Конспект НОД в подготовительной группе детского сада "Зелёные паруса лиственниц".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бородулина Елена Анатольевна

Данный материал позволяет закрепить знания детей о растениях родного края, расширяет кругозор детей, развивает  наблюдательность, внимание, память, мышление, воображение детей, воспитывает уважение к труду наших предшественников, гордость за свою страну. Речь идёт о корабельной роще, задуманной Петром Первым  и  посаженной в 1738 году  в 6о километрах  от Петербурга .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelyonye_parusa_listvennits.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе детского сада

Образовательные области:

Познание, коммуникация, здоровье, социализация.

 Тема:

«Зелёные паруса лиственниц»

Разработала  воспитатель ГБДОУ №52 Приморского района Санкт-Петербурга

Бородулина Елена Анатольевна

Май 2014

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Задачи:

Обучающие   :

 Закрепить знания детей о растениях родного края, уточнить  представления о зависимости роста растений от внешних условий, познакомить с особенностями лиственницы, учить отличать её от других деревьев, узнавать на улицах города, в скверах и парках.

Развивающие:

Развивать воображение детей, память, внимание, наблюдательность, мышление, расширять кругозор.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, уважение к труду наших предшественников, гордость за свою страну.    Вызвать желание растить деревья, оберегать природу.                  

Предварительная работа:  

Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами природы наших мест, репродукций картин русских художников «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща»  И. И. Шишкина и др.;  чтение рассказов о  деятельности Петра Первого  (книга «Детский мир и хрестоматия» стр.272,248);

 знакомство с географическим положением нашей страны, близостью моря;  узнавание пород деревьев по листьям и плодам, по коре; рассматривание макета парусника, открыток с изображением парусников;  

уход  за огородом на подоконнике.  

Материалы: веточка лиственницы, шишки лиственницы, модель  парусника, оборудование для показа слайдов, карта России, карта Ленинградской области, портрет Петра Первого, лесные пейзажи наших мест, карточки с моделями (свет, тепло, влага, почва).


                                      Ход образовательной деятельности:  

Вводная часть:

Дети сидят полукругом. В середине  на столе – веточка лиственницы и модель парусника. На стене карта России и виды природы наших мест.

Воспитатель:

Посмотрите, пейзажи каких стран, мест здесь изображены?   (ответы детей)

Да, мы с вами здесь живём. Эти места очень красивы, а мы порой не замечаем этой красоты, не ценим её.

Основная часть:

Посмотрите, что я держу в руках. ( Ветка лиственницы). Что о ней можно сказать  ? (ответы детей).Погладьте тёплую неколющуюся  хвойную лапку .

Такое впечатление, что это звериная шёрстка.

Как вы думаете, что общего между этой веткой и парусником? (ответы детей).

Если трудно догадаться, взгляните на этот портрет (Портрет Петра Первого).  

Догадались? (ответы детей). Из лиственницы делали мачты для кораблей.

Её древесина не гниёт в воде, тяжёлая, смолистая, крепкая.   Её называют «северным дубом».

  Лиственница очень светолюбива. Сосна, например, и ночью растёт.  А лиственница в это время суток как будто засыпает. Но растёт очень быстро, обгоняет другие породы. Лиственница не боится мороза. Переносит -60 градусов. А живут лиственницы 500 лет.

Показ слайдов на большом экране.

(Слайд 1: Лиственница.)

А сейчас встаньте и возьмитесь за руки по двое, как можно шире растяните руки. Вот такая толщина ствола у взрослой лиственницы. Впечатляет! Высота примерно с 9-этажный дом.

Присаживайтесь на места. Лиственница хочет рассказать нам одну удивительную историю из своей жизни. Назовём её так: «Лесной знатель».

Лиственница зовёт нас в путешествие.

Почти три века назад царский гонец спешил в небольшой немецкий городок.

(слайд 2: Гонец)

Он вёз пакет Государственной адмиралтейской коллегии немецкому формейстеру (лесничему) герру Фокелю. О, это известный « лесной знатель»!

Россия создавала флот. Лиственница подходила для этой цели как нельзя лучше.  И герр Фокель приглашался в Санкт-Петербург «для создания касающихся до мореплавания лесов». Фокель не заставил себя долго ждать.

У какого же лесничего не дрогнет сердце от такого приглашения – сажать лес! Он приехал.

