Конспект НОД для детей старшей группы "Такая разная бумага"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Правдина Елена Всеволодовна

Очень интересное занятие , насыщенное разными методами и приемами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_po_poznavatelnomu_razvitiyu.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

ТЕМА: «  Такая разная бумага »

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально –коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.  

 

Задачи : 1.Познавательное развитие- формировать умение узнавать различные виды бумаги(салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнивать их качественные характеристики и свойства; выполнять действия , следуя намеченному алгоритму. Способствовать пониманию того, что свойства материала обусловливают способ его использования. Познакомить детей с процессом изготовления бумаги на производстве.

2.Речевое развитие- упражнять в умении высказывать свое предположения, опираясь на свой прежний опыт. Развивать связную речь. Уметь отвечать сложноподчиненным предложением. Обогащать словарь детей словами: салфеточная, писчая, оберточная, чертежная. Активизировать словарь- используя глаголы-смять, рвать, разрезать, намочить.

3.Социально-коммуникативное развитие – развивать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослым. Поддерживать детскую инициативу. Развивать сообразительность, пытливость, самостоятельность. Воспитывать любознательность.

4.Физическое развитие-  упражнять в  умение четко и с удовольствием выполнять основные движения физкультминутки, развивать гибкость и координацию движений.

5.Художественно-эстетическое развитие- продолжать формировать умение воспринимать на слух стихотворный текст . Начинать  движения физкультминутки с началом текста и заканчивать движения  по окончанию . Воспитывать эмоциональную отзывчивость на слушание песни. Упражнять в умении вырезать из салфетки снежинку, используя полученные ранее конструктивные навыки.

Методы и приемы (по  О.В.Дыбиной):

  • Словесные: рассказ, постановка проблемной ситуации, обсуждение,  чтение художественной литературы;
  • наглядные : рассматривание, просмотр видео, установление алгоритма действий;
  • практические:  познавательный момент, выполнение определенные действий с материалом,  игровая ситуация, игровое упражнение, дидактическая игра, конструирование из бумаги.

Материал и оборудование: звукозапись песни «Ужасно интересно» муз. В.Шаинского, сл.Г Остера , видео «Процесс изготовления бумаги на производстве» мультимедиа система, различные  бумажные предметы( книга, тетрадь, коробка, рисунки, салфетки, настольный театр и т.д.) ,квадраты вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы., плакат с алгоритмом действий, звукозапись физкультминутки на музыку из мультфильма «Фиксики» .

                           

                        Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

   Игровое упражнение « Найди бумажный предмет»

Цель: выявить знания детей о предметах, изготовленных из бумаги.

Игровая ситуация «Будем исследователями»

Цель: вовлечь детей в игровую ситуация, вызывая интерес к эксперементированию.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель:развивать умение определять по перечисленным свойствам и качественным характеристикам вид бумаги.

Двигательная

  Физкультминутка под музыку.

Цель:снять статистическое напряжение, совершенствовать общую моторику, вырабатывать четкое координирование движений во взаимодействие с речью, повысить эмоциональный фон

Познавательно-исследовательская

Эксперементирование с квадратами, вырезанными из разной бумаги.

Цель: учить узнавать различные виды бумаги, сравнить их качественные характеристики и свойства;  

 побуждать детей определить алгоритм действий и соблюдать его при выполнении эксперементирования.

Просмотр видео «Процесс изготовления бумаги на производстве».

Цель:  дать новые знания детям, расширять кругозор детей, развивать  любознательность.

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворения С.Михалкова «Лист бумаги».

 Цель: воспринимать на слух стихотворный текст, понимать его содержание.

Музыкальная

Прослушивание песенки(отрывок)

В.А.Шаинского «Ужасно интересно», исполнение физкультминутки под музыку из мультфильма «Фиксики».Цель: способствовать слуховому восприятию музыки, умению начинать и заканчивать движения в соответствии с текстом.

Коммуникативная

Ситуативные разговоры.

Цель:побуждать детей к общению, объяснению в ходе эксперементирования, обсуждению.

Воспитывать желание  помочь воспитателю в решение проблемы.

Конструирование

Изготовление снежинки из салфеточной бумаги. Цель: упражнять в умении складывать салфетку и вырезать ножницами снежинку.

