Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Семенова Алена Павловна

Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования на тему: «Почему семена сеют в землю».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_semena_seyut_v_zemle.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тип занятия: развивающее.

Цель: Подвести детей к пониманию значения плодородной почвы для жизни растений.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки и связи.
  • Познакомить детей через исследовательскую деятельность с составом почвы и опила
  • Учить детей построению моделей, отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости растений от света, тепла, воды и питательной почвы).

Развивающие:

  • Развивать у детей интерес к поисково- исследовательской деятельности, самостоятельно формулировать выводы..
  • Развивать логическое мышление.

Воспитательная:

  • Воспитывать аккуратность при проведения исследовательской деятельности.
  • Воспитывать умение слушать ответы своих товарищей.
  • Воспитывать навыки коммуникативного общения.

Методы: игровой, словесный, наглядный, эвристический.

Приёмы:

  1. Игровая мотивация.
  2. Беседа.
  3. Моделирование.
  4. Исследование.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: Три ёмкости с разными почвами: с землёй, песком и опилом, в которые заранее посеяны семена кабачков; шкатулка с семенами.

Раздаточный: Для составления модели на полу на досочках тарелки с карточками с условными обозначениями света, тепла, воды, почвы и растений; для проведения опытов  в маленьких розетках лежат: земля, песок, опил, салфетка. На столе  на подносах стоят баночки с землёй, розетка с замоченными в воде семенами, маленькая лопаточка, стаканчики с водой, салфетки; карточки синего и красного цвета для самооценки.

Т. С. О. – компьютер, экран, электронный микроскоп.

Индивидуальная работа: упражнять Вову Б., Софью Ч. В самостоятельном формулировании выводов. Настю Б., Сережу П. вовлекать в самостоятель-ную деятельность.

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова – кристаллы, кристальный, перегной, гумус, семена, росток.

Предварительная работа:

-- проведение опытов «Знакомство детей с почвой», «Песок и глина вокруг нас».

-- наблюдение «История про варежку».

-- рассматривание проросших семян в микроскоп,

-- уход за комнатными растениями,

-- чтение произведений художественной литературы,

-- разучивание физ.минутки,

-- посадка семян в ёмкости с разным составом: песок, опил, земля.

-- составление моделей взаимосвязи растений и животных и условиях их жизни.

 

Ход занятия:

I часть:        

1. Игровая мотивация:

Воспитатель: К нам приходила Весна и оставила в подарок шкатулку. Как вы думаете, что в ней?

 (Дети выдвигают различные предположения, гипотезы. Воспитатель останавливается на том, что там семена).

Воспитатель: Что  можно с ними сделать?

2. Введение в проблему:

Мы с вами уже сеяли семена в различные почвы. Что с ними произошло?

Воспитатель: Посмотрите, какой большой вырос кабачок в земле. Мы сеяли семена одновременно в одинаковые баночки, ухаживали за ними одинаково, и росли они у нас в одном месте. А кабачок нам даже пришлось пересадить в ведёрко побольше. Почему не выросли семена в песке и опилках?

(Выдвижение детьми предположений и гипотез).

-- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Наверно должна быть питательная почва.

Воспитатель: Что нужно ещё для хорошего роста и развития растений?

3. Работа с моделью.

Воспитатель: Давайте вспомним, как условно мы обозначаем условия, какой подсказкой: тепло – градусник, свет – лампочка, капля – вода, питательная почва, зелёный квадрат – растения. Выложите у себя схему-подсказку. (Дети выкладывают модель зависимости роста и развития растений от условий жизни: свет – тепло – вода – питательная почва).

Поменяйтесь друг с другом местами и проверьте, правильно ли составил подсказку ваш товарищ.

-- В какой почве растения будут расти лучше: в богатой питательными веществами или бедной?

-- Кабачок вырос большой благодаря питательной почве.

4. Поэтапное решение проблемы:

Воспитатель: Сегодня мы определим, какая почва подходит для посадки семян. Итак, перед вами три баночки с различным содержимым. Что в них вы видите?