  Фокель не сразу отыскал место для лиственничной корабельной рощи. И состав почвы надо было учесть, и рельеф, и главное, количество солнечного света. И семена нужны были надёжные, жизнестойкие, не заграничные, а с деревьев русского севера. Герр Фокель отправился в Архангельские леса (обратиться к карте).

Путешествие за семенами было долгим и трудным.

(Слайд 3: «Знатель» в Архангельских лесах).

 Местные чиновники дивились: чудодей, не в себе этот «знатель». Иностранный вроде бы господин, кафтан из отменного сукна, парик напудренный, пряжки на башмаках серебряные, а бродит по тайге, шишки с деревьев сшибает.

(Предложить детям походить по группе, как будто по тайге, перешагивая через препятствия, найти и рассмотреть шишки лиственницы).

Каждую шишечку рассматривает, как чудо заморское. Подумать только: лиственницу возле Петербурга удумал сажать! Когда он, лес-то, будет? Кто его увидит?

Но герр Фокель шёл к своей цели от этих «малых дел». Он знал, что не увидит корабельной рощи. Но он вверил деревьям душу. И мы благодарны ему за это.

(Дети садятся на стулья)

 От города Архангельска было привезено семя. Думал лесовод, как лучше прорастить семена. В маленькие плоские корытца посеял он их, перемешав с доброй землёю (не глубже трёх пальцев) и попрыскивал водою. Ночью в холодные вечера прикрывал их, а в тёплую погоду открывал. Эти советы не утратили своего значения до сих пор.

Наверное, у многих есть дачи, и родители сами выращивают рассаду.

- Что нужно растениям для роста? (хорошая почва, свет, тепло, влага)  (ответы детей). Показать карточки с моделями.

Герр Фокель аккуратно записывал свои советы, наблюдения.

Напрасно над ним посмеивались как над чудаком.

В 60 километрах от Санкт-Петербурга, неподалёку от берега Финского залива сегодня можно любоваться  Линдуловской рощей, дивным неповторимым памятником прошлого, творением лесного «знателя».

-Как его звали? (герр Фокель).

Высоченные прямоствольные деревья.

(Слайд 4: Большие могучие деревья.)

 Стволы в два обхвата. (Слайд 4: Человек пытается обхватить дерево).

Каждое дерево тут на учёте. Имеет паспорт, как человек.

(Слайд 5: Табличка на дереве)

 Дата рождения -1738 год. Адрес : Ленинградская область. А посёлок, что раскинулся неподалёку, назвали … (?) Рощино.

Любая лиственница, посаженная 2,5 века назад,- готовая корабельная мачта. Припушённые снегом кроны напоминают паруса, ждущие вольного ветра

(Слайды - роща в наши дни: деревья, муравейники, грибы, речка, люди в роще).


Заключительная часть.

Туда можно поехать вместе с родителями в выходной день . Давайте подойдём к карте и сами всё посмотрим.

(Обратиться  к карте Ленинградской области, посмотреть маршрут. Примерно час на электричке от Финляндского вокзала).

Расскажите дома своим родителям об этой прекрасной роще. Вдруг они не знают.

-Какие деревья там растут? Каковы особенности лиственницы? (светолюбива, морозостойка, живёт 500 лет, очень твёрдая древесина (называют «северным дубом», где используется)

-Кто задумал корабельную рощу? Зачем?

-Кто её создал? Как?                                                           (ответы детей)

Мы ещё продолжим разговор о лиственнице. Её называют деревом о двух лукошках. Узнаем, почему.  А сейчас я благодарю вас за ваше внимание и старание, за вашу любознательность.

Список использованной  литературы:

1. Крутогоров  Ю.А « Рассказы о деревьях». Москва, «Детская литература», 1987.

2. Ушинский К. Д. «Детский мир и хрестоматия». «Комета», Санкт-Петербург. 1994.

3. Дмитриев В.К. «Санкт-Петербург. Рассказы  по истории города для детей»

Санкт Петербург. «Корона принт». 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект НОД по ОБЖ и здоровьесбережению в подготовительной группе детского сада НОД в подготовительной группе по ЗОЖ «Страну здоровья

Цели: способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в подготовительной группе детского сада «По дороге в детский сад»

Дети должны знать правила дорожного движения для того чтобы не случилась авария ,ведь у них впереди первый класс....

Выпускной в подготовительной группе детского сада "Под парусом детства"

Сценарий выпускного праздника в подготовительной группе детского сада "Под парусом детства"...