Конспект НОД по формированию целостности картины окружающего мира с элементами экспериментирования «Какая бывает одежда и ткань» в старшей группе 2017-18
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Закреплять знания детей об обобщающем понятии "одежда" и уточнять представления о свойствах различных тканей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakaya_byvaet_odezhda_i_tkan_starshaya_gruppa.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию целостности картины окружающего мира с элементами экспериментирования в старшей группе

«Какая бывает одежда и ткань»

Цели:

  • Закреплять знания об обобщающем понятии «одежда»;
  • Познакомить с классификацией одежды по сезонам (зимняя, летняя, демисезонная);
  • Уточнить представления детей о свойствах ткани (толстая, тонкая, разноцветная, однотонная, прочная);
  • Познакомить с названиями наиболее распространенных видов ткани и способах их получения.

Оборудование: картинки с изображением людей (детей), одетых в разную сезонную одежду, картинки с разными временами года, с изображением стада овец, уборки хлопка, ткацких станков, предметные картинки с изображением предметов одежды для разных времен года (пальто, куртки, платья и т.д.) , лоскутки разной ткани на каждый стол (шерстяной, хлопчатобумажной и шелковой), емкости с водой.

Ход мероприятия

Воспитатель. Дети, отгадайте мою загадку:

У меня одеться рад

И артист, и

Ловко шью своей иглой –

Ведь недаром я… (портной).

Что делает портной? Дети отвечают.

Портные шьют много разной одежды. О некоторых из предметов одежды я загадаю вам загадки.

Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (Шуба.)

У нее есть капюшон, пышным мехом опушен. (Куртка.)

Если день стоит погожий,

Он не выйдет из прихожей.

Если дождик моросит,

Он на улицу бежит. (Плащ.)

Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся.

Попляши-ка день-деньской

И пойдешь на покой. (Рубашка.)

В какое время года носят эту одежду? Дети отвечают.

Как называется одежда, которую носят летом, зимой? Дети отвечают.

Как же можно назвать одежду для осени, и для весны? Дети отвечают.

Про такую одежду можно сказать демисезонная, т.е. ее носят между сезонами – между летом и зимой. Повторите это новое для вас слово.

Дети повторяю слово «демисезонная» хором и индивидуально.

Предлагаю вам, ребята, проверить свои знания в игре «Времена года». У меня на столе лежат картинки с изображением разной одежды. Сейчас вы подойдете к столу и выберите понравившуюся вам картинку. Теперь посмотрите на доску – здесь вы видите картинки с изображением разных времен года. Попробуйте определить, к какому времени года подходит картинка с вашей одеждой.

Дидактическая игра «Для какого времени года одежда?»

Дети по очереди подходят к доске и ставят картинки с одеждой под определенное время года.

Итак, мы с вами узнали, что одежду можно разделить на три группы: зимнюю, летнюю и демисезонную. По какому признаку мы разделили одежду на три группы?

Дети. По тому, в какое время года эту одежду носят.

Воспитатель. Из чего же шьют одежду?

Дети. Из ткани.

Воспитатель. Теперь я предлагаю вам, ребята, отправиться на швейную фабрику (в ателье), где шьют разную одежду. У вас на столах лежит несколько лоскутков ткани. Рассмотрите их и определите свойства ткани.

Экспериментальная деятельность.

Сомните в кулачке, что вы видите? Дети отвечают.

Попытайтесь разорвать кусочки ткани руками, легко или тяжело? Дети отвечают.

Опустите ткань в емкость с водой, как впитывается вода? Дети отвечают.

А теперь мы можем сделать вывод о свойствах ткани. Дети отвечают.

Какую же ткань можно использовать для пошива летней одежды, поднимите лоскутки этих тканей.

Почему вы подняли эти лоскутки?

Воспитатель обращается к детям индивидуально и выслушивает их ответы (ткани тонкие, легкие, в них летом будет не жарко).

Какую же ткань можно использовать для пошива зимней одежды, покажите.

Почему вы выбрали именно этот лоскуток?

Дети отвечают.

Поднимите лоскуток ткани, который подойдет для демисезонной одежды?

Дети выполняют задание.

