Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Осень. Приметы осени» в подготовительной группе 2018-19
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen._primety_oseni_podgotovitelnaya_gruppa.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе

«Осень. Приметы осени»

Цель: Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Продолжать знакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Воспитывать желание любоваться красотой осеннего времени года.

Материалы. Незнайка, зонтик. Мяч. Картины  с изображением разных периодов осени (ранней, золотой и поздней). 3 конверта с пословицами. Фишки. Лист бумаги со схемами для Незнайки. Альбомные листы, разделенные на 8 частей, по количеству детей. Материалы для изобразительной деятельности.

Словарь

(Лексический минимум)

Существительные: Осень, время года, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь, примета, листопад, урожай, листва, заморозок, изморозь, предзимье .

Прилагательные: Ранний, поздний, золотой, прекрасный, дивный, унылый, грустный, богатый, дождливый, пасмурный, ясный, хмурый, серый, ненастный .

Глаголы: Падать, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть, хмуриться, увядать .

Наречия: Пасмурно, дождливо, ветрено, ясно.

Ход мероприятия

Педагог. Ребята, отгадайте, про какое время года эта загадка:

Несу я урожаи,

Поля я засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен.

Узнали? Ведь я …

Ответы детей.

Педагог. Молодцы! Конечно, осень! А почему вы так думаете?

Ответы детей.

Педагог. Правильно! А что еще бывает осенью, мы узнаем, отгадав следующие загадки:

Без рук, без ног,

А окна открывает.  (Ветер)

- Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я?

Можешь угадать?  (Ветер)

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.  (Туча)

Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает?  (Дождь)

Педагог. Молодцы! Ребята, что - то у нас тоже потемнело, тучи надвигаются, мне кажется, сейчас пойдет дождь!

Педагог включает аудиозапись или музыкальный отрывок со звуками дождя.

В группу вбегает Незнайка под зонтиком.

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Вот это ливень! Как хорошо, что я взял с собой зонтик!

Педагог. Здравствуй, Незнайка! Конечно, осенью нельзя выходить на улицу без зонтика!

Незнайка. Да! Осень - скучное время года, все дождь да дождь! Даже погулять некогда!

Педагог. А вот в этом, Незнайка, ты не прав! Осень – замечательное время года! И осень бывает очень разная. Мы сейчас с ребятами поиграем, и ты узнаешь, какая бывает осень!

Дидактическая игра «Разная осень»

Цель: Закреплять знания детей о разных периодах осени и осенних месяцах.

Материал. Мяч. Картины  с изображением разных периодов осени (ранней, золотой и поздней осени).

Ход игры

Педагог предлагает детям повторить цепочку слов:

-сентябрь, октябрь;

- октябрь, ноябрь;

- сентябрь, октябрь, ноябрь.

Затем задает вопрос, бросает мяч ребенку и просит дать ответ полным предложением.

- Какие слова мы повторили?

- К какому времени года относятся эти месяцы?

- Сколько осенних месяцев мы назвали?

- Какой месяц обозначает начало осени?

- Как называется период начала осени?

Педагог выставляет картину  с изображением ранней осени.

- Какое у осени начало? Теплое, ласковое, нежное  и др.

- Какой месяц обозначает середину осени?

- Как называется период середины осени?

Педагог выставляет картину с изображением золотой осени.

- Какая у осени середина? Разноцветная, пестрая, безоблачная, веселая, радостная и др.

- Как называется третий месяц осени?

- Как про этот месяц можно сказать по-другому?

- Как называется период окончания осени?

Педагог выставляет картину с изображением поздней осени.

- Какое у осени окончание? Холодное, ветреное, пасмурное, дождливое, снежное и др.

Педагог говорит, что еще этот период называют предзимье, т.е. перед зимой. Дети повторяют новое слово и объясняют его значение.

Педагог. Незнайка, теперь ты убедился, что осень бывает разная? Но каждый период осени прекрасен по- своему.

Незнайка. Ребята, спасибо! Осень и, правда, удивительное время года!

Педагог. Ребята, мы с вами знаем, что народ в старину очень любил придумывать пословицы и поговорки. Вот и наша следующая игра как раз об этом.

Дидактическая игра «Объясни пословицу»

Цель: Закреплять знания детей о разных периодах осени и осенних месяцах.

Материал. Картины  с изображением разных периодов осени (ранней, золотой и поздней осени), 3 конверта с пословицами.

Ход игры

Педагог. Ребята, для этой игры мы разделимся на три команды. Каждая команда будет разным периодом осени.

Дети делятся на 3 команды: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень».

Педагог. Смотрите, у меня 3 конверта, по одному для каждой команды. А в конверте пословица или поговорка, которую вы вместе со своей командой должны обсудить и объяснить.

  • Холоден сентябрь, да сыт.
  • Октябрь землю покрыл – где листком, где снежком.
  • В ноябре зима с осенью борется.

Дети выполняют задание.