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Включает звукозапись с песней Шаинского В.А. «Ужасно интересно» и приглашает детей подойти к нему.

Дети под музыку собираются вокруг воспитателя.

У детей возникает интерес, для чего воспитатель их позвал.

2.

Воспитатель предлагает игровое упражнение «Найди предметы из бумаги».

Дети расходятся по всей группе и ищут предметы из бумаги; находят и показывают воспитателю.(книгу,тет-радь, коробочку,газету, салфетку, лист бумаги и т.д.)

Умеют определить бумажные предметы.

Понимают, что предметы из различных видов бумаги широко используются в окружающем мире.

3

Воспитатель подчеркивает как много предметов , изготовленных из различных видов бумаги вокруг нас.  Затем  предлагает послушать стихотворении С.Михалкова (отрывок) «Лист бумаги» 

Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.

Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его заполнив пустоту.

И синим будет небосвод,
И красным будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!

Дети слушают стихотворение

Воспринимают  художественное слово в стихотворной форме.

4.

Воспитатель  спрашивает детей: Дети, а хотелось бы вам узнать как получается бумага? Из чего?

Воспитатель предлагает детям посмотреть видео «Процесс изготовления бумаги на производстве»

Дети присаживаются  на стулья и просматривают видео, слушают сопровождающий его рассказ .

Проявляют любознательность, получают новые знания.

5.

Проблемная ситуация. Воспитатель хотела нарисовать рисунок красками на салфетке, но  не получилось

(показывает порванную салфетку), потом решила вырезать снежинку из чертежной бумаги , но опять ничего не вышло.

Вопрос к детям: Почему ничего не получилось?»

Дети  слушают и высказывают свои предположения, почему не получился рисунок и снежинка.

Дети при объяснении используют свой жизненный  опыт.

6.

Выслушав ответы, детей воспитатель предлагает провести исследования с бумагой и определить как ведет себя бумага, если произвести с ней какие -то действия., т е определить ее свойства.

 Обращает внимание детей на четыре разных квадрата бумаги у них на столах-салфеточная, писчая, оберточная и чертежная.

Предлагает потрогать бумагу . Вопрос чем отличается бумага? Чем бумаги?(тонкая, прочная, толстая, жесткая,мягкая).

Подводит к пониманию , что бумага бывает разной по качеству.

Дети  садяться за столы и рассматривают бумагу;

высказывают свои предположения, актуализируя прошлый опыт .

Развивается

сообразительность,пыт-ливость у детей.

7.

Вопросы к детям: Что можно сделать с бумагой? (Смять, порвать, сжечь, разрезать, намочить)

Воспитатель прикрепляет схемы действий деятельности(проведение опытов) -алгоритм:

Смять-Разорвать пополам

Разрезать на две части-Опустить в емкость с водой

Дети называют действия, которые можно произвести с бумагой(порвать, смять, разорвать, разрезать, опустить в воду.  

Знают , что можно сделать с бумагой, могут определить алгоритм деятельности

8.

Предлагает отдохнуть,  и сделать физкультминутку под музыку из мультфильма «Фиксики»  

Дети выполняют физкульминутку  под музыку

Дети выполняют движения в соответствии с текстом, улучшают координацию, повышают эмоциональный настрой .

9.

Воспитатель обращает на первое действие: смять бумагу.  Какая  бумага мнется легче ?  Какая труднее?

Действие второе– Разорвать.Какая бумага быстрее всех рвется? Какая медленнее?

Действие третье–разрезать-Какая легче режется? Какая труднее?

Четвертое действие-намочить-опустить в емкость с водой. Какая быстрее всех намокнет? Какая медленнее?

 Воспитатель говорит, что теперь дети доказали, почему нельзя рисовать на салфетках(мягкой бумаге) красками и делать снежинку из чертежной (плотной) бумаги.

Дети ,согласно алгоритму на плакате выполняют действия самостоятельно.

Отвечают на вопросы, после каждого действия.

Умеют выполнить самостоятельно определенные действия с бумагой.

Выявляют, какой вид быстрее сминается, намокает, легче рвется, а какой наоборот медленнее.

Понимают, что каждый вид бумаги имеет свои свойства  ,которые учитываются при использовании бумаги.

