Конспект комплексного занятия «Путешествие в мир часов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Терещенко Зинаида Сергеевна

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми

старшего дошкольного возраста

Конспект комплексного занятия «Путешествие в мир часов»

Область: «Познание»

Интеграция: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка»

Программное содержание:

Цель : Расширить знания детей об истории возникновения  и видах часов, продолжать учить разбираться во времени.

1.Продолжать знакомить детей с историей возникновения часов, рассказать и показать разные виды часов, подвести к элементарному осмыслению времени.

2. Вызывать интерес к понятию «время» через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.

3. Формировать заинтересованность, желание научиться разбираться во времени.

4. Развивать и активизировать устную речь детей.

5. Воспитывать желание познавать что-то новое, уверенность в своих силах, умение высказывать свои мысли, слушать друг друга.

Предварительная работа:

- с детьми (беседы о временах года, о режиме дня, чтение стихотворений, пословиц, поговорок) ;

- совместная работа с детьми на тему: «Мой весёлый будильник» (аппликация) ;

- совместная работа с детьми на тему: « Какие бывают часы» (рисование);

- совместная работа с детьми и родителями по созданию коллекции «Часы»;

Материал и оборудование:

- выставка различных часов;

- видео «Кремлёвские часы-куранты»;

- аудиозапись:  «Крик петуха», «Звон будильника»,  фрагмент детской песенки «Бьют часы на старой башне»

- плакаты с изображением солнечных часов, песочных, водяных;

- свечка

Методы и приемы:

- психогимнастика

- отгадывание загадок

- проговаривание пословиц

- использование аудиозаписи

- чтение стихотворений

Словарная работа:  вертемя, вертеть

Ход образовательной деятельности.

Звучит фрагмент детской песенки «Бьют часы на старой башне»

Воспитатель:

Ребята, сейчас мы с вами прослушали песенку, о чем она?

Дети: про часы, про время

Воспитатель:

Правильно . А сейчас, чтобы узнать тему нашего занятия  я предлагаю вам отгадать две загадки:

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу.

Когда спать, когда вставать, когда работу начинать.

Что это?

Дети: часы.

Воспитатель: Молодцы. А вот ещё одна.

Мы день не спим, мы ночь не спим.

И день, и ночь стучим, стучим.

А что это?

Дети: тоже часы.

Воспитатель:  Правильно, тема нашего занятия –часы. А какие вы знаете поговорки о часах?

Делу время - потехе час. Времени не воротишь. Аппетит приходит во время еды. День и ночь – сутки прочь.

А как вы думаете, зачем людям нужны часы?

Дети: Смотреть время…

 Воспитатель: Как вы думаете, когда появилось время?

Дети: давно.

Воспитатель: Время было всегда, оно бежало вперёд. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Что вы слышите в этом слове? Повторите его. Дети повторяют. В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Оно не видимо, без цвета и запаха. Его нельзя руками потрогать. Например, воздух – он тоже невидимый и мы его никак не ухватим руками. Так и время. И всё-таки люди придумали для отчёта невидимого времени вполне видимые часы. Часы- это не время, а всего-навсего машинка, которая отсчитывает его.

Включается виделозапись «Бой курантов»

Воспитатель: Ребята, что это такое?

Дети : Куранты  бьют…

Это самые главные и точные часы, которые находятся в Москве – столице нашей России.

А вы хотите посетить выставку часов и узнать, какие же были часы раньше? Какие сейчас?

Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу.

Солнечные часы – всех часов предки!

Сейчас они редки.

Циферблат на земле лежит,

А по нему солнышко бежит!

Они бегают на площадях,

На лужайке, в саду-

У солнышка на виду.

Эти часы давали узнать, сколько времени прошло с определённого момента, но не сколько времени вообще. Но пользоваться солнечными часами человек не всегда мог. Почему?

Дети: нет солнца на небе – нет и тени.

Воспитатель: Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро! » (включается аудиозапись крика петуха)

Но хотя и кричит петух в одно и то же время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать.

А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течёт»? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах. В высокий и длинный стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Но водяные часы тоже оказались неудобными, требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд.

Воспитатель:

«Течёт» время и в песочных часах.

Стих читает ребёнок:

Часы песочные – точные!

В них песчинки текут-

Секунды бегут!

Как песчинки собрались,

Холмиком улеглись

В колбочке из стекла,

Так и минутка истекла!

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам выполнить задание на время. Песочные часы  отмерят минуту, а вам нужно пройти за это время лабиринт,  ( дети садяться за столы , выполняют задание)

Воспитатель: А знаете ли вы, что восковая свеча – это тоже часы, древние, огненные. Брали восковую свечку, наносили на неё полоски, каждая полоска – час. Тает от огня воск, исчезают полоски одна за другой. Сколько полосок растаяло, столько прошло часов. Получилось, что время не только течёт, но ещё и сгорает.

Физкультминутка:«Часы»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)

Налево - раз, направо - раз,

Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево - вправо)

Мы тоже можем так.

Воспитатель. А какие часы существуют сейчас?

Дети: будильник, настенные часы, наручные, говорящие и т. д. (дети рассматривают выставку часов)

Читают стихи, заранее подготовленные дети:

А ходики-избушки!

В них живут кукушки.

Окошко распахнётся,

Ку-ку! Ку-ку! -

Как в лесу на суку.

А будильник!

С вечера заведёшь

И спокойно спать пойдёшь.

Будильник разбудит-

Не забудет! (включается аудиозапись звонка будильника)

А есть часы настенные-

Чинные, степенные!

Не убегают, не отстают-

Вовремя бьют!

Маятник туда-сюда…

Сегодня, завтра и всегда!

А есть и новые – электронные

Часы неугомонные.

Только раз заведи,

Заведёшь – и год ходи!

Воспитатель. И так ребята, что нового вы узнали о времени и часах?

 Дети: Узнали, что время можно измерить часами

Воспитатель:  С какими видами часов мы познакомились?

Дети: Солнечные , водяные , песочные , огненные и даже живые часы. А так-же современные часы: настенные, наручные, говорящие, электронные…

Воспитатель:  Видите, сколько мы сегодня нового и интересного узнали о времени и о часах. Понравилась вам экскурсия?

  А сейчас я вам раздам подарки, которые смастерили для вас ребята – ваши сверстники, воспитанники другой старшей группы. Это часы. Вы на них будете смотреть и вспоминать то, о чём мы сегодня говорили – о времени и о часах.

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "Путешествие к бабушке в деревню"

Тема: Путешествие к бабушке в деревню Цель:  Расширять словарный запас детей (крыша, окно, дверь, лестница, труба, забор);Показать умение детей группировать предметы по их общим призн...

Конспект комплексного занятия "Путешествие в страну Рисовалию"

На занятии решаются задачи художественно-эстетического воспитания, развития речи, приобщения дошкольников к русскому народному декоративно-прикладному искусству....

Конспект комплексного занятия «Путешествие за кладом».

Конспект занятия предназначен для работы учителя-дефектолога....

Конспект комплексного занятия «Путешествие в страну эмоций» для средней группе

Конспект комплексного занятия «Путешествие в страну эмоций» для средней группе П.С:- Познакомить детей с разными проявлениями эмоций;-Учить детей различать эмоции;Задачи:ОбразовательныеОбласть по...

Конспект комплексного занятия «Путешествие в страну здоровья»

Закреплять знания детей о правилах гигиены и закалки, прививать детям образ жизни, сопутствующий сохранению и укреплению здоровья....

Конспект комплексного занятия "Путешествие в сказку"

Конспект комплексного подгруппового занятия  с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи.«Путешествие в сказку Колобок»...