Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в разных возрастных группах
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Чегодаева Елена Анатольевна

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения;

экологизации различных видов детской деятельности.

В настоящее время экологическая предметно-развивающая среда создана во многих дошкольных учреждениях. Она отличается друг от друга, однако выполняет одну и ту же роль – повышает эффективность экологического образования.

Элементами экологической предметно-развивающей среды являются :

1. Уголок природы.

Является обязательным элементом в каждой возрастной группе и должен соответствовать возрасту.

2. Экологическая комната.

Предназначена для проведения организованных занятий с детьми эколого-природоведческого содержания.

3. Зимний сад и живой уголок.

В зимнем саду могут быть размещены не только все программные растения, необходимые для ознакомления детей каждого дошкольного возраста, но и растения экзотические, что позволит показать детям многообразие мира растений, их общие и отличительные признаки внешнего вида, будет способствовать формированию у дошкольников умений сравнивать, обобщить, классифицировать.

В живом уголке могут быть сосредоточены все возможные декоративные комнатные животные (морские свинки, хомячки, волнистые попугаи, канарейки, аквариумные рыбки, черепахи и пр.).

4. Лаборатория.

Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе.

5. Музей природы родного края.

Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.

6. Экологическая тропа.

Интересная форма организации общения детей с миром природы. В дошкольных учреждениях экологические тропинки включают различные видовые точки и выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность. Так, осенью группу необходимо украшать букетами осенних цветов и листьями, на подносах выставлять собранный урожай; зимой окна украшаются снежинками, украшенной елкой, силуэтами сказочных героев, Сделанных из бумаги детьми и педагогами.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно - пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи среда должна быть :

1. Содержательно - насыщенной - включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование

2. Трансформируемой – обеспечивать возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих среды в разных видах детской активности;

4. Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5. Безопасной - все элементы среды должны соответствовать требованиям безопасности их использования.

Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого - содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

В заключение хочется сказать слова русского педагога Василия Александровича Сухомлинского

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_prostranstvennoy_predmetno.docx14.34 КБ

Предварительный просмотр:

Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в разных возрастных группах.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

- эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения;

- экологизации различных видов детской деятельности.

В настоящее время экологическая предметно-развивающая среда создана во многих дошкольных учреждениях. Она отличается друг от друга, однако выполняет одну и ту же роль – повышает эффективность экологического образования.

Элементами экологической предметно-развивающей среды являются :

1. Уголок природы.

Является обязательным элементом в каждой возрастной группе и должен соответствовать возрасту.

2. Экологическая комната.

Предназначена для проведения организованных занятий с детьми эколого-природоведческого содержания.

3. Зимний сад и живой уголок.

В зимнем саду могут быть размещены не только все программные растения, необходимые для ознакомления детей каждого дошкольного возраста, но и растения экзотические, что позволит показать детям многообразие мира растений, их общие и отличительные признаки внешнего вида, будет способствовать формированию у дошкольников умений сравнивать, обобщить, классифицировать.

В живом уголке могут быть сосредоточены все возможные декоративные комнатные животные (морские свинки, хомячки, волнистые попугаи, канарейки, аквариумные рыбки, черепахи и пр.).

4. Лаборатория.

Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе.

5. Музей природы родного края.

Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.

6. Экологическая тропа.

Интересная форма организации общения детей с миром природы. В дошкольных учреждениях экологические тропинки включают различные видовые точки и выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность. Так, осенью группу необходимо украшать букетами осенних цветов и листьями, на подносах выставлять собранный урожай; зимой окна украшаются снежинками, украшенной елкой, силуэтами сказочных героев, Сделанных из бумаги детьми и педагогами.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно - пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи среда должна быть :

1. Содержательно - насыщенной - включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование

2. Трансформируемой – обеспечивать возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих среды в разных видах детской активности;

4. Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5. Безопасной - все элементы среды должны соответствовать требованиям безопасности их использования.

Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого - содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

В заключение хочется сказать слова русского педагога Василия Александровича Сухомлинского

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ

о принципах построения предметно развивающей среды, об условиях для создания в группе благоприятного микроклимата и зон для экспериментирования...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание в разных возрастных группах"

Родная природа - это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замеча...

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАМКАХ КУРСА «Я – ЗЛАТОУСТОВЕЦ»

Данная статья подводит к плану выстраивания развивающей среды образовательного пространства дошкольников....

Выступление на педагогическом совете «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС ДОО(из опыта работы)

Экологическое воспитание - Систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.  Развивающая предметно – пространственная среда ...

«Организация пространственной предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию с учетом ФГОС»

Экологическое воспитание дошкольников является начальным и значимым звеном в системе непрерывного экологического образования. Одним из важных условий реализации системы экологического...