеба. (Хлебница.)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)

Кто печет хлеб? (Хлебопек.)

Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод.)

Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия.)

Подберите прилагательные к слову хлеб:

Хлеб какой? :( румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)

Молодцы! Вы хорошо играли. Поехали дальше!

В-ль:--Давайте еще поиграем! Игра называется «Что сначала, а что потом». На доске картинки с этапами производства хлеба, а внизу цифры. Нужно соединить картинку с номером.(интерактивная доска)

А теперь следующая остановка- это  Кремлевкий  дворец, на сцене которого поздравляют людей, профессии которых связаны с производством хлеба. Давайте и мы их поздравим и подарим цветы. Чтобы вручить цветы, нужно назвать профессию, связанную с производством хлеба.(интерактивная доска)

Смотрите ребята, сколько людей трудятся, чтобы  хлеб всегда был у нас на столе.

Как надо относиться к хлебу? Ответы детей. 

 В –ль: Совершенно верно. Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Хлеб в старину можно было брать только чистыми руками. Нельзя было его выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать, даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали. Самых достойных гостей всегда встречали хлебом и солью.(Слайд)

Даже пословицы сложили: « Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, так и стол – доска!»  А теперь я хочу послушать какие пословицы о хлебе знаете вы? 
Дети читают пословицы. 

Нива- Божья ладонь, всех кормит.

Хлеб-всему голова.

Без хлеба нет обеда

Паша: «Хлеба к обеду в меру бери, он - драгоценность, им не сори»

Стих читает Настя:

Вот он – каравай душистый, 
С хрупкой корочкой витой, 
Вот он теплый, золотистый, 
Словно солнцем налитой. 
В каждый дом, на каждый стол 
Он пожаловал, пришел. 
В нем здоровье наше, сила, 
В нём чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, 
Охраняло, берегло! 
Ведь не сразу стали зерна 
Хлебом тем, что на столе. 
Люди долго и упорно 
Потрудились на земле! 

Песня «Хлеб- всему голова»

Ну вот мы и приехали на конечную станцию - снова в детский сад и я приглашаю вас самим приготовить хлебобулочные изделия. Хотите?
В- ль: У нас на столе мука, вода , соль, яйца). Если их перемешать, что получится?(на столе 2 ёмкости). 
Дети: тесто. 
В- ль: Ну, конечно же это – тесто! (достаю готовое солёное тесто из другой ёмкости). 
- Самый вкусный хлеб получится, когда печёшь его своими руками. Ребята, сейчас мы с вами превратимся в настоящих пекарей и каждый из вас подумает, что он хочет вылепить из теста, вспомните, что продаётся в магазинах, что мы раньше рассматривали?  Только мы будем лепить из солёного теста. Изделия из него долго хранятся, но есть его нельзя! Они используются как декоративные украшения. Мы слепим хлебобулочные изделия для игры в магазин. Девочки  сушки, а мальчики баранки. Приступайте к работе. (напомнить детям, что приёмы лепки из теста те же, что для лепки из пластилина). 
- Все ребятки молодцы! Все постарались, налепили так много хлебобулочных изделий. 
Дети садятся на стулья. 
В-ль: Но и это ещё не всё. Помните, вчера мы пекли с вами яблочный пирог "Шарлотка". Сегодня мы угостим наших гостей и отведаем сами!

Приглашаем всех  на чаепитие! 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №374

городского округа  Самара

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему:

«Хлеб – всему голова?»

                                  Выполнила: Францева Татьяна Валентиновна

                                              воспитатель МАДОУ №374

                     г.о. Самара

Самара  2012


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: « Хлеб- всему голова»

Предлагаю вам конспект открытой непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: « Хлеб-всему голова» Этот материал полезен для воспитателей старшей группы. Познавательн...

Конспект НОД в старшей группе детского сада "Хлеб- всему голова"

дать детям понять, что хлеб является  ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола, воспитывать ува...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: "Хлеб - всему голова"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: "Хлеб - всему голова"     Должность:Воспитатель:  Мищенко О.ВМесто работы:МБДОУ  ЦРР Д/С № 1...

Конспект HОД в старшей группе по рисованию «Хлеб-всему голова»

Закрепить знания о хлебе. Показать и рассказать детям из чего делается хлеб....

Конспект НОД в старшей группе по теме «Хлеб всему голова!»

Цель. Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Развивать связную речь детей.Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе; активизировать в речи детей прилагательные, ...