(В одной баночке земля, в другой баночке песок, и в третьей – опилки).

Воспитатель: Посмотрите на них, как они выглядят?

(Земля чёрная, песок коричневый или серый, опилки жёлтые).

-- Какой можно сделать вывод?

Вывод: почвы отличаются по цвету.

Воспитатель: Потрогайте, какие они на ощупь?

(Земля рыхлая, мягкая, песок рыхлый, сыпучий, опилки тоже рыхлые и сыпучие).

-- Какой из этого следует вывод?

Вывод: почвы одинаковые на ощупь.

Воспитатель: Как вы думаете, какая из этих почв самая питательная? Почему?

(Высказывание детьми гипотез и предположений).

5. Физ. минутка.

К свету, к солнцу из земли

Ты, росток, скорей пошли!

(Дети опускаются на корточки.)

Как весною в ранний час

Семена взошли у нас.

Вышли к солнышку из тьмы:

(Дети медленно встают – «вырастают», потягиваются.)

Здравствуй, солнце, это мы!»

(Дети поднимают руки над головой, машут кистями рук.)

Мал ещё росток-ребёнок:

(Дети опускают руки вниз.)

Только-только из пелёнок.

(Дети наклоняют голову в разные стороны.)

6. Гимнастика для глаз.

Мы глаза поднимем к небу,

И отпустим до земли.

Журавли летят по небу,

А в земле растут цветки.

II часть:

Воспитатель: Давайте это проверим. Мы сейчас рассмотрим песок в микроскоп. Что вы видите?

(Песчинки, маленькие кристаллики, камушки…).

Воспитатель: Песок не удерживает влагу, в нём нет остатков перегнивших листьев, травы, нет гумуса, который так полезен для растений.

Воспитатель: Взгляните на опилки в микроскоп. Что вы видите?

(Опилки – это мелкие частицы дерева. Они плохо впитывают воду, в них нет питательных веществ).

Воспитатель: Давайте рассмотрим землю в микроскоп. Что вы видите?

(Я вижу остатки травы, веточек, останки погибших насекомых…).

Воспитатель: Как можно это назвать одним словом? Это перегной, или по-другому его ещё называют гумус. Повторите все хором, прохлопайте это слово. Это плодородный слой земли, содержащий в себе питательные, полезные вещества, необходимые для роста и развития растений. Воспитатель: К какому выводу мы придём с вами? В какую почву лучше всего высевать семена?

(В землю, богатую перегноем – гумусом).

III часть:

7. Игровое упражнение «Посади семя в землю».

Воспитатель: 

Посадите семя в горшочек с землёй.

-- Как мы будем сажать семена?

(Сделаем лопаточкой ямку, положим в неё семя, прикроем сверху землёй и польём водой).

Чтобы мог росточек распуститься,

В земле он должен поселиться.

Уж ты, семечко-зерно,

Ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся золотое,

Ничего, что там темно!

А мы польём его водицей –

Пускай скорей укоренится.

Пусть солнышко его согреет,

Пусть урожай скорей поспеет.

8. Итог: 

-- Что вы сегодня делали?

-- Что нового и интересного узнали?

-- Что вам больше всего понравилось делать?

-- Какую оценку вы бы себе поставили за работу?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования на тему: «Почему семена сеют в землю».

Семенова А.П.

воспитатель

г. Советский

старшая группа

март 2010 г.

Самоанализ занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования.

Тема: «Почему семена сеют в землю».

Занятие было проведено с детьми старшей группы «Почемучки».

Цель занятия: Подвести детей к пониманию значения плодородной почвы для жизни растений.

Задачи:

 Образовательные:

  • Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки и связи.
  • Познакомить детей через исследовательскую деятельность с составом почвы и опила
  • Учить детей построению моделей, отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости растений от света, тепла, воды и питательной почвы).

Развивающие:

  • Развивать у детей интерес к поисково- исследовательской деятельности, самостоятельно формулировать выводы..
  • Развивать логическое мышление.

