«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАМКАХ КУРСА «Я – ЗЛАТОУСТОВЕЦ»
календарно-тематическое планирование на тему

Чиркова Инна Аданисовна

Данная статья подводит к плану выстраивания развивающей среды образовательного пространства дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАМКАХ КУРСА «Я – ЗЛАТОУСТОВЕЦ

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей дошкольного возраста, а именно со сменой темы недели. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Ведь в последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, познавательного, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Итак, рассмотрим подробнее:

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя: 

-центр игры

-центр двигательной деятельности

-центр конструирования

-центр музыкально театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

-центр книги

-центр отдыха

-центр природы

Рабочий сектор: (который занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности, все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним).

- центр познавательной и исследовательской деятельности

- центр продуктивной и творческой деятельности

- центр правильной речи и моторики.

Обязательно необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: 

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

При проектировании среды группы возвращаемся к нашему механизму планирования. Тема недели определена, думаем над ее содержанием и результатом, который хотим получить в ходе изучения вопроса. Таким образом, мы предопределяем продукт деятельности, что дает нам возможность увидеть условия для достижения поставленной цели.

Работаем над памяткой:

  • Определить конечный продукт в тематическом планировании (ЧТО?)
  • Расставить приоритеты содержания работы над темой (ИЗ ЧЕГО?)
  • Определить условия для развития образовательной деятельности (социальные партнеры) (ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НАДО?)
  • Возможности развития и обогащения: коллажи, газеты, презентации, создание мультфильмов, помощь родителей и специалистов детского сада, социальных партнеров (С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО? КТО?)
  • Публичная значимость, новость, отчет (ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация предметно-пространственной развивающей среды в рамках курса «Я – златоустовец» МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №15» Старший воспитатель Чиркова Инна Аданисовна 2017

Слайд 2

Система игровых средств – игровая поддержка развития детей Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ . Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Слайд 3

Среда в комплексно-тематическом планировании В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, познавательного, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми ЧТО делать?

Слайд 4

Активный сектор – центр игры

Слайд 5

Активный сектор – центр двигательной активности

Слайд 6

Активный сектор – центр конструирования

Слайд 7

Активный сектор – центр театрализованной деятельности

Слайд 8

Спокойный сектор – центр книги

Слайд 9

Спокойный сектор – центр отдыха

Слайд 11

Спокойный сектор – центр природы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рабочий сектор – центр познавательной и исследовательской деятельности

Слайд 3

Рабочий сектор – центр продуктивной и творческой деятельности

Слайд 5

Рабочий сектор – центр правильной речи и моторики

Слайд 6

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Слайд 7

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Слайд 8

Механизм планирования В гостях у сказки Волшебная клумба Уже видим примерную цель Далее посмотрим содержание недели: что мы посадим на «Волшебную клумбу»

Слайд 9

В гостях у сказки Дюймовочка Оригами цветка Книжный уголок: подборка сказок Уголок природы: фото и описание цветов, схема частей цветка Аленький цветочек Художественное конструирование Уголок ИЗО: модели последовательности рисования и лепки цветов Театр: костюмы и атрибуты для инсценировки «Дюймовочки» Каменный цветок Лепка с элементами украшения С/р игра: цветочный магазин Д/и Цветик-семицветик Вырезать лепестки, раскрасить, написать желания Уголок познания: фотоальбом (презентация) с парками Златоуста, их клумбами Волшебная клумба Оформление клумбы самодельными цветами и посев семян цветов на «огород»

Слайд 10

Работаем над памяткой : Определить конечный продукт в тематическом планировании (ЧТО?) Расставить приоритеты содержания работы над темой (ИЗ ЧЕГО?) Определить условия для развития образовательной деятельности (социальные партнеры) (ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НАДО?) Возможности развития и обогащения: коллажи, газеты, презентации, создание мультфильмов, помощь родителей и специалистов детского сада, социальных партнеров (С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО? КТО?) Публичная значимость, новость, отчет (ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС ДОО(из опыта работы)

Экологическое воспитание - Систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.  Развивающая предметно – пространственная среда ...

«Организация пространственной предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию с учетом ФГОС»

Экологическое воспитание дошкольников является начальным и значимым звеном в системе непрерывного экологического образования. Одним из важных условий реализации системы экологического...

Отчет о реализации предметно -пространственной среды в рамках курса "Я-Златоустовец"

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАМКАХ КУРСА «Я – ЗЛАТОУСТОВЕЦВопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо...

Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в разных возрастных группах

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

презентация для НОД музыкального занятия по слушанию музыка в рамках курса "Я-Златоустовец" "

Презентация для занятия "Музыка моего города. Илья Шатров "Вальс на сопках Маньчжурии"...