Использование моделирования и мнемотехники в экологическом воспитании в разных возрастных группах
презентация на тему

Китаева Любовь Алексеевна!

Приёмы использования мнемотаблиц в экологическом воспитании

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехники и моделирования в экологическом воспитании в разных возрастных группах Педагог: Китаева Л.А .

Слайд 2

К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» .

Слайд 3

Особенности воспитания дошкольников как условие для применения метода моделирования Моделирование , мнемотехника - наглядно-практические методы обучения . Представляют собой материальные заместители реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или компонентами .

Слайд 4

В основе метода моделирования и мнемотехники лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом или его изображением, каким-либо знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре с младшего и среднего возраста (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы). Опыт замещения накапливается также при ознакомлении с природой.

Слайд 5

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Предметные и графические, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких - либо объектов. Например, на прогулке ребята рассматривали бабочку, стрекозу, жука, сравнивали их по внешнему виду, по способу передвижения, находили сходство и различие. Мы изготавливали из бумаги изображения насекомых, которыми дети могли оперировать вместо картинок, выполняя задания на анализ строения тела насекомого, его условия проживания.

Слайд 6

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Например: Лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, внимание детей приковывает то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.

Слайд 7

Наиболее приемлемым типом предметно-схематических моделей, доступных старшим дошкольникам, является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. В отличие от более младших детей, которые в календаре отмечают только погоду, старшие дошкольники отмечают и появление первых цветов, первых листьев на деревьях.

Слайд 8

Рост лука на свету, в темноте

Слайд 9

Рост лука

Слайд 10

Изобразительная деятельность детей может широко использоваться при предметно-схематическом методе систематизации знаний в процессе ознакомления их с природой. Например рисование овощей, которые едят сырыми, цветы, которые растут на лугу (в саду, в лесу), и т.д., расположив потом эти рисунки на соответствующей схеме-модели, изображающей сад, огород, луг и т.д.

Слайд 11

Рост лука в воде, в земле

Слайд 12

Пищевая цепочка лесных зверей

Слайд 13

Схема ухода за комнатными растениями

Слайд 14

Описание признаков зимы по картинке

Слайд 15

Описание птиц и животных по схеме способствует развитию экологических представлений и развитию речи воспитанников

Слайд 16

Описание овощей и фруктов

Слайд 18

Дидактическая игра «Угадай по схеме», «Угадай и подбери »

Слайд 19

Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счет введения сравнительных степеней прилагательных: “Летом день длинный, а осенью короче”; “Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее”; “Летом день самый длинный, а ночь самая короткая, а зимой наоборот”. Систематические наблюдения, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя помогают детям понять зависимость жизни животных от сезонных изменений природы, усвоить последовательность развития живых организмов.

Слайд 20

Круговорот воды в природе

Слайд 21

В беседах о природе педагог широко использует не только пейзажные картины, но и различные предметные и сюжетные дидактические картины-модели, изображающие животных, растения, труд людей. Такие картины, написанные специально для облегчения процесса обучения, помогают расширить знания детей о мире природы, уточнить их представления о внешнем виде, характерных особенностях предметов и явлений природы.

Слайд 22

Картина для фрагментарного рассказывания

Слайд 23

Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки на экологическую тему

Слайд 24

Дидактические картины Дидактические картины целесообразно использовать на первоначальных этапах обучения, когда знания детей недостаточны , чтобы рассмотреть картину о природе, выделить главное в ней. Если же дети имеют уже определенные знания, могут в достаточной мере разобраться в замысле художника, лучше рассматривать с ними картины мастеров. Беседа тогда приобретает творческий характер и обогащает экологические представления детей .

Слайд 25

Картина Левитана Иисака Ильича «Вечер на Волге»

Слайд 26

Рассказывание по картинкам

Слайд 27

Для усвоения принципа графического моделирования определенное значение имеет использование модели или для описания нового объекта или явления. В этом случае педагог дает детям задание: «Расскажите о новом растении(или животном, явлении, времени года) подробно. Какое оно? А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель».

Слайд 28

Графическая модель зимы и весны

Слайд 29

Графические модели Графические модели (передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть, например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

Слайд 30

Использование картинок для описательного рассказа также расширяет экологические познания детей. Закрепляется строение тела птицы, характерные повадки.

Слайд 31

Описание цветов( строение, цвет, аромат)

Слайд 32

Применение метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников даёт положительные результаты , а именно: - позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка; - положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас; - улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления; - повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира; - формирует цельное представление об экосистемах и временах года .

Слайд 33

Все вышеперечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника в среднем возрасте, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления. Кроме того, установлено, что применение метода моделирования является возможным в связи с уровнем умственного развития дошкольников старшего возраста. Именно в этом возрасте дети достигают уровня умственного развития, чтобы успешно применять метод моделирования для систематизации знаний дошкольников о мире природы и взаимосвязях в ней.

Слайд 34

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:« Компоненты экологических центров в разных возрастных группах»

 Что заставляет ребенка останавливать взгляд на пролетающей мимо птице? Почему шумит лес, и качаются деревья? Почему рыбки, хомячок и котенок – долгожданный подарок для ребенка...

Нравственно-патриотическое воспитание в разных возрастных группах.

Презентация и коментарии к слайдам для выступления на педсовете. Материал из опыта работы....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание в разных возрастных группах"

Родная природа - это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замеча...

Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в разных возрастных группах

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...