Консультация для воспитателей на тему: "Игры о нормах поведения в природной среде"
консультация по теме

Лысогорская Ирина Алексеевна

Дети, с их интересом ко всему окружающему, принимают знания о природе, о себе, как человеке значимом в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему: "Игры о нормах поведения в природной среде"

Подготовила воспитатель Лысогорская И.А., 2013г.

 

       В настоящее время очень важной является проблема развития дошкольника.  Это, с одной стороны, развитие всех психических процессов ребёнка. В дошкольном возрасте это очень важно, а с помощью экологических игр это будет интересно и познавательно для ребёнка. Дети, с их интересом ко всему окружающему, принимают знания о природе, о себе, как человеке значимом в природе. Не заметно для себя, они усваивают основной принцип гармония с собой, с природой, с окружающим миром - основа здоровья человека. Природа оказывает сильное развивающее воздействие на ребёнка. Она развивает мышление, умственные способности ребёнка. Он усваивает систему знаний о природе, о человеке, как части природы. Развивает любознательность, познавательное отношение, наблюдательность. Ребёнок приобретает знания о том, как укрепить своё здоровье в согласии с законами природы, не нанося вреда другим. Дети учатся видеть зависимость своего здоровья от разумности и правильности поведения их в природе, в общении с другими людьми, то есть от того, на сколько их образ жизни является здоровым. Очень важно развивать у детей умения, навыки, которые позволят успешно взаимодействовать с природой, другими людьми. Дети учатся понимать безопасность среды (природы, питания, общения с людьми…) для их здоровья и жизни.

      С другой стороны, очень важно эмоциональное развитие ребёнка, умение чувствовать состояние других существ (человека, растения, животного), видеть проявления различных эмоций, устанавливать причины, вызывающие их. Это способствует воспитанию гуманного отношения к живым существам. Чтобы правильно вести себя, ненасильственно относиться к живым существам, надо знать, что значит "правильное поведение" в природе, в общении с людьми. А это не будет до конца осознанно, если у ребёнка нет знаний о значимости каждого в экосистеме, взаимосвязи всего в природе, признаках живого, причинах гибели живого, влиянии человека на природу, природы на человека. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться. А общение обогащает эмоциональную сферу. Поэтому очень важно развитие эмоций. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Не осознавая, что они делают, они причиняют боль друг другу, растению, животному. Но одних знаний мало. Важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если ребенок сможет объяснить, что он чувствует, что с ним случилось, тогда он сможет лучше понять , что он делает не так. Но знания должны быть связаны с деятельностью, поэтому детей надо привлекать к уходу за живыми объектами. Таким образом идет воспитание экологической культуры.

      Но так как основная деятельность детей игровая, целесообразно использовать систему экологических игр.

   В игре дети объединяются, общаются, что способствует эмоционально- личностному развитию детей. Воспитательная и развивающая задачи выполняются незаметно для детей в привлекательной для них форме. Игра более всего захватывает детей, заставляет по-настоящему пережить чувства персонажей игры. Это естественный вид деятельности детей, формирующий их характер.

      Экологические игры о нормах поведения в природной среде используются на занятиях, вечерах досуга, в совместной деятельности взрослого и детей, используются атрибуты для игр в свободной, самостоятельной деятельности детей.

      В работе с детьми используются следующие виды игр:

  1. Театрализованные игры (на занятии, в совместной деятельности детей) по авторским сказкам  (Бианки, Чуковский…), народным сказкам, рассказам о природе, здоровье, сказкам придуманными детьми (введение нового персонажа, обстановке). С детьми ввелся альбом сказок. В играх использовался театр игрушек, фланелеграф, игрушки- заместители. Кроме игр- драматизацией проводились игры- фантазии, сперва с образными игрушками, затем с плоскостными изображениями, заместителями. Эти игры использовались для развития эмоциональной сферы, остроты переживаний, ощущений живых существ, воображения. Но они решали и многие другие задачи: уточняли знания о связях в природе, о влиянии человека на природу, природы на здоровье человека.
  2. Игры - имитации различных объектов природы (живой и не живой): "Позы", "Изобрази" на развитие воображения, выразительности мимики, жестов. Эти игры имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной, артикуляционной гимнастики, психогимнастики.
  3.  Игры с движениями, направленные на развитие психических процессов, выразительности движений уточнения знаний о закономерностях в природе, о связи живых существ, человека и природы. Эти игры способствуют развитию физической активности детей, снимают напряжение.
  4. Сюжетно- дидактические игры и сюжетно- ролевые ("Магазин", "Зоопарк", "Айболит", "Путешествие"). В основном решают задачи эмоционального развития детей.
  5. Дидактические игры. Они способствуют развитию всех психических процессов: внимание (его свойства), операции мышления, логику, воображение, память.
  6. Игры на формирования представлений о поведении в природе, дома, в городе. ("Экологический светофор", "Исправь", "Хорошо - плохо" и др.) это игры по темам: человек и природа, безопасность ребёнка дома, на улицы.
  7. Игры на развитие эмоциональной сферы ("Маски зверей на карнавал", "Найди хозяйку", "Что подумал Лесовичок", "Подбери модель", "Добрый - злой") это игры по темам: ребёнок и другие люди, ребёнок и природа, здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
  8. Игры на уточнение знаний об экосистемах (лес, луг, водоём), на установление связей и зависимости в экосистемах, на сравнение, группировку, обобщение и другие операции мышления, внимание, память.
  9. На формирования представлений об организме человека, пользе движений, продуктов питания, витаминов, чистого воздуха для здоровья человека.

      Развитию ребёнка способствует и участия в изо деятельности. Для этого дети изготовляли коллективные работы с использованием разных способов изображения (лепка, использование штампов из листьев, рисование кистью, мелками…). Тема работ были связаны с играми: поезд птиц, лес осенью, домик- дерево, праздничная ель. Использовались задания на развития воображения: дорисуй (лес, морское дно, дети на спорт площадки…).

     

      Задачи работы:

1)  Учить проявлять сочувствие, сопереживание при неосторожном общении с объектами природы, допущенном кем- то. Учить радоваться при общении с природой, быть доброжелательным, стремиться не наносить вреда. Дать представления о положительном поведении в природе, о добрых делах в природе.

2)  Развивать внимание, умение сравнивать, анализировать объекты природы.

3)   Учить определять и называть эмоциональные состояния (смеется, радуется, плачет) по выражению лица. Учить пользоваться моделями настроения при определении потребностей живых существ, их состояния, активизировать мимическую, жестикуляционную деятельность детей.

4)   Развивать умение передавать имитацией образы животных, птиц, растений, придумывать игры- фантазии с использовании театра на темы природы, соблюдения культурно- гигиенических навыков, культуры общения.

5)   Формировать представления о признаках растений, животных, потребностях, сезонных изменений в жизни, росте и развитии, приспособлении к среде, о труде человека по уходу за живыми объектами.

6)   Воспитание стремления быть аккуратным, опрятным, чистоплотным, не болеть.

7)   Прививать культуру общения, вежливость, доброту, отзывчивость, используя примеры из произведений.

8)   Учить отражать свои впечатления в изо деятельности, помогать взрослым в уходе за растениями.

       Экологические игры разных видов (дидактические, сюжетные, театрализованные, подвижные, имитационные) способствуют:

1. Развитию эмоциональной отзывчивости,  выразительности мимики, речи, жестов, игровых умений.

2. Воспитанию чувства сопереживания другому организму, стремления не навредить, правильно вести себя в природе (в лесу, у водоёма, в поле), в общении с другими людьми (на улицах города, в играх). Проиграв сказку, сюжетную игру, имитацию ребёнок лучше понимает состояние растений, животных, других людей.

3. Экологические, валеологические игры способствуют развитию свойств внимания (сосредоточенность, переключение, устойчивость), операции мышления (анализ, установление связей, сравнения, обобщение классификации). Способствуют развитию слуховой и зрительной памяти, воображения. В результате дети показали хороший результат развития психических процессов.

4. Экологические игры данных видов систематизируют знания об экосистемах. Валеологические игры по разделам (ребёнок и другие люди, дома, здоровье, на улицах города, и природа) систематизируют знания о безопасном поведении в городе, в лесу, на озере… . Это способствует развитию уверенности детей, самостоятельности, ответственности. В старшем возрасте ребёнок подходит к пониманию влияния природы, города на здоровье человека, безопасность его жизни, здоровья. Ребёнок осознаёт влияние человека на природу, здоровье людей. В результате можно сказать, что экологические игры (по теме безопасность и т. д.) способствуют эмоционально – личностному развитию дошкольников.

 5. Эколого-валеологические игры обобщают представление о трудовых умениях в природе.

        Играя,  дети учатся  любить, познавать, беречь и множить. Игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию норм поведения в природной среде.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

 «Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой  группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повторяться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

 «Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

 «Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее). Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Воспитатель  предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц.  В игре используется диск с записью голосов птиц.

 «Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: см. игру  «Я знаю ...»

 «Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

- Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

 «Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы. Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой объект природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

        Таким образом экологические игры развивают  культуру дошкольников, так как систематизируют знания о природе, умения, воспитывают экологически правильное отношение к природе. Игры способствуют  не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Играя, развиваем"

Игра в жизни ребёнка занимает важнейшее место. С помощью игр ребёнок познаёт мир, обучается. Каждая игра направлена на развитие способностей детей....

Консультация для воспитателей на тему: "Игры с песком".

Летние игры и забавы на воздухе полезны для детского здоровья. Они формируют художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, сноровку и изобретательность, воспитывают трудол...

Консультация для воспитателей на тему" Игра - детская школа нравственности."

Консультация для молодых специалистов том,что воспитывать  доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность п...

Консультация для воспитателей на тему: «Игры на развитие коммуникативных навыков для детей с агрессивным поведением»

Консультация для воспитателей на тему:  «Игры на развитие коммуникативных навыков для детей с агрессивным поведением»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Играя, развиваем и воспитываем»

В детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формирует...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Игра – среда здоровьесбережения»

Забота о здоровье- этоважнейший труд воспитателяОт жизнерадости, бодрости детейзависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы....