Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Такая разная посуда» в подготовительной группе 2018-19
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Систематизировать и закреплять знания детей о видах посуды, ее назначении и существенных признаках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takaya_raznaya_posuda.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе

«Такая разная посуда»

Цель: Систематизировать  и закреплять знания детей о видах посуды, ее назначении и существенных признаках; о материалах, из которых она сделана. Учить сравнивать, классифицировать предметы посуды.

Материалы: Незнайка с набором посуды. Иллюстрации к сказке К.И. Чуковского «Федорино горе». Предметные картинки с изображением предметов посуды. Большая картинка с изображением паровозика; 9 средних карточек – вагончиков; 9 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, перец) . Наборы посуды (чашка, блюдце, ложка) по количеству детей. Материалы для изобразительной деятельности.

Словарь

(Лексический минимум)

Существительные: Посуда, поднос, сервиз, самовар, сито, бокал, блюдо, ваза, бидон, кувшин, супница, хлебница, салатница, сахарница, сухарница, селедочница, перечница, конфетница, соусник, молочник, терка, скалка, солонка, салфетница, графин, фарфор, стекло, хрусталь, чугун, металл, серебро, дерево, пластмасса .

Прилагательные: Стеклянный, фарфоровый, металлический, хрустальный, деревянный, чугунный, пластмассовый, прозрачный, столовый, кухонный, кофейный, чайный, блестящий, серебряный, хрупкий, глубокий, мелкий, праздничный, повседневный .

Глаголы: Варить, жарить, печь, греть, готовить, тушить, солить, кипятить, хранить, наливать, мыть, чистить, полоскать, расставлять, беречь, угощать, сервировать, бить .

Наречия: Аккуратно, осторожно, горячо, опасно, чисто, грязно.

Ход мероприятия

Педагог. Ребята, отгадайте загадку:

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет.

Ответы детей.

Педагог. Молодцы, ребята! Конечно, это Федора из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Федора не умела обращаться с посудой, за  что и была наказана. Ребята, а что же она делала не так?

Ответы детей.

Педагог. Молодцы! Посуда любит чистоту, и у хорошей хозяйки посуда всегда чистая. А чтобы посуда не билась, с ней надо обращаться очень осторожно.

Вдруг слышен небольшой грохот и шум.

Педагог. Ребята, что случилось? Кажется, что-то упало. Интересно, у кого?

В группу заходит Незнайка с кастрюлей, сковородкой и другими предметами посуды.

Педагог. Здравствуй, Незнайка! Мы слышали какой-то грохот. Ты не знаешь, что случилось?

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Это у меня посуда упала, но не бойтесь, ничего не разбилось!

Педагог. Незнайка, разве ты не знаешь, что с посудой надо обращаться очень аккуратно?

Незнайка. Ребята, а что с ней может произойти?

Ответы детей.

Педагог. Правильно, ребята! Посуда бывает очень хрупкая, она легко может разбиться. Незнайка, а зачем тебе столько посуды?

Незнайка. Я пригласил к себе гостей и решил приготовить для них вкусный обед. Вот сейчас возьму сковородку и сварю в ней суп.

Педагог. Незнайка, ты что? В сковородке невозможно сварить суп! Ребята, кажется, Незнайке нужна наша помощь, а то его гости останутся голодными. Давайте поиграем и расскажем Незнайке, какая посуда для чего нужна.

Дидактическая игра «Что для чего?»

Цель. Закрепить знания детей о различных видах посуды, их назначении.

Материал. Предметные картинки с изображением предметов посуды.

Ход игры

Педагог вывешивает на доске картинки, уточняет названия изображенных предметов посуды. Дети составляют предложения, в которых рассказывают, для чего нужна данная посуда. 

Например:

Сковорода нужна, чтобы жарить…

Педагог. Молодцы, ребята! Незнайка,  теперь ты знаешь, в чем варить суп?

Незнайка. Да!

Незнайка ставит игрушечную кастрюлю на плиту, наливает воду, кладет курицу и другие продукты.

Педагог. Незнайка, кажется, твоей кастрюле чего – то не хватает.

Незнайка. Все хватает!

Педагог. Ребята, а вы, как думаете?

Ответы детей.

Педагог. Правильно, ребята! Незнайка, твоей кастрюле не хватает крышки. Без крышки кастрюля – не кастрюля.

Незнайка. Крышки? А зачем она нужна? У меня и без нее сварится суп!

Педагог. Незнайка, мы сейчас с ребятами поиграем в игру, из которой ты узнаешь, что многие предметы посуды никак не могут обойтись без каких-то частей.

Дидактическая игра «Чего не бывает?»

Цель. Развивать логическое мышление. Закреплять знание предметов посуды и ее частей.

Материал. Предметные картинки с изображением предметов посуды.

Ход игры

Педагог раскладывает перед детьми картинки, уточняет названия изображенных предметов и их частей. Затем предлагает детям закончить предложения подходящим словом.

Например:

Не бывает самовара без …носика.

Не бывает терки  без …дырочек.

Не бывает кастрюли без … крышки.

Не бывает кофейника без … ручки.

Не бывает бидона без …дна.

Не бывает ножа без …лезвия.

Педагог. Молодцы, ребята! Видишь, Незнайка, если у посуды не хватает какой-либо части, то с помощью этой посуды очень трудно что-нибудь приготовить.

Незнайка. Вот это да! Я и не знал, что посуда- это так интересно.

Педагог. Ребята и Незнайка, давайте немного отдохнем и поиграем.

Подвижная игра «1,2,3 – посуда беги ко мне!»

Цель. Закрепить знания детей о различных видах посуды.

Материал. Предметные картинки с изображением предметов кухонной, столовой и чайной посуды.

Ход игры

Педагог раздает детям и Незнайке картинки с изображением различных предметов кухонной, столовой, чайной посуды. Под музыку дети гуляют, как только музыка заканчивается, все дети замирают на месте, педагог дает команду: «1,2,3 – кухонная посуда беги ко мне!» К педагогу подбегают только те дети, у кого на картинках изображены предметы кухонной посуды. Игра повторяется несколько раз с разными командами педагога.

Незнайка ошибается, дети  исправляют его ошибки, объясняя ему, почему он не прав.

Педагог. Молодцы, ребята! Отдохнули? И Незнайке так хорошо все объяснили.

Незнайка. Я и не знал, что посуда бывает такая разная! Спасибо, ребята!

Педагог. А теперь продолжим. Сейчас у нас откроется магазин…

Незнайка. Я знаю, знаю! У нас откроется магазин посуды!

Педагог. Незнайка, а вот и нет! У нас откроется магазин продуктов!

Незнайка. Интересно, зачем нам продукты?

Педагог. Незнайка и ребята, сейчас вы все узнаете.

Дидактическая игра «Волшебный паровозик»

Цель. Расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного использования существительных с помощью суффикса «ниц» .

Материал. Большая картинка с изображением паровозика; 9 средних карточек – вагончиков; 9 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, перец) .

Ход игры

Педагог выкладывает на стол маленькие предметные картинки с изображением продуктов и предлагает «сходить в магазин за продуктами». Дети по желанию выбирают любую картинку и составляют предложение.

Например:

Я купил хлеб. Я купил конфеты.

Педагог напоминает, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба – хлебница, для конфет – конфетница. И с помощью интонации выделяет часть слова «ниц», подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово.

Затем педагог предлагает покататься на волшебном паровозике, где в вагончиках едет волшебная частичка «ниц». Надо купленные продукты положить в вагончики и отгадать, какое новое слово получится (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, перечница).

Педагог. Молодцы, ребята! И Незнайка тоже молодец!

Незнайка. Мне понравилось играть в волшебный паровозик!

Педагог. А в следующей игре нужно быть очень внимательными, мы будем накрывать на стол и заодно поиграем.

Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель. Развивать речевое внимание. Закреплять умение употреблять предлоги для обозначения пространственного расположения предметов.

Материал. Наборы посуды (чашка, блюдце, ложка) по количеству детей.

Ход игры

Педагог дает инструкции. Дети их выполняют.

