Учебно-методическое пособие: Проект "Определение погоды путём наблюдения за живыми и неживыми объектами природы, используя живые "барометры"".
учебно-методическое пособие (окружающий мир, старшая группа) по теме

Стецюк Ольга Петровна

Учебно-методический материал по ознакомлению детей с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredeleniepogody_putem_nablyudeniya.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Тема, цель

Развивающая среда

Специально  организованная деятельность

Совместная

деятельность

  Самостоятельная

      деятельность

Работа с родителями

  Декабрь

Тема: «О чем рассказывает  елка?»

Цель: - уточнить представление детей о елке, отличие от других деревьев;

-  елка как живой «барометр» природы.

Тема: «О чем рассказывает звездное небо»

Цель: -  познакомить с понятием «звезда», воспитывать чувство единства человека и природы;

-  показать зависимость природы от состояния звездного неба.

-  иллюстрации елки в разные времена года;

-  загадки;

-  игрушка- макет елки;

-  краски, кисти, фломастеры;

-  еловые шишки.

-  карта звездного неба;

-  глобус;

-  иллюстрации космических кораблей, космоса;

-  кисти , краски;

-  внесение книги Левина « Астрономия в картинках»

- Рисование «Лесная красавица»

-  беседа по теме;

-  рисование.

НОД: « Путешествие к звездам»

-  беседа по теме;

- д/и « Строим звездный город».

- рисование: « Звездные города»

Цель: познакомить с понятием «галактика»

- чтение К. Чуковский « Елка»;

-  Г. Скребицкий «В зимнюю стужу»;

-  загадывание загадок, рассматривание иллюстраций;

 - праздник «Елка».

-  чтение стихов о космосе; -  упражнение на расслабление «Песня звезды»;

 -  этюд   «Рождение звезды»;

-  д/и « Строим звездный город»;

-  д/и « Сосчитай звезды»;

-  беседы с детьми о космосе и созвездиях;

-  упражнение « Рождение и жизнь звезды»;

-  чтение « Азбука народной мудрости».

-  самостоятельная художественная деятельность;

-  ведение дневника наблюдений;

-  наблюдения на прогулке.

-  зарисовка наблюдений в дневнике наблюдений

-  наблюдение за звездным небом;

-  художественная деятельность;

-  сюжетно-ролевая игра «Полет к звездам»;

-  рассматривание иллюстраций.

Рекомендовать родителям наблюдать и фиксировать наблюдения

Рекомендовать родителям познакомить детей со звездным небом при походе в планетарий.

январь

Тема: «О чем рассказывают комнатные растения».

Цель: - показать способность комнатного растения бальзамина предсказывать погоду.

Тема: «Птицы, как предсказатели погоды».

Цель: показать детям зависимость поведения птиц и погодных условий.  

Тема: «Взаимосвязь неживой природы с прогнозированием погоды».

Цель: показать взаимосвязь неживой природы с состоянием погоды.

-  растение бальзамин;

-  предметы по уходу  за растениями- лопатки, палочки для рыхления, опрыскиватель; -  фломастеры;

-   модели .

Иллюстрации с изображением птиц; модели птиц; внесение книг « Птицы в нашем лесу», В. Бианки « Кто о чем поет».

-  схемы с изображением объектов неживой природы;

-  книга « Азбука народной мудрости»; -  приметы, пословицы, загадки.

НОД: «Воробьишкам  холодно к вечеру морозному»

-  беседа  по теме;

-  Д/и «Живые барометры»;

-  лепка.

-  общение по теме;

-  рассматривание комнатного растения;

-   чтение « Цветок- огонек»;

-   д/и « Отгадай и назови»;

-  работа в уголке природы.

-  наблюдения на прогулках;

-  рассматривание иллюстраций;

-  чтение художественной литературы;

-  изготовление модели «птицы»

-  Д/и « Живые барометры».

-  общение на тему « В нашем доме топят печки, в небо дым идет столбом;

-  рассматривание иллюстраций;

-  загадывание загадок, чтение пословиц, примет;

-  д/и « Отгадай примету».

-  ухаживание за комнатными растениями;

-  зарисовка наблюдений;

-  д/и  « Путаница», д/и «Отгадай и назови».

-  ведение дневника наблюдений;

-  разовые наблюдения за птицами;

-  д/и «Живые барометры»;

-  п/и « Птички в гнездышках».

-  зарисовка наблюдений;

-  д/и «Отгадай примету».

Рекомендовать посетить зоопарк.

Изготовление кормушек для птиц.

 Февраль

Тема: «Много зимних дней в году, каждому своя примета».

Цель: знакомство с культурным наследием русского народа и особенностями зимних народных праздников.

Тема: «Народный календарь и праздники зимы».

Цель: знакомство с культурным наследием русского народа и особенностями зимних народных праздников.

-  Внесение иллюстраций с зимними пейзажами; -  И. Бродская «Лес зимой в снегу».

-  внесение книг В. Одоевский « Мороз Иванович», Ф. Тютчев  «Чародейкою зимою»;

-  д/и «Времена года»,  «Когда это бывает»;

 - краски, кисти;

-  коллажи.

-  внесение иллюстраций;

-  сборник народных примет и пословиц;

-  «Азбука народной мудрости» ;

-  д/и «Составь народный календарь»;

-   кисти , краски ;

-  модель «Зима» ;

-  картинки с изображением явлений природы

НОД: «Чародейкою зимою»

-  беседа по теме;

-  рисование по теме.

-  рассматривание иллюстраций о зиме;

- ведение дневника погоды;

-  чтение художественной литературы;

-  д/и «Времена года»

-  д/и «Когда это бывает»4

- чтение примет.

