Главные вкладки

    Организация экологической предметно-развивающей среды
    статья по окружающему миру на тему

    МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 "Солнышко"

    Говоря о предметно-развивающей среде, С.Н. Николаева обозначает ее как «зону природы», под которой она понимает ту часть помещения и участка дошкольного образовательного учреждения, на которой содержатся какие-либо животные и которая подвергается озеленению.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organizatsiya_ekologicheskoy_predmetno.dlya_sayta.docx16.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация экологической предметно-развивающей среды

    Результативность экологического образования дошкольников во многом обуславливается теми внешними условиями, в которых находится ребенок. Биоцентрический подход к организации экологического образования дошкольников выдвигает необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная - с экологической точки зрения - организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.

    Говоря о предметно-развивающей среде, С.Н. Николаева обозначает ее как «зону природы», под которой она понимает ту часть помещения и участка дошкольного образовательного учреждения, на которой содержатся какие-либо животные и которая подвергается озеленению.

    Экологические пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Кроме традиционных видов «экологических пространств» — групповых уголков природы, комнат природы, огорода и сада на участке — появились новые: зимний сад (салон), кабинет природы, экологическая тропа, площадка природы, мини-ферма, фитобар, фитоогород, музей природы.

    Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

    Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:

    – познавательному развитию ребенка;

    – эколого-эстетическому развитию;

    – оздоровлению ребенка;

    – формированию нравственных качеств;

    – формированию экологически грамотного поведения;

    – экологизации различных видов детской деятельности.

    Главными задачами ЭПРС являются:

    – создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;

    – формирование экологически грамотного поведения детей в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка;

    – создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.

    К экологическому ландшафту дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие компоненты:

    - групповой уголок природы;

    - зимний сад;

    - комната природы;

    - живой уголок;

    - музей природы;

    - экологическая лаборатория;

    - озелененные пространства территории участка ДОУ.

    Каждый элемент этого комплекса ориентирован на обеспечение оптимальных условий для организации экологически ориентированного взаимодействия, общения детей с миром природы. Необходимо отметить, что для эффективности осуществляемой экологической работы с детьми большое значение будет иметь грамотная организация этого ландшафта.

    Основой организации ПРС в дошкольных образовательных учреждениях является:

    = предметный подход, обеспечивающий подбор объектов, оснащение пособиями и оборудованием для организации непосредственного контакта детей с природой;

    = деятельностный подход, обеспечивающий возможность закрепления практических умений и навыков, освоение опыта взаимодействия с природой;

    = гуманистический подход, обеспечивающий формирование у детей отношения к человеку как к высшей ценности, организации взаимодействия с детьми на основе гуманных чувств (доброты, милосердия, сочувствия, отзывчивости), чтобы это стало нормой жизни в обществе и природе.

    Выделяются следующие принципы организации экологической развивающей среды в группе детского сада и в ДОУ в целом

    —      принцип открытости: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся;

    —      деятельностного подхода, учитывается возможность для ребенка действовать с объектами окружающей средой;

    —      функционального комфорт

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация музыкальной предметно - развивающей среды в ДОУ с целью эффективной оздоровительной работы образовательной области «Музыка»

    Статья раскрывает особенности создания предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию в отдельно взятой группе детского сада....

    Экологическая предметно-развивающая среда

    Создание экологической предметно-развивающей среды в средней группе...

    Выступление на педагогическом совете «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС ДОО(из опыта работы)

    Экологическое воспитание - Систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.  Развивающая предметно – пространственная среда ...

    «Организация пространственной предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию с учетом ФГОС»

    Экологическое воспитание дошкольников является начальным и значимым звеном в системе непрерывного экологического образования. Одним из важных условий реализации системы экологического...