Интегрированная НОД по формированию целостности картины окружающего мира и художественному творчеству «Памятные места столицы» в подготовительной группе 2018-19
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Продолжить знакомство детей с достопримечательностями Москвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatnye_mesta_stolitsy.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная НОД по формированию целостности картины окружающего мира и художественному творчеству в подготовительной группе

«Памятные места столицы»

Программное содержание:  продолжить знакомство детей с достопримечательностями Москвы, историей московских улиц; расширять кругозор и любознательность юных москвичей, воспитывать гордость за достижения русского народа и родной город.

Материалы: изображения памятников Ю.Долгорукому, А.С. Пушкину; памятники Кремля: Царь – колокол, Царь - пушка, Колокольня Ивана Великого; памятники Красной площади: Покровский Собор, Казанский Собор, памятник Минину и Пожарскому; памятник Александровского сада: Могила Неизвестному Солдата; музыкальное сопровождение, микрофон.

Ход мероприятия:

Ребята, сегодня мы продолжим нашу прогулку по Москве. Наш автобус отправляется через 5 минут. Просьба не опаздывать.

Все сели в автобус? Тогда можно отправляться.

Ребята, в прошлый раз мы с вами говорили об истории названий московских улиц, узнали много интересного. Вот и сейчас мы с вами едем по известной нам улице Тверской. Помните, почему она так называется? Ответы детей.

Ребята, мы  с вами уже говорили о том, какой наш город красивый – его украшают красивые храмы, здания, памятники. А кому люди ставят памятники? Памятники ставят тем людям, которые прославили свою страну или отдали жизнь за нее.

Смотрите, кажется, впереди на Тверской улице я вижу памятник. Подъедем поближе и посмотрим внимательно.

  1. Изображение памятника Ю. Долгорукому.

Кому этот памятник? Ю.Долгорукому.

А кто это такой? Почему ему поставили памятник в Москве?

Однажды охотился в сосновых лесах на Москве реке князь Юрий Долгорукий. Приглянулись князю эти места, особенно холмы над рекой. И вот здесь, на месте небольшого села, и решил князь основать новый город, который назвали по имени реки – Москва.

Долгорукий – это не фамилия, а прозвище князя. Как вы думаете, почему его так прозвали?

Долгорукий – это долгая или длинная рука. А дали князю такое прозвище за то, что он старался к своим землям, где он был главным, присоединить другие земли, те, которые находились от него далеко. Юрий Долгорукий считается основателем Москвы.

Поедем дальше по Тверской улице, и окажемся на площади, на которой увидим памятник человеку, которого очень любят и знают не только в нашей стране, но и во всем мире. Я вам не скажу, кому этот памятник, попробуйте догадаться сами.

  1. Изображение памятника А.С. Пушкину.

Я прочту вам отрывки из его произведений, и вы узнаете, кто этот человек.

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

Конечно, вы правильно догадались, строки эти принадлежат великому русскому поэту и  писателю  А.С. Пушкину. И памятник посвящен именно ему. И стоит он на Пушкинской площади.

А за что же А.С. Пушкина любят дети? За сказки.

Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

Молодцы! Нам пора ехать дальше. И подъезжаем мы к Красной площади.

Помните, почему она так называется?

На Красной площади можно увидеть много памятников из истории русского народа, памятников защитникам Отечества. Один из них – это Покровский Собор, или Храм Василия Блаженного.

  1. Изображение Покровского собора, или Храма Василия Блаженного.

Кто помнит, в честь какого события воздвигли этот Храм? Что вы помните о нем?

России часто приходилось отражать нападение разных врагов. Много-много лет назад на нашу страну напали татаро - монголы. Много лет они хозяйничали в нашей стране. Но потом русский народ поднялся на борьбу с ними и, в конце концов, прогнал их с родной земли. Но татары основались в Казанском ханстве и устраивали частые набеги на русские земли. И вот при царе Иване Грозном русские воины покорили Казанское ханство. Царь приказал в честь этой победы построить Храм. Этот Храм построили русские мастера Барма и Постник. А называется он Покровский Собор, потому что самая главная победа над татарами была в праздник Покрова Божьей Матери. У этого Храма есть еще одно название. Этот храм называют Храмом Василия Блаженного.

Именно после возведения этого храма площадь стала называться Красной, т.е. красивой.

Ехать дальше на автобусе нам не надо, потому что следующий памятник защитникам Отечества стоит около Храма Василия Блаженного. Может быть, вы помните, кому этот памятник?

  1. Изображение памятника Минину и Пожарскому.

Чем прославили свои имена эти два великих человека? Русский народ под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одержали победу над польскими захватчиками в 1612 году.

Какой собор в честь этого же события стоит на Красной площади?

  1. Изображение Казанского Собора.

Казанский собор, или Собор Казанской Божьей Матери. Потому что именно икона Казанской Божьей Матери помогла русскому народу одолеть польских захватчиков.

Недалеко от Красной площади находится Александровский сад. Какой памятник защитникам Отечества расположен там?

  1. Изображение  Могилы Неизвестного Солдата.

Какому событию посвящен этот памятник? Памятник посвящен  Великой Отечественной войне и всем солдатам, которые отдали жизнь за победу в этой войне.

А теперь войдем на территорию Кремля и что же мы там увидим?