Например:

Поставь чашку на/под блюдце; между ложкой и блюдцем; слева от ложки и т.д.

Педагог. Молодцы, ребята и Незнайка! Вы были очень внимательными. Сегодня мы с вами вспомнили, что посуда бывает очень разной, у нее разное назначение, она состоит из разных частей, она предназначена для различных продуктов. Но есть у нее и кое-что общее! Незнайка, как ты думаешь, что это?

Незнайка. Я понял! Вся посуда любит чистоту и наше бережное отношение!

Во второй части занятия дети создают изобразительные композиции «Пир на весь мир» (декоративная посуда по мотивам «гжели»).

Эскизы работ дети приготовили заранее.

Перед изобразительной деятельностью с детьми проводится пальчиковая гимнастика.

 «Машина каша»

Маша каши наварила

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке.

Кошке в чашку,

Жучке в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Загибают по одному пальчику на левой руке.

Всю посуду заняла,

Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала!

Сдувают «крошки» с ладошки.

Н. Нищеева

Литература

Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2014. -176с.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2008. -208с.

Дополнительный художественный материал к занятию.

Загадки

Он – пузатый великан,

У него не нос, а кран,

От него исходит жар.

Что же это?  (Самовар)

На кухне ей всегда почет,

Она и жарит, и печет,

Не приготовить нам еды

Без кухонной … (сковороды)

Вся макушка

В дырках мелких.

Перец сыплется

В тарелки.  (Перечница)

На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны.  (Кастрюля)

На столе петух стоит,

Воду он внутри хранит.

Вместо крыльев за спиной –

Ручка, гнутая дугой.

Если птицу наклонить,

Клювик будет воду лить.  (Кувшин)

Скажите, как назвать ее:

Все в дырках зубы у нее?

Но свеклу, редьку,

Хрен, морковку

Она перетирает ловко.   (Терка)

Гусем купается,

Из рук не вырывается,

Часто на берег глядит.  (Ковшик)

Новая посудина,

А вся в дырках.  (Сито)

Носит воду

Хозяину в угоду;

При нем живет,

Пока не упадет.   (Чашка)

В брюхе – баня,

В носу решето,

На голове – пупок,

Всего одна рука,

И та на спине.  (Чайник)

Он из стали, и прекрасно

Режет овощи и мясо.

Только лезвие не трожь!

Ну, конечно, это … (нож).

Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.  (Хлебница)

Считалка

Вот шипящая считалка:

Чашка, ложка и мешалка,

Кружка, нож и поварешка,

Наша пышка и лепешка.

Пословицы

  • Дорога ложка к обеду.
  • К своему рту ложка ближе.

Стихотворения

Игра в слова

Мы с мамой на кухне

Играли в слова

И в кухонный шкаф

Заглянули сперва.

Нашли там поднос,

Самовар и графин,

Тарелки и чашки,

Стакан и кувшин,

Кастрюлю и терку,

Дуршлаг и молочник,

Хрустальную вазу,

Чугунный горшочек.

Там супница, хлебница,

Соусник есть,

Кофейник и блюдо –

Всего и не счесть.

(Т. Кулакова)

Хлебница

Нам без хлеба – никуда,

Это главная еда!

Если дома хлеб лежит,

То всегда ты будешь сыт.

Но недолго хлеб хранится –

Быстро сохнет и крошится.

Он от влаги плесневеет,

А от воздуха – черствеет.

Чтобы хлеб нам сохранить,

Нужно хлебницу купить.

В ней, как в доме, хлеб живет,

Не черствеет, не гниет.

(К. Нефедова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Осень. Приметы осени» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Откуда хлеб пришел?» в подготовительной группе 2018-19

Систематизироватьи закреплять знания детей о последовательности производства хлебобулочных изделий и их видах....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Незнайка в мире профессий» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять представления детей о людях различных профессий, их деловых и профессиональных качествах, о значении их труда для общества....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Какие бывают насекомые» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Воспитывать бережное отношение к насекомым....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе «Какие бывают насекомые»

Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Уточнять, где живут, чем питаются насекомые; какой вред и какую пользу они приносят природе и человеку. Воспитывать ...