10.

 Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Воспитатель описывает определенный вид бумаги. Дети должны угадать о каком виде  бумаги идет речь(салфеточная, писчая, оберточная,чертежная)

Дети слушают описание и угадывают вид бумаги, правильно его называя

Знают названия различных видов бумаги.

11

Воспитатель: А как же быть со снежинкой и рисунком? Помогите мне, ребята.

Дети  соглашаются помочь. Вырезают снежинки и рисуют –по своему выбору.

Создают снежинки применяя , полученные конструктивные навыки. Используют их для украшения комнаты к Новому году.

Рисуют красками картину для выставки.

Используемая литература:

Программа по организации поисковой деятельности детей «Ребенок в мире поиска»

«Неизведанное рядом» Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетинина       

 Как научить убирать игрушки

Для удобства ребенка необходимо определить территорию, на которой он будет полноправным хозяином. Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Пусть уборка не превращается в наказание, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.

Хорошо, если мама начнет убирать игрушки вместе с ребенком, обязательно проговаривая, что именно они убирают, куда и зачем: "Смотри, эту книжку мы положим на стол - там уже лежат другие книжки, а машинки пусть спят в коробке. Как чисто теперь в комнате! Молодец!" Если подобная совместная работа будет проводиться систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно. Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т.д.

Если у родителей есть необходимый запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. Например, уборка может быть укладыванием игрушек спать и стать необходимым вечерним ритуалом для малыша.

Если мама считает, что чистота и порядок в доме необходимы, надо ввести правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок уяснит себе, что ему будут читать книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но малыш должен знать, что это правило для всех членов семьи. Если же родители предъявляет ребенку ультиматум: уберешь игрушки - буду тебе читать, не уберешь - не буду, то малыш, скорее всего, сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно "зарабатывать".

Существует другая грань этой проблемы. Многие родители, стремясь освободить для себя большее количество времени, идут по пути наименьшего сопротивления и быстро убирают игрушки сами. Этого делать не следует, так как ребенок быстро сообразит, что у папы или мамы уборка получается намного лучше, чем у него, и будет стремиться переложить ее на ваши плечи. Когда малыша приучают аккуратно складывать игрушки, книжки к книжкам, куклы к куклам, машинки к машинкам, таким образом, автоматически определяется место для каждой вещи. Ребенок этот порядок запоминает и старается следовать ему.
Несколько полезных советов:

* Не отказывайте малышу в своей помощи, даже если вы очень заняты. Помните, что дети очень ценят свою самостоятельность, и если ребенок все же обратился к вам, значит решить данный вопрос он не в состоянии.

* Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть малыш знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он слушается, убирает игрушки, съедает кашу и т.д.

* Чаще хвалите малыша, называйте его своим помощником, просите о помощи и не забывайте говорить спасибо. Давайте понять, что без него вы не справились бы с этой сложной задачей.

Приучение ребенка к самостоятельности - это долгий процесс, требующий терпения. Одно из главных правил - последовательность во всем. Если родители начали прививать ребенку определенный навык, то необходимо, не раздражаясь, объяснять малышу, что у него уже получилось, а что еще нет. Не следует быстро сдаваться. Шаг за шагом, он научится всему тому, чего и вы когда-то не умели делать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по техническому моделированию из бумаги

Представляю вашему вниманию конспект мероприятия по техническому моделированию из бумаги в технике "Модульное оригами". Дети с помощью модульного конструктора из бумаги в течение мероприятия соберут с...

Конспект НОД для детей старшей группы "Профессии разные нужны, профессии разные важны" воспитателей Дмитриевой Нины Михайловны и Морозовой Антонины Петровны

Материал занятия обобщает и систематизирует знания детей о профессиях, учит  группировать предметы по назначению и функциям, расширяет кругозор и обогащает словарный запас детей....

Конспект занятия в средней группе «Такая разная бумага».

Расширять представления детей о бумаге, ее видах, свойствах, об использовании бумаги в жизни человека. Познакомить детей  с копировальной бумагой. Развивать обследовательские действия, внимание, ...

Конспект НОД для детей старшей группы по конструированию из бумаги в технике оригами " Подарок для мамы"

В ходе НОД дети упражняются в изготовлении поделок в технике оригами...