Воспитательная:

  • Воспитывать аккуратность при проведения исследовательской деятельности.
  • Воспитывать умение слушать ответы своих товарищей.
  • Воспитывать навыки коммуникативного общения.

     На протяжении всего занятия в комплексе решались поставленные цель и задачи, которые соответствовали программным требованиям реализуемой общеобразовательной программы «Развитие» под редакцией Л. А. Венгера, а также возрасту детей и их индивидуальным возможностям.

     Занятие строилось на игровой основе, одна часть плавно перетекала в другую, все части были взаимосвязаны между собой.

      Большим сюрпризом для детей был микроскоп и изображение на большом экране наблюдаемых объектов, а также спрятанные под салфеткой баночка с землёй и семена. Разнообразие приёмов, движение по помещению – всё это способствовало повышению у детей интереса к предстоящей деятельности.

     Занятие носило развивающий характер: постановка и разрешение созданной проблемной ситуации (Почему не взошли семена в песке и опиле?), построение модели (Что нужно для хорошего роста и развития растений? В какой почве растения будут расти лучше: в бедной или богатой питательными веществами?), исследовательская деятельность (Как выглядят песок, опилки, земля? Какие они на ощупь?) с помощью вопросов развивающих логику мышления дают возможность добиться от детей поставленных на занятии цели и задач.

     Использование последовательно задаваемых вопросов, вытекающих один из другого, обеспечило динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяя потребности детей, повышение речевой активности, заинтересованности в выполнении заданий.

     Сочетание в занятии динамической паузы, гимнастики для глаз, смены деятельности с продуктивной деятельностью способствовали повышению работоспособности детей, их активности, созданию здоровье сберегающей атмосферы.

     На занятии была проведена индивидуальная работа.

     После каждого опыта подталкивала детей на формулирование выводов. В образовательную деятельность были включены все дети, они активно работали.

     При подведении итога занятия использовался такой приём, как самооценка, т.к. дети в старшем возрасте способны оценить свои возможности.

     Таким образом, соблюдение всех частей занятия, последовательность, подбор раздаточного и демонстрационного материала помогло успешно решить поставленные цель и задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию представлений об окружающем мире "Путешествие в осенний лес" в средней группе

Образовательные области: " Познание"; "Музыка"; "Чтение художественной литературы".В гости приходит Почемучка и приглашает в осенний лес....

Конспект НОД по формированию целостности картины окружающего мира с элементами экспериментирования «Какая бывает одежда и ткань» в старшей группе 2017-18

Закреплять знания детей об обобщающем понятии "одежда" и уточнять представления о свойствах различных тканей....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Свойства и виды тканей».

знакомить с происхождением   тканей (лен, хлопок, шелк, шерсть, искусственная ткань),опытно-экспериментальным путем выяснить свойства ткани,сравнить свойства бумаги и ткани,уточнить знания о...

КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению детей с окружающим миром с элементами экономики в старшей группе на тему: «Труд – всему голова»

В данной образовательной деятельности продолжаем знакомить детей с трудом, как основой жизни людей, закрепляем с детьми экономические понятия и термины (реклама, бартер, банк, бизнесмен, деньги)...

Мастер-класс на тему: «Развитие представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования с применением LEGO-конструктора»

1. Вступительная частьДобрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашей встрече!Коллеги, сегодня  я предлагаю отправиться нам всем в путешествие на остров искать клад.На чем мы туд...

Занятие по развитию представлений об окружающему миру для детей средней группы с ЗПР по теме "Домашние животные"

В данное занятие введены игры для развития межполушарных связей. развитие межполушарных связей, как у дошкольников, так и детей более старшего возраста благоприятно влияет на интеллектуальное развитие...

Занятие по развитию представлению об окружающем мире для детей с ЗПР по теме "Зимующие птицы"

Данное занятие содержит игры на развитие межполушарного взаимодействия. Эти игры введены в сюжет занятия....