Формирование у детей познавательного интереса посредством тактильной книги
статья по теме

Большакова Марьям Мухамет-Галиевна

В данной статье рассказывается о роли тактильных книг в развитии ребенка, особенно о их коррекционной роли в воспитании и развитии  детей с нарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей познавательного

интереса посредством тактильной книги.

Книга служит людям много веков. За всю историю своего существования она не раз меняла внешний вид. Современная книга обрела новый облик, став электронной.Не умаляя её достоинств, однако следует отметить, что именно общение с книгой, страницы которой буквально оживают в руках, способствует развитию воображения и фантазии ребёнка, подвигает на поиски нового и интересного в окружающем мире.

В соответствии  ФГОС , утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г, содержание реализуемой в дошкольной образовательной организации обр-ой программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать (5 обр. Обл.)  следующие образов-е области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.  Познавателльное развитие  предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.   Благодаря взаимосвязи образовательных областей обеспечивается формирование у ребёнка целостной картины мира.                                                   Сейчас существует огромное количество различных источников информации, помогающих узнать что-то новое. Перед нами –педагогами стоит задача выбора наиболее приемлемых источников новых знаний для детей с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.  Сегодня в условиях повсеместной информатизации дети мало интересуются книгой. Поэтому очень актуальна проблема воспитания у дошкольников любви к книге как одному из источников формирования целостной картины мира.                                                    Одним из способов приобщения детей к использованию книг в самостоятельной и непосредсвенно-образовательной деятельности стало создание ТАКТИЛЬНЫХ КНИГ, помогающих решать не только образовательные, развивающие, но и коррекционные задачи.

  Эти книги полны сюрпризов, яркие, привлекающие детское внимание. Дошкольники с большим интересом и восхищением их рассматривают, трогают, ощупывают..,в то время как обычные книги просто перелистывают. Страницы тактильных книг с рисунками представляют собой объёмные картинки-конструкции, для создания которых используются самые различные, подручные и натуральные  природные материалы.                                 Основная цель тактильных книг- формирование целостной картины мира и познавательного интереса к нему у детей дошкольного возраста.

Уникальность книг - в их эксклюзивности, не похожести одной на другую , каждая создаётся в единственном экземпляре .

Коррекционные задачи тактильных книг.

Эти книги незаменимы, необходимы для работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Очень важный этап развития компенсаторных возможностей слепых и слабовидящих детей – это восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями.

Что же такое – тактильные ощущения?    Рецепторы  тактильных  ощущений размещены на коже человека неравномерно. Поэтому одни участки тела более чувствительны, другие – менее. Наиболее высокой абсолютной и относительной чувствительностью обладают пальцы рук.

Одним из инструментов развития осязания и  является тактильная книга. Она предназначена для наглядно-практического  восприятия ребенком предметов окружающего мира. При увеличении запаса представлений ребенок лучше понимает и значение слов. Это нормализует недостаточность его психического развития.

Кроме того, с помощью тактильной книги обогащается словарный запас ребенка. Его пальчики способны «увидеть» то, о чем говорится в книжке, а родители смогут обсудить с ним прочитанное.

Так какими же они должны быть, эти тактильные книжки, чтобы очень постепенно и осторожно ввести ребенка с дефектами зрения в наш непростой мир и какую информацию должны они нести детям разных возрастов?

Замечательная фраза «Книга – источник знаний» стала уже хрестоматийной. С первых месяцев жизни ребенку читают сказки, потешки, стихи, показывают иллюстрации, рассматривают их вместе с малышом и просят назвать сказочных персонажей. Это занятие доставляет огромное удовольствие и ребенку и взрослым, малыш снова и снова возвращается к услышанному и увиденному, просит почитать понравившийся ему отрывок или сказку снова и снова.

Работа с книгой подразумевает активное и эмоциональное общение ребёнка и взрослого, без которого у детей могут быть: задержка психического развития, снижение интеллекта, нарушение развития речи, аутизм.

Среди слепых и слабовидящих читателей очень популярны книги на различных носителях, рассчитанных на прослушивание информации: «говорящие» книги на аудиокассетах, электронные издания на CD-дисках, формата МР3 и книги на флэш-картах. Но данные носители малоэффективны для слепых детей дошкольного возраста.

Поэтому для слепых и слабовидящих детей в специальных библиотеках должны находиться специальные детские пособия или книги, которые были бы полезны и доступны любому ребенку с любой остротой зрения. Таковыми и являются тактильные (рукодельные) книги.

В чем уникальность и ценность таких книжек? С их помощью ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, хорошо выполненная рукодельная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению и, что очень ценно, при соответствующем обучении, она становится для него «своей» книгой, и это обретение позволяет ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником.

Специальные цветные рельефные книги позволяют ребенку с нарушением зрения увидеть красоту иллюстраций, ощутить контур изображения, сделать процесс обучения увлекательным и способствуют приобщению к чтению в более раннем возрасте, развитию сохранных анализаторов, расширению возможностей адаптации к полноценной жизни.

Как показали наблюдения, тактильные книги больше всего нравятся детям дошкольного возраста.

Главная функция тактильной книги – помочь слепым или слабовидящим детям в обследовании и восприятии окружающего мира. С ее помощью можно изобразить даже такие крупные и мелкие предметы, которые невозможно обследовать руками в настоящем виде. Многие противоположные явления и понятия также легко можно объяснить с помощью рисунков и предметов, содержащихся в тактильной книге. Яркие цвета, четкие цветные контуры и контрасты привлекают ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. Наличие в книге пуговиц, молний, шнурков помогает детям развивать мелкую моторику рук.

И, наконец, изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению слепых  детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Когда ребенок привыкнет к обследованию тактильных изображений, ему будет легко перейти к осязанию выпуклых рисунков, карт, учебников, выполненных в формате тифлографики.

Тактильные книги одинаково полезны для всех детей (слепым и слабовидящим детям, детям с отклонениями в развитии, детям с церебральным параличом, детям, страдающим аутизмом, абсолютно здоровым детям).  К каждой группе детей необходимо найти подход, разработать тактику проведения мероприятия, при этом, сделать акценты на главном и обязательно в форме игