Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Какие бывают насекомые» в подготовительной группе 2018-19
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakie_byvayut_nasekomye.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе

«Какие бывают насекомые»

Цель. Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Уточнять, где живут, чем питаются насекомые; какой вред и какую пользу они приносят природе и человеку. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Материалы: Незнайка, сачок. Иллюстрации насекомых, сюжетные картинки. Ребус (по количеству детей). Мяч. Материалы для изобразительной деятельности.

Словарь

(Лексический минимум)

Существительные: Насекомое, жук, шмель, пчела, оса, мотылек, таракан, светлячок, муравей, стрекоза, паук, тля, кузнечик, саранча, бабочка, личинка, куколка, гусеница, кокон, паутина, окраска, жилище, норка, улей, дупло, муравейник, пасека, соты, мед, нектар, пыльца, пчеловод, пасечник, жало, хоботок .

Прилагательные: Майский, мохнатый, яркий, прозрачный, полосатый, шелковый, сильный, вредный, полезный, цветочный, рыжий, изумрудный, пестрый .

Глаголы: Летать, порхать, ползать, прыгать, кусать, жалить, опылять, собирать, разносить, пить, жужжать, звенеть, гудеть, стрекотать, надоедать, вредить, помогать, прятаться, спать, вылезать, трудиться, откладывать, заматываться, плести .

Наречия: Полезно, вредно, высоко, низко.

Ход мероприятия

Педагог. Ребята, у нас с вами сегодня очень интересное занятие. Хотите узнать, о ком оно будет, тогда отгадайте загадки. Для подсказки могу сказать только одно, это наши самые маленькие друзья, которые, правда, иногда могут быть очень вредными и опасными.

По мере отгадывания загадок педагог на доске размещает картинки с изображением насекомых.

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец.  (Паук)

На потолке, в уголке

Висит сито, не руками свито. (Паутина)

В городочке у пня –

Суета, беготня.

То народец рабочий

Снует и хлопочет.  (Муравейник)

Чудо – город- городок –

Шумных домиков рядок.

Целый год янтарный мед

В бочках не кончается,

И все лето весь народ

На цветах качается.  (Улей, пчелы)

На цветок, жужжа, садится,

Чтоб нектаром насладиться.

Он мохнатенький, как ель,

На пчелу похожий … (Шмель)

Под землей четыре года

Мы охотно провели.

А на пятый год охотно

Взмыли в небо из земли.  (Майские жуки)

Расту червяком, питаюсь листком,

Потом засыпаю, себя обмотаю,

Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.

Но с новой весной я вдруг оживаю,

Свой дом покидаю, как птичка порхаю!  (Бабочка)

Педагог. Ну что, ребята, догадались, о ком сегодня мы с вами будем говорить?

Ответы детей.

Педагог. Правильно, ребята! О насекомых.

Слышится шум, в группе появляется Незнайка с сачком.

Незнайка. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуй, Незнайка!

Незнайка. Я бежал за бабочкой, кажется, она полетела сюда. Вы ее не видели?

Педагог. Нет, бабочка к нам не залетала. Незнайка, а зачем тебе сачок?

Незнайка. Как это зачем? Ловить бабочек и других насекомых, они же такие красивые!

Незнайка обращает внимание на доску с картинками насекомых.

Незнайка. Вот у вас сколько много насекомых! Сейчас я их всех поймаю!

Педагог. Незнайка, а тебе их не жалко? Ведь после того, как ты их поймаешь, они могут погибнуть.

Незнайка. Почему это?

Ответы детей.

Педагог. Ребята правы, почти все насекомые очень маленькие, и с ними надо обращаться очень бережно!

Педагог. Сейчас ребята расскажут красивое стихотворение о бережном отношении к насекомым. Незнайка, хочешь послушать?

Незнайка. Да!

На лугу полно знакомых

Разноцветных насекомых.

Здесь, жуки, стрекозы, пчелы,

Бабочки и богомолы,

Мухи, осы и шмели –

Все в цветах нектар нашли.

Даже крошка мотылек

Пьет с цветов душистый сок.

Мы не стали их пугать,

Бегать, прыгать и кричать.

Потихоньку посмотрели

И пошли во двор играть.

(Т. Кулакова)

Педагог. Незнайка, ты понял, как надо вести себя с насекомыми?

Незнайка. Да! Я теперь постараюсь их не тревожить! А почему насекомых надо беречь?

Педагог. Ребята, давайте сейчас поиграем в игру, в которой мы расскажем Незнайке о пользе, которую приносят насекомые.

Дидактическая игра «Кто какую пользу приносит?»

Цель. Закрепить знания детей  о пользе, которую приносят насекомые.

Материалы. Сюжетные картинки.

Ход игры

Педагог показывает детям картинки с изображением разных насекомых, предлагает подумать, какую пользу они приносят, и составить предложения.

Например:

Пчела приносит пользу, потому что она делает мед.

Божья коровка приносит пользу, потому что она поедает вредную тлю.

Муравьи приносят пользу, потому что очищают лес от мусора  и т.д.

Педагог. Вот видишь, Незнайка, насекомые хоть и очень маленькие, но многие из них приносят большую пользу.

