Живите в дружбе с природой!
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сухачева Екатерина Васильевна

Конспект занятия  "Живите в дружбе с природой".

Цель:  познакомить детей с видами древесной растительности; учить детей оценивать поступки персонажей сказки, понимать значение дружбы; вызвать у детей желание бережного отношения к деревьям, ко всему окружающему; расширять представление детей о применении древесины в быту, в медицины; воспитывать чуткость, доброту, чувство сопереживания, отзывчивость .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivite_v_druzhbe_s_prirodoy.odt28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Живите в дружбе с природой!

      Цель:     1) познакомить детей с видами древесной растительности;

  1. учить детей оценивать поступки персонажей сказки, понимать значение дружбы;
  2. вызвать у детей желание  бережного отношения к деревьям, ко всему окружающему;
  3. расширять представление детей о применении древесины в быту, в медицины;
  4. воспитывать чуткость, доброту, чувство сопереживания, отзывчивость .

      Оборудование: гербарий «Листья деревьев».

   

Ход занятия:

  1. Вступительный рассказ воспитателя
  2. Хвастовство заколдованных деревьев
  3. Помощь зеленых докторов
  4. Физкультминутка «Прогулка в  зимнем лес»
  5. Загадывание загадок
  6. Пословицы
  7. Дидактическая игра «Найди  дерево  по описанию»

             Воспитатель: - Жили-были в лесотундре деревца-подружки. Дружба их была крепкой, временем проверенной. Берегли подружки друг друга, потому что ой как непросто выжить в суровом северном климате. А звали их: Елка Зеленушка, Береза Веселушка, Ива Хохотушка, Рябина Краснощечка, Ольха Скромница, Лиственница Неженка и карликовая Береза Малышка. Они радовались недолгому полярному солнцу, прятались от ветра и мороза в холодную зимнюю пору. Помогали друг другу во всем. Слава  об их дружбе разнеслась по всей тундре и дошла до злой волшебницы Ойоки. Лишилась Ойока  сна и аппетита. Все думала о том, как поссорить подружек, но так, чтобы о ней, об Ойоке, никто не смог слова дурного молвить. Думала-думала и, наконец,  придумала. Решила она напоить подружек настоем для хвастовства. Попробовали деревца этого настоя и сразу же принялись хвастаться друг перед дружкой. Давайте заглянем к ним и послушаем их хвастливые речи.

  •         Лиственница Неженка: - Дерева лучше меня вы нигде не отыщите. Посмотрите, какая у меня красивая светло-зеленая мягкая  хвоя. Не то что у ели! Фу. Какая жесткая! И растут мои хвоинки пучками — по 20-60 вместе. Поэтому-то я такая пушистая и красивая! Люди меня очень ценят: мосты из меня строят, ведь моя древесина не гниет. Ах, какая же я красивая и нужная!

              Ель Зеленушка: - Да вы только посмотрите на нее! Врет она все! Это лучше меня ели вы не найдете. Ты, Неженка,  на зиму хвою сбрасываешь, а я  всю зиму  зеленая.  Вот где настоящая красота! Про меня даже загадку сочинили: «Зимой и летом одним цветом». А иголки свои я постоянно меняю- через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди. Поэтому я всегда зеленая. А на Новый год  вокруг какого дерева дети веселятся? А то-то. И бумагу из меня делают — раз! И искусственный шелк — два! И дома из меня строят — три! И музыкальные инструменты делают — четыре! Вот так, я намного лучше и нужнее всех вас!

          Береза Веселушка: - А о ком стихи и песни сочиняют! Такие например: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром...». Как звучит? И ствол у меня белоснежный, не то что у вас. И почками моими можно  от простуды вылечить, настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так кто королева тундры? Я! Сомнений быть не может!

       Карликовая Береза Малышка: - Ну и что из того. Что я маленькая и похожа скорее на кустарник, чем на дерево. Зато мои листья  покрыты  слоем воска. Именно поэтому я не боюсь погибнуть  от жажды, ведь вода в тундре холодная и я пить  много не могу. Да и людям  без меня не прожить. Меня не пугает даже Крайний Север.  Меня любят олени, а морозной зимой люди топят чумы моими ветками. И осенью я красивее всех. Какой была бы тундра  без моих  разных листочков. Нет без меня в тундре не прожить! А вот ольхе даже похвастаться нечем....

         Ольха Скромница: - Как бы не так! Я до самых морозов зеленой остаюсь. Вы же, подлизы,  меняете цвет листьев, чтобы осени угодить. Посмотрите повнимательней! Вот мой корень, на нем оранжевые клубни. Как вы думаете, что это?  Это  лучистые грибы. Они живут на моих корнях и помогают азот  из почвы переносить  в почву.  И древесина у меня приятного  апельсинового цвета. И тепло мои дрова хорошее дают, и мебель из меня неплохая получается, и древесина  моя почти не гниет, а мои листья и кора  лечат от простуды и ревматизма. Так что выход один. Нет меня лучше!

             

     Ива Хохотушка: - Вам ни в чем не уступлю! Я красивее вас всех! Посмотрите на мои листочки. Сверху они гладкие, а снизу нежные, пушистые, ласковые. А весной что может  быть прекрасней моих сережек? И людям я тоже нужна очень. Из моей коры готовят лекарства от разных болезней. Их пьют, когда болят ноги и желудок, когда высокая температура. Вот какая я!