Молодцы! А кто же делает ткань, вы узнаете, отгадав загадку.

Летают пальцы птицами –

Поток струится ситцевый.

Летают пальцы пчелками –

Поток струится шелковый. (Ткачиха.)

Для зимней и демисезонной одежды люди часто используют шерстяные ткани, а делают их из шерсти овец.

Воспитатель выставляет картинку с изображением стада овец или предметную картинку.

В определенное время овец стригут и из шерсти получают ткани. Они называются шерстяные – от слова «шерсть».

Дети повторяют слово «шерстяные».

Попробуйте найти у себя на столе лоскуток шерстяной ткани и поднимите его.

Дети поднимают лоскутки ткани.

Почему вы решили, что именно этот лоскуток – шерстяная ткань?

Дети. Потому что он толстый, плотный, теплый.

Воспитатель. Для летней одежды ткань делают совсем по-другому. Для нее выращивают специальное растение – хлопок. Растет хлопок только в жарких странах. Цветок хлопка похож на коробочку, заполненную ватой. Вата – это и есть хлопок, только специально очищенный. Люди достают хлопок из коробочек, а потом специальные машины делают из него ткань – ситец, сатин, байку. Вот посмотрите на мои кусочки ткани – сатин плотный, ситец потоньше, а байка мягкая, ворсистая.

Воспитатель предлагает детям потрогать лоскутки ткани, просит их назвать ткань, которую они обследуют. Дети повторяют новые слова.

Теперь посмотрите на лоскутки ткани, которые лежат у вас на столах, найдите ткань из хлопка и попробуйте ее назвать.

Дети выполняют задание. Если они забывают название ткани, воспитатель им напоминает.

Мы узнали, что шерстяную ткань использую для пошива зимней и демисезонной одежды и делают ее из шерсти овец, хлопчатобумажную ткань используют для пошива летней одежды и делают ее из хлопка. Но у вас на столе лежит еще один лоскуток. Эта ткань называется шелк. Повторите это новое слово. Опишите, что это за ткань.

Дети. Ткань тонкая, легкая, разноцветная, гладкая.

Воспитатель. Для какой одежды ее можно использовать?

Дети. Для летней.

Воспитатель. Почему? Дети отвечают.

А кто-нибудь из вас знает, как делают шелк?

Дети высказывают предположения.

Шелк, ребята, людям дают гусеницы шелкопряды, они прядут шелковую нить. Таких гусениц разводят специально, питаются они листьями только одного дерева – тутового. Тутовые деревья растут в теплолюбивых странах, их выращивают для этих гусениц. Впервые таких гусениц стали разводить в Китае. Китайцы долго хранили секрет изготовления шелковой ткани, и поэтому шелк считается одной из самых дорогих тканей. Эти ткани очень легкие, приятные на ощупь и в них не жарко летом.

Итак, ребята, мы сегодня с вами поговорили об одежде и тканях. Что нового вы узнали об одежде?

Дети отвечают.

А что нового вы узнали о тканях?

Дети отвечают.

Сегодня наше путешествие подходит к концу. Когда придете домой, попробуйте найти одежду, сшитую из знакомых вам тканей.

Литература

Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Каким я хочу стать»

Тема: «КАКИМ Я ХОЧУ СТАТЬ»Старший возрастМБОУ начальная школа –детский сад №14Г. Зарайска Московской областиВоспитатель : Селиверстова В. ФЦель:обогатить представление детей о таких нравственных качес...

Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования.

Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования на тему: «Почему семена сеют в землю»....

Конспект НОД по формированию целостной картины мира с использованием элементов методики В.Ф.Базарного, Э.С.Аветисова, У. Бейтса для детей старшей группы «Про кого расскажет жук»

Цель НОД: расширить представления детей о насекомых, познакомить с их многообразием, развивать умение обобщать насекомых по их существенным признакам, воспитывать интерес к жизни насекомых, желан...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Свойства и виды тканей».

знакомить с происхождением   тканей (лен, хлопок, шелк, шерсть, искусственная ткань),опытно-экспериментальным путем выяснить свойства ткани,сравнить свойства бумаги и ткани,уточнить знания о...