Незнайка. А я и не знал, что эти малыши такие полезные!

Педагог. Правда, есть насекомые, которые могут быть очень вредные и опасные.

Педагог приводит примеры вредных насекомых. Если дети знают, то они сами могут рассказать об этом (например, тля, гусеницы, тараканы, мухи и др.).

Педагог. Ребята, молодцы! А сейчас я предлагаю поиграть.

Физкультминутка. Подвижная игра «1,2,3 – насекомое покажи!»

Педагог произносит слова и по очереди называет разных насекомых, предлагая детям показать названное насекомое.

Незнайка. Ребята, я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки, это правда?

Ответы детей.

Незнайка. Но моя загадка будет не простая. Я для вас приготовил ребусы. Знаете, что это такое? Если нет, я вам сейчас расскажу!

Дидактическая игра «Ребус»

Цель. Формировать понимание звукобуквенного состава слов. Совершенствовать навыки чтения и письма. Развивать зрительное восприятие, графо - моторные навыки.

Материал. Ребус (по количеству детей).

Картинка БАРАБАН

Картинка АРБУЗ

Картинка БЕЛКА

Картинка ОЧКИ

Картинка

ЧАСЫ

Картинка КОТ

Картинка

АНАНАС

Ход игры

Педагог предлагает детям вписать первые буквы названий картинок в клеточки и прочитать слово.

Педагог. Ну как, Незнайка, ребята справились с твоим сложным заданием?

Незнайка. Да, ребята, молодцы!

Педагог. Ребята, почти все насекомые очень маленькие и чтобы их рассмотреть, нужно быть очень внимательным и наблюдательным. Интересно, а вы наблюдательные? Вот сейчас мы это и проверим.

Дидактическая игра «Что есть, чего нет?»

Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать наблюдательность.

Материал. Мяч, иллюстрации насекомых.

Ход игры

Педагог предлагает внимательно рассмотреть иллюстрации и сказать, что есть у насекомых, и чего у них нет.

Например:

- Есть – голова, туловище, глаза, лапки …

- Нет – шерсти, клыков, чешуи …

Незнайка в ходе игры подсказывает неправильные ответы, дети его исправляют.

Педагог. Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. И даже Незнайка вас не запутал.

Незнайка. А вот сейчас точно запутаю! Потому что мы поиграем в мою любимую игру.

Дидактическая игра «Нелепицы»

Цель. Развивать слуховое внимание и память. Упражнять в понимании логико-грамматических конструкций. Совершенствовать грамматическое оформление фразы.

Материал. Мяч.

Ход игры

Педагог просит детей исправить предложения.

Например:

- Мохнатая гусеница съела кукушку.

- Жирный червяк склевал скворца.

- Полосатый муравей живет в улье.

- Трудолюбивый паук собирает нектар с цветов.

- Изумрудная бабочка стрекочет.

- Работящая муха плетет паутину.

Во второй части занятия дети создают коллективную лепную композицию «Мы на луг ходили, мы лужок лепили».

Перед изобразительной деятельностью с детьми проводится пальчиковая гимнастика.

Я – веселый майский жук,

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу.

Дети сжимают кулачок; указательный палец и мизинец разводят в стороны – «усы»; шевелят ими.

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжимают кулачок; указательный палец вытягивают вперед – «хоботок». Мизинец и большой пальцы, расслабив, опускают вниз – «лапки».

Пчела села на цветок,

Пьет она душистый сок.

Вытягивают указательный палец правой руки и вращают им, затем тоже самое – пальцем левой руки.

Литература

Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2014. -176с.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2008. -208с.

Дополнительный художественный материал к занятию.

Потешки

Пирожок в печи пекла

Хлопотливая пчела.

Положила в пирожок

Полнаперсточка муки,

Каплю патоки взяла,

Всех подружек позвала.

На пиру у пчел я был,

Крепкий мед пчелиный пил.

Схватил муравьишка ношу,

Кричит: «Ни за что не брошу!»

В землю ножками упирается,

А земля под ним прогибается.

Считалка

- Где, комарики, живете:

На лугу или в болоте?

- Мы живем на кочке

В маленьком цветочке.

Зорька занимается –

Домик открывается.

Пословицы и поговорки

  • И пчела летит на красный цветок.
  • Из мухи делают слона.
  • Комар носу не подточит.
  • Не разевай рот – муха влетит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ – ЛЕПКА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема: «В ГОСТЯХ У КОЛОБКА».

Cпособствовать развитию речевой активности ребенка; развивать у детей мелкую моторику рук; творческие способности, технические навыки. Закреплять умение лепить предметы округлой формы круговыми ...

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Осень. Приметы осени» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Такая разная посуда» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять знания детей о видах посуды, ее назначении и существенных признаках....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Откуда хлеб пришел?» в подготовительной группе 2018-19

Систематизироватьи закреплять знания детей о последовательности производства хлебобулочных изделий и их видах....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Незнайка в мире профессий» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять представления детей о людях различных профессий, их деловых и профессиональных качествах, о значении их труда для общества....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе «Какие бывают насекомые»

Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Уточнять, где живут, чем питаются насекомые; какой вред и какую пользу они приносят природе и человеку. Воспитывать ...