Педагог. Ребята, молодцы! На примере этих пословиц мы с вами еще раз убедились, что осень бывает очень разная. Кто-то любит теплую и солнечную осень, кто-то разноцветную и яркую, а кто-то очень любит гулять под дождиком. Вот и мы сейчас отправимся на прогулку, но не одни, а с нами вместе гулять пойдет веселый дождик!

Физкультминутка «Дождик»

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

Дети прыгают на одной ноге по кругу.

В лужице – смотри, смотри!

Он пускает пузыри!

Становятся лицом в круг, ритмично приседают.

Стали мокрыми кусты,

Поднимают руки вверх, потряхивают кистями.

Стали мокрыми цветы.

Наклоняют руки к полу, потряхивают кистями.

Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей.

Встают. Руки вдоль тела. Потряхивают кистями.

Педагог. Ну что, ребята и Незнайка, отдохнули? Понравилось вам гулять под осенним дождиком? А теперь еще поиграем.

Дидактическая игра «Близкие слова»

Цель: Закреплять умение детей подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал. Фишки.

Ход игры

Педагог предлагает детям и Незнайке подобрать как можно больше слов, близких по смыслу. За правильный ответ дети получают фишки. В конце игры определяются победители путем подсчета фишек.

Например:

Педагог

Дети

Осенью дни пасмурные,…

Серые, унылые, хмурые…

Осенью погода часто бывает холодной, …

Ветреной, дождливой…

Осенью дожди частые, …

Холодные, проливные…

Осенью небо покрывают тучи серые, …

Темные, дождевые…

В начале осени бывают дни ясные, …

Безоблачные, светлые, солнечные…

Поздней осенью на улице холодно, …

Пасмурно, ветрено…

Осенью настроение бывает грустное,…

Печальное, тоскливое …

А еще настроение осенью бывает радостное, …

Веселое, бодрое …

Педагог. Молодцы, ребята и Незнайка! У вас получилось подобрать много слов и про осенние деньки, и осеннюю погоду, и осеннее настроение.

Незнайка достает и рассматривает лист бумаги с разными схемами.

Педагог. Незнайка, что это у тебя? Какие-то интересные знаки?

Незнайка. Это мой «секретный» рассказ.

Педагог. Как же он называется и о чем он?

Незнайка. Мой рассказ называется «Поздняя осень».

Педагог. Почему же в твоем рассказе нет ни одной буквы?

Незнайка. В этом – то и весь «секрет»! Хотите, я и вас научу писать такие «секретные» рассказы?

Дети. Да!

Дидактическая игра «Поздняя осень»

Цель: Закреплять знания детей основных признаков поздней осени. Развивать связную речь.

Материал. Альбомные листы, разделенные на 8 частей, по количеству детей.

Ход игры

Педагог предлагает детям «засекретить» рассказ (с помощью схем). Затем произносит предложение. Дети «шифруют» его в соответствующей части листа. Далее дети составляют свой рассказ «Поздняя осень». Рассказ составляется по опорным схемам «по цепочке» 2-3 детьми.

Например:

- Поздней осенью солнце редко светит и мало греет.

- В ноябре день становится еще короче, а ночь – еще длиннее.

- Часто поздней осенью идут холодные дожди со снегом.

- По ночам бывают заморозки.

- Водоплавающие птицы улетают в теплые края.

- Дикие животные сменили цвет шкурок, другие попрятались в норки и впали в спячку.

- Человек кормит домашних животных сеном.

Во второй части занятия дети создают изобразительные композиции «Такие разные зонтики».

Перед изобразительной деятельностью с детьми проводится пальчиковая гимнастика.

Литература

Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2014. -176с.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2008. -208с.

Художественное слово

Стихотворения

Осень

Что такое, что случилось?

Почему-то вся листва

Завертелась, закружилась

И на землю опустилась.

Солнце лучиком блеснуло

И за тучки улеглось.

Потому что белым днем,

Небо брызнуло дождем!

(Т. Павлова)

Листопад

Листопад, листопад.

Лес осенний «конопат».

Налетели «конопушки»,

Стали рыжими опушки.

Ветер мимо пролетал.

Ветер лесу прошептал:

- Ты не жалуйся врачу,

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

(Н. Егоров)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ – ЛЕПКА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема: «В ГОСТЯХ У КОЛОБКА».

Cпособствовать развитию речевой активности ребенка; развивать у детей мелкую моторику рук; творческие способности, технические навыки. Закреплять умение лепить предметы округлой формы круговыми ...

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Такая разная посуда» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять знания детей о видах посуды, ее назначении и существенных признаках....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Откуда хлеб пришел?» в подготовительной группе 2018-19

Систематизироватьи закреплять знания детей о последовательности производства хлебобулочных изделий и их видах....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Незнайка в мире профессий» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять представления детей о людях различных профессий, их деловых и профессиональных качествах, о значении их труда для общества....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Какие бывают насекомые» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Воспитывать бережное отношение к насекомым....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе «Какие бывают насекомые»

Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Уточнять, где живут, чем питаются насекомые; какой вред и какую пользу они приносят природе и человеку. Воспитывать ...