     

      Рябина Краснощечка: - Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вот что вам скажу: стройнее и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще, когда осенью  я облачаюсь в  желтый наряд, гроздья моих ягод  видны издалека, а в них уйма витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь  полакомиться ими. Так-что!

          Воспитатель: - Этот спор не замолкал ни на минуту ни днем, ни ночью.  Все так привыкли к нему, что стали постепенно забывать о былой дружбе. Но у одного мальчика  заболела мать, а лекарств нужных не было.  Сел Дима около дома и заплакал. Пролетала птичка Трясогуска. Спросила Диму, почему он  плачет. Дима ей все рассказал, что у мамы болят руки и ноги. Трясогуска ему и говорит: «Нужно срочно отправиться на лесную полянку. На ней растут деревца-подружки. Они тебе помогут».

            Дима: - А как найти ту полянку?

            Трясогуска: - А ты поспрашивай  у птиц, животных и трав. Найти ее не трудно.

        Воспитатель: - Долго искать полянку не пришлось.  Но все утверждали, что подружек там нет, а  есть только  надоедливые всем хвастуньи.  Нашел их Дима, но ни одно дерево не удостоило  его своим вниманием. Тогда Дима посреди полянки  расплакался. И вдруг от слез мальчика колдовство  исчезло. Деревья стали добрыми и приветливыми. Береза и ольха дали Диме свои почки, кору и листья — из них надо было приготовить  настой, чтобы  мама натирала им руки и ноги.  Рябина отдала ему свои ягоды, в которых много витаминов. А остальные пожелали  Диминой маме скорейшего выздоровления. Так и вышло. А деревья до сих пор живут в мире и согласии.  И никакому колдовству не под силу разлучить их дружбу. Хотят они  одного, чтобы люди бережнее относились к ним. А как беречь вы знаете?

             (Ответы детей).

         Физкультминутка « Прогулка в зимнем лесу»

     Мы пришли в зимний лес      (ходьба  детей по группе)

     Сколько здесь вокруг чудес    (разводят руками)

     Справа березка в шубке стоит  (руку отводят в указанную сторону и смотрят)

     Слева елка на нас глядит           (отводят руку в сторону и прослеживают взглядом)

     Снежинки в небе кружатся    (движение  - фонарики и смотрят вверх)

     На землю красиво ложатся .  (кружась, приседают)

     Вот и зайка проскакал             (прыжки)

     От лисы он убежал.               

     Это серый волк рыщет           (руки на пояс, наклоны в стороны)

     Он себе добычу ищет.

     Все мы спрячемся сейчас         (дети приседают, прячась)

     Не найдет тогда он нас.

     Лишь медведь в берлоге спит   (дети имитируют спящего мишку)

     Так всю зиму и проспит.

      Пролетают снегири                     (дети имитируют полет птиц)

      Как красивы они!

      В лесу красота и покой

     А нам пора уже домой                (дети разводят руки в стороны и возвращаются на      

                                                                   свои места).

  • Воспитатель: - А теперь ребята вспомните, о чем  говорилось в сказке?
  • Какие деревья росли на поляне?
  • Почему они поссорились?
  • Чем хвасталась лиственница?
  • Чем ценна ель?
  • Что говорила о себе береза?
  • О чем рассказывала ольха?
  • Чем хвасталась рябина?
  • Чем они помогли Диме и его маме?

  • Отгадывание загадок

Воспитатель: - А теперь отгадайте загадки:

 

В белом сарафане

Встала на поляне.

Летели синицы

Сели на косицы.

                               (Береза)

Ее всегда в лесу найдешь

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж

Зимою в платье летнем.

                                 (Ель)

Есть у родственницы елки

Не колючие иголки

Но в отличие от елки

Опадают те иголки.

                               (Лиственница)

Весной зеленела,

Летом загорала.

Осенью одела

Красные кораллы.

                                (Рябина)

  • Воспитатель:  - Дети, а какие пословицы о лесе вы знаете?
  • «Лес — богатство и краса. Береги свои леса!»;
  • «Враг природы тот, кто леса не бережет»;
  • «Лес рубят, щепки летят»;
  • «Лес — не книга, а всему учит»;
  • Люби   лес,   люби  природу,   будешь вечно мил народу»;
  • «Много леса — не губи, мало леса — береги, нету леса — посади».

      Воспитатель:  - Дети, а какие пословицы о птицах вы знаете?

      (Ответы детей).

       Воспитатель:  - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди дерево по описанию».

       (Дети выполняют задание).

                                    - Молодцы, все деревья правильно назвали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «В дружбе с природой»

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детс...

Деловая игра для педагогов «Живи с согласием с природой!»

Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал.Ты вспоминаешь Родину – такую,Какой её ты в детстве увидал!...

Экологический проект. ТЕМА: «В дружбе с природой»

                    В рамках экологического воспитания дошкольников воспитателем старшей группы разработан  экологический проект. ТЕМ...

Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка" «В дружбе с природой»

Форма проведения: деловая играФорма проведения: круглый стол.Участники: родители, педагогиЦель: повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически...

Неделя дружбы с природой

Календарный план в средней группе "Неделя дружбы с природой"...

Статья- отчет о проведении праздника организации «Эколята- дошколята» «Живем в согласии с природой», посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды.

Статья -отчет о проведении в детском саду зкологического праздника  организации «Эколята- дошколята» «Живем в согласии с природой», посвященный Всемирному дню охраны ...