-   общение на тему «Народный календарь и народные праздники»;

-  праздник «Масленицы»;

-  чтение « Азбуки  народной мудрости», «Четыре времени года»;

-  чтение пословиц, поговорок

-  наблюдение в природе на прогулке;

- зарисовка наблюдений в дневнике природы;

-  рассматривание иллюстраций и картин;

-  труд на участке – утепление деревьев снегом.

-  рассматривание иллюстраций;

- изготовление подарков к празднику;

-  отражение наблюдений в дневнике природы;

-  д/и «Составь народный календарь».

Рекомендовать родителям прогулку по зимнему лесу.

Родители пекут блины к празднику «Масленица»

март

Тема: «Домашние животные и погода на завтра».

Цель: зависимость поведения домашних животных от изменений  погоды.

-  иллюстрации домашних животных;

-  модели;

-  «Азбука народной мудрости»;

-  Краснопевцев «Кто кому помощник»;

-  «Кущин «Щенок в вашем доме».

 НОД : «Как домашние животные предсказывают погоду».

-  беседа по теме;

-  лепка

-  общение по теме: « О чем предупреждает кошка?»;

- загадывание загадок;

- д/и «Кто где живет?»;

- чтение Веденский «Щенок и котенок».

-  отражение наблюдений в дневнике наблюдений;

-  рассматривание иллюстраций;

-  наблюдение за домашними животными дома.

апрель

Тема: «Весенние цветы_ барометры».

Цель: показать особенности весенних цветов при смене погодных явлений.

Тема: «Народный календарь».

Цель: знакомство с наследием русского народа через приметы и пословицы.

-  внесение книг по теме;

-  Кон «Книга о растениях»;

-  Павлова «Хитрый одуванчик»;

-  внесение иллюстраций и картинок;

-  внесение цветка одуванчика в горшке;

-  кисти, краски

-  внесение сезонных иллюстраций;

-  картинки с изображением природных явлений;

-  «Азбука народной мудрости»;

-  художественная литература;

-  модель «Весна».

НОД:  «Весенние цветы и погода на завтра»

-  беседа;

-  аппликация «Весенние цветы».

-  общение по теме «Что предсказывает одуванчик»;

-  рассматривание иллюстраций;

-  ухаживание за растением;

-  Д/и «Живые барометры».

Вечер  развлечений  «Что? Где? Когда?»;

-  чтение « Азбука народной мудрости»;

-  ведение дневника погоды;

-  изготовление коллажей;

-  наблюдения на прогулке.

-  д/и «Живые барометры»;

-  д/и «Цветы»;

-  уход за внесенным растением;

-  отражение наблюдений в дневнике наблюдений;

-  наблюдения на прогулках.

-  рассматривание иллюстраций о весне;

-  зарисовки в дневниках наблюдений;

-  заучивание стихов о весне;

-  Д/и «Времена года»

Рекомендовать родителям в выходные дни посетить парк.

май

Тема: «О чем может рассказать золотая рыбка».

Цель: показать детям особенности поведения рыб в связи с изменениями погоды.

Тема : «Растения луга- живые барометры природы»

Цель: познакомить детей с растениями луга, способными показать изменения, происходящие с погодой.

-  внесение иллюстраций;

-  внесение книг по теме Архангельский «Кто в реке  живет», В. Бианки «Рыбий дом»;

-  модель «рыбка»;

-  Д/и «Живые барометры»;

-  аквариум;

-  краски, кисти.

-  внесение книг по теме Кон «Книга о растениях», Онегов «На лугу»;

-  внесение иллюстраций;

-  д/и «Цветы»;

-  д/и «Живые барометры»;

-  д/и «Составь цветок»;

-  краски, кисти;

-  сборник примет.

-  рисование на тему «Где спит рыбка»;

-  беседа;

-  аппликация «Аквариум»

НОД: «Цветы пахнут сильнее – на небе тучи».

-  беседа по теме;

- аппликация «Хоровод цветов»

-  общение по теме «О чем рассказала золотая рыбка?»;

-  чтение художественной литературы;

-  составление стихов;

-  чтение загадок, поговорок;

-  наблюдения за рыбками в аквариуме;

-  д/и «Карась и щука»

- чтение художественной литературы;

-  рассматривание иллюстраций;

-  чтение «Азбука народной мудрости»;

-  д/и «Цветы»;

-  изготовление коллажей;

-  изготовление гербариев.

-  д/и «Живые барометры»;

-  рассматривание иллюстраций;

-  ведение дневника наблюдений;

-  изготовление модели «рыбка»;

-  художественная деятельность.

- наблюдения в природе и рассматривание иллюстраций;

-  зарисовки наблюдений в дневниках наблюдений4

-  д/и «Составь цветок»;

-  д/и «Живые барометры»;

-  сбор материала для гербария.

Рекомендовать родителям посетить Ботанический сад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

Картотека наблюдений за живой и неживой природой.

Проведение, методика, использование художественного слова...

Наблюдения за живой и неживой природой.

Предлагаю Вашему вниманию материал, который поможет Вам сделать семейные прогулки с малышом летом по настоящему захватывающими для него. Особенно если Вы не забудете забывать смотреть вокруг глазами м...

Компьютерная презентация методической разработки на тему «Развитие способности к сопереживанию, сочувствию и общению с живыми и неживыми объектами при формировании интереса к миру природы»

Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, воспитание интереса к природному миру: живой и неживой природе – основная задача экологического и социального...

Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе

Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе...

Наблюдения за живой и неживой природой

Наблюдение - сложная умственная деятельность. В большей мере она присуща школьникам, но зарождается и развивается в дошкольном возрасте. Развитие её идёт успешнее под руководством взрослого.Результаты...

«Экспериментирование и наблюдения за живой и неживой природой»

laquo;Экспериментирование и наблюдения за живой и неживой природой»...