Но перед этим давайте немного отдохнем. Поскольку мы сегодня путешествуем по Москве, а тем более, сейчас мы на Красной площади. А чем славится Красная площадь? Тем, что на ней проходят парады. Вот и мы сейчас устроим небольшой парад.

Музыкальная пауза.

Звучит музыка, дети выполняют соответствующие музыкальные движения.

Итак, мы на территории Кремля. И мне хотелось бы прочитать вам стихотворение из книги писательницы Н. Кончаловской «Наша древняя столица», которое посвящено Кремлю.

Славен город наших дедов,

В жизни многое изведав,

Много войн и много бед,

Много радостных побед.

И над всеми временами

Древний кремль, хранимый нами,

Нас хранит из года в год,

Наша гордость и оплот.

Кто помнит, что же такое Кремль? Это крепость, которая защищала народ от врагов.

Кто знает, какие же сюрпризы ждут нас здесь?

  1. Изображение Царь - Колокола.

Ребята, как вы думаете, почему он так называется? Ответы детей.

Вы, наверное, обращали внимание, что у каждой церкви, у каждого храма обязательно есть колокольня. Перед службой колокола звонят и созывают народ в храм. Без колокольного звона в прежние времена люди не представляли своей жизни. Колокольный звон не только созывал людей в церковь, он отмерял дневные и ночные часы, оповещал о рождении наследника престола, о пожаре, о приближении  врага. Поэтому русский народ любил, уважал и ценил колокола. О них складывали загадки, например, «Кричит без языка, поет без горла», «В церковь других созывает, а сам в ней не бывает». Царь колокол – это не только самый большой колокол в мире, но и самый молчаливый. Голоса его никто никогда не слышал, потому что, когда его отливали, случился пожар. Чтобы потушить огонь в литейную яму, где находился колокол, стали лить воду. Колокол треснул. От него откололся огромный кусок, и колокол навеки остался немым. А если бы он зазвонил, голос его услышали бы даже в подмосковных городах. Этот колокол – великан отлили в Кремле русские мастера Иван и Михаил Моторины (отец и сын).

Кремль славится еще одним чудом. Недалеко от Царь - колокола стоит тоже Царь, только… пушка.

  1. Изображение Царь – пушки.

Вы, наверное, догадались, почему она тоже царская? Но она не только большая, но и очень красивая. Отлил ее в Москве мастер Андрей Чохов. Пушку он богато украсил. Даже царя, повелевшего пушку отлить, изобразил на ней на коне, в воинском убранстве.

Пушку отлили, чтобы обороняться от набегов татарского хана и поставили на возвышенном месте для защиты Спасских ворот Кремля и моста через Москву реку. Но татарская орда не дошла до Москвы, и не пришлось горожанам увидеть, как бьет оружие, которое за величину прозвали Царь - пушкой. Но Царь – пушка стояла на самом видном месте и пугала врагов. Когда они видели эту пушку, у них пропадало желание воевать с Москвой.

Каждое ядро для такой пушки весит тысячу килограммов.

Вот такие чудеса можно встретить в Кремле, но даже это еще не все.

  1. Изображение Колокольни Ивана Великого.

За кремлевской стеной есть еще одно чудо. Это Колокольня Ивана Великого. Золотую шапку колокольни путники видели за много километров от Москвы. Белозолотую звонницу знал каждый. Про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого». Как вы думаете, почему так говорили? Ответы детей.

Колокольня, возвышающаяся над Москвой, стала восприниматься как воин – богатырь, который защищает русскую землю. На самой высоте дозорной вышки сидели караульщики и зорко смотрели вдаль, не покажутся ли за рекой враги? Как только появлялась опасность, начинали звонить в колокола. Стража разводила мосты надо рвом, заполненным водой, затем запирали Кремлевские ворота. Женщины и дети укрывались за стенами Кремля, мужчины выходили навстречу врагу. Колокольня несколько раз достраивалась, пока не стала самым высоким зданием древней Москвы. Поэтому колокольню Ивана Великого называли чудом за Кремлевской стеной.

Вот такое увлекательное путешествие по Москве мы сегодня совершили. Вам понравилось? Конечно, это лишь малая часть тех памятников и достопримечательностей, какими богата наша любимая Москва. Сегодня вы убедились, что по Москве очень интересно путешествовать, поэтому на выходных берите с собой родителей и вперед узнавать Москву!!!

А на память о нашей сегодняшней экскурсии вас ждут московские сувениры.

Во второй части занятия дети занимаются изобразительной деятельностью, и создают композиции на тему «Памятные места столицы».

 Литература

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспекты занятий. – М.: УЦ. Перспектива, 2008. – 248с.

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ. Перспектива, 2008. – 248с.

Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2006. – 304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию целостности картины окружающего мира с элементами экспериментирования «Какая бывает одежда и ткань» в старшей группе 2017-18

Закреплять знания детей об обобщающем понятии "одежда" и уточнять представления о свойствах различных тканей....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Осень. Приметы осени» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Такая разная посуда» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять знания детей о видах посуды, ее назначении и существенных признаках....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Откуда хлеб пришел?» в подготовительной группе 2018-19

Систематизироватьи закреплять знания детей о последовательности производства хлебобулочных изделий и их видах....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Какие бывают насекомые» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Воспитывать бережное отношение к насекомым....