Консультация для воспитателей на тему" Игра - детская школа нравственности."
консультация по теме
Консультация для молодых специалистов том,что воспитывать доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность появления этих споров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Жалобы от играющих дошкольников слышит каждый педагог ежедневно. Заботливый педагог тут же приходит на помощь, вместе с детьми принимает правильное решение. Ребенок , который только что жаловался, удовлетворен. Через минуту от другой играющей группы педагог вновь слышит те же жалобы. Опять приходит на помощь воспитатель, старается объективно разобраться, учит, как надо поступать , чтобы никому не было обидно. Но если жалобы не поступают , это не означает, что нарушений нет. Просто в данный момент о них либо не говорят , либо их не замечают.
Вот и получается , что ведем мы воспитательные беседы с детьми только тогда, когда возникает в этом необходимость. Наша реакция направлена на устранение следствия- уже возникшего конфликта, а не на его предупреждение. Об этом явлении говорил А. С. Макаренко: « Вопросы воспитания всплывают обычно на поверхность только при каких- нибудь досадных происшествиях…Если же происшествий нет….о проблемах воспитания не вспоминают». Отсюда следует , что воспитывать доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность появления этих споров.
Известно, что некоторые дети, играя, часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей.
Но как же уберечь детей от негативного влияния нарушителей правил поведения, а агрессивных ребят заставить изменить свои действия? Одними увещеваниями и воспитательными беседами справедливости в отношениях детей достичь трудно. Нужно сделать нарушителей порядка активными помощниками педагога, особенно в играх, научить их соблюдать правила, видеть те нарушения, которые допускаются другими детьми, составлять на этой основе мнение о поступках сверстников и таким образом влиять сообща на поведение каждого члена группы.
Исследователи детских взаимоотношений (Л.В. Артемова, Л.Г. Лысюк, С.Н. Карпова, В.Г. Нечаева и др.)отмечают, что наиболее часто ссоры возникают из – за распределения ролей, игрушек, выбора темы игры, ее сюжета, нарушения общепринятых норм поведения в процессе игры, неумение разобраться в возникших конфликтах самостоятельно. Эти авторы используют правила, чтобы помочь ребенку освоить нравственные нормы общения. Научить видеть, анализировать соблюдение и нарушение норм в игре означает научить давать адекватную оценку поступкам окружающих. Исследователи учили ребят использовать правила как ориентиры для формирования мнения детей о поведении каждого сверстника. Теперь дети сами могли оценивать отрицательные поступки товарищей, их последствия для себя. Опираясь на то, как соблюдает правила взаимоотношений в играх, дети составляли самостоятельно мнение о других ребятах. Кому захочется играть с несправедливым товарищем? Лучше взять в партнеры для игры того, кто доброжелателен – эти качества ребята научились оценивать. Так складывались новые игровые группы, где справедливость становилась нормой отношений.
Учитывая, что хорошие и плохие поступки видны со стороны, необходимо составлять рассказы об играх в детском саду, где необходимо ярко показать ситуации нарушения нравственных норм. В тоже время не нужно приводить в рассказах примеры поведения конкретных ребят, которые обижали товарищей. Кроме того рассказ дает образец для подражания положительным поступкам буквально в сегодняшней игре, ведь многие эти проблемы возникнут тут же, только ребята начнут играть. В игре дети упражняются , закрепляют правила, с которыми только что познакомились, как их выполняют другие дети.
На этапе усвоения правил воспитателю необходимо участвовать в играх детей, помогать руководствоваться правилами. После игр необходимо делать анализ: как играли, кто правильно поступал, а кто был похож на отрицательных героев, с кем приятно играть , а с кем выходят только ссоры. Помочь детям выявить причины, почему это происходит.
Усваивая правила, дети часто жалуются о нарушении правил товарищами. Не нужно считать это ябедничеством. Жалобы детей говорят о том , что они запомнили правила, а кто-то их нарушает. ВНИМАТЕЛЬНО ОТНОСИТЕСЬ К ТАКИМ СООБЩЕНИЯМ, ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИХ ДЛЯ БЕСЕД О ПОВЕДЕНИИ СВЕРСТНИКОВ.
МБДОУ « Детский сад № 10 « Сказка»
Консультация
на тему:
« Игра – детская школа
нравственности.»
Подготовила и провела
Воспитатель Троян Е. Г.
Алатырь 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
в консультации представлен опыт работы по использованию музыкального фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: Игра - школа нравственного поведения
Консультация для родителей...
Консультация для воспитателей "Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Презентация и теоретический материал по описанию сказкотерапии, способах ее использования в воспитательном процессе. Даны примеры сказок Г.Х. Андерсена для дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание духовно-нравственных ценностей посредством игры"
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание духовно-нравственных ценностей посредством игры"...
Консультация для воспитателей "Сказка как средство социально-нравственного воспитания дошкольников"
Систематизированная информация о влиянии сказки на социально-нравственное воспитание детей дошкольног возраста, а также методика работы по данной теме....
Консультация для воспитателей "Народная игрушка как средство нравственного воспитания и художественно-творческого развития детей младшего и среднего возраста"
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный...
Игра - детская школа нравственности
Консультация для молодых педагогов...