Консультация для воспитателей на тему" Игра - детская школа нравственности."
консультация по теме

Троян Елена Геннадьевна

Консультация для молодых специалистов том,что воспитывать  доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность появления этих споров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жалобы от играющих дошкольников слышит каждый педагог ежедневно. Заботливый педагог тут же приходит на помощь, вместе с детьми принимает правильное решение. Ребенок , который только что жаловался, удовлетворен. Через минуту от другой играющей группы педагог вновь слышит те же жалобы. Опять приходит на помощь воспитатель, старается объективно разобраться, учит, как надо поступать , чтобы никому не было обидно. Но если жалобы не поступают , это не означает, что нарушений нет. Просто в данный момент о них либо не говорят , либо  их не замечают.

Вот и получается , что ведем мы воспитательные беседы с детьми  только тогда, когда возникает в этом необходимость. Наша реакция направлена на устранение следствия- уже возникшего конфликта, а не на его предупреждение. Об этом явлении говорил А. С. Макаренко: « Вопросы  воспитания всплывают обычно на поверхность  только при  каких- нибудь  досадных происшествиях…Если же происшествий нет….о проблемах воспитания не вспоминают». Отсюда следует , что воспитывать  доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность появления этих споров.

Известно, что некоторые дети, играя, часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей.

Но как же  уберечь детей от негативного влияния нарушителей правил поведения, а агрессивных ребят заставить изменить свои действия? Одними  увещеваниями и воспитательными беседами  справедливости в отношениях детей достичь трудно. Нужно сделать нарушителей порядка активными помощниками педагога, особенно в играх, научить их  соблюдать правила, видеть те нарушения, которые допускаются  другими  детьми, составлять на этой основе мнение о поступках сверстников и таким образом влиять сообща на поведение каждого члена группы.

Исследователи детских взаимоотношений (Л.В. Артемова, Л.Г. Лысюк, С.Н. Карпова, В.Г. Нечаева и др.)отмечают, что наиболее часто ссоры возникают из – за распределения ролей, игрушек, выбора темы игры, ее сюжета, нарушения общепринятых норм поведения в процессе игры, неумение разобраться в возникших конфликтах самостоятельно. Эти авторы используют правила, чтобы помочь ребенку освоить нравственные нормы общения. Научить видеть, анализировать соблюдение и нарушение норм в игре означает научить давать адекватную оценку поступкам окружающих. Исследователи учили ребят использовать правила как ориентиры для формирования мнения детей о поведении каждого сверстника. Теперь дети сами могли оценивать отрицательные поступки товарищей, их последствия для себя. Опираясь на то, как соблюдает правила взаимоотношений в играх, дети составляли самостоятельно мнение о других ребятах. Кому захочется играть с несправедливым товарищем? Лучше взять в партнеры для игры того, кто доброжелателен – эти качества ребята научились оценивать. Так складывались новые игровые группы, где справедливость становилась нормой отношений.

Учитывая, что хорошие и плохие поступки видны со стороны,  необходимо составлять рассказы об играх в детском саду, где необходимо  ярко показать ситуации нарушения нравственных норм.  В тоже время не нужно приводить в рассказах примеры поведения конкретных ребят, которые обижали товарищей. Кроме того рассказ дает образец для подражания положительным поступкам буквально в сегодняшней игре, ведь многие эти проблемы возникнут тут же, только ребята начнут играть. В игре дети упражняются , закрепляют правила, с которыми только что познакомились, как их выполняют другие дети.

На этапе усвоения правил воспитателю необходимо участвовать в играх детей, помогать руководствоваться правилами. После игр необходимо делать анализ: как играли, кто правильно поступал, а кто был похож на отрицательных героев, с кем приятно играть , а с кем выходят только ссоры. Помочь детям выявить причины, почему это происходит.

Усваивая правила, дети часто  жалуются о нарушении правил товарищами. Не нужно считать это ябедничеством. Жалобы детей говорят о том , что они запомнили правила, а кто-то их нарушает. ВНИМАТЕЛЬНО ОТНОСИТЕСЬ К ТАКИМ СООБЩЕНИЯМ, ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИХ ДЛЯ БЕСЕД О ПОВЕДЕНИИ СВЕРСТНИКОВ.

МБДОУ « Детский сад № 10 « Сказка»

Консультация

 на тему:

« Игра – детская школа

нравственности.»

Подготовила и провела

Воспитатель Троян Е. Г.

Алатырь 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

в консультации представлен опыт работы по использованию музыкального фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Презентация и теоретический материал по описанию сказкотерапии, способах ее использования в воспитательном процессе. Даны примеры сказок Г.Х. Андерсена для дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание духовно-нравственных ценностей посредством игры"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание духовно-нравственных ценностей посредством  игры"...

Консультация для воспитателей "Сказка как средство социально-нравственного воспитания дошкольников"

Систематизированная информация о влиянии сказки на социально-нравственное воспитание детей дошкольног возраста, а также методика работы по данной теме....

Консультация для воспитателей "Народная игрушка как средство нравственного воспитания и художественно-творческого развития детей младшего и среднего возраста"

 Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный...

Игра - детская школа нравственности

Консультация для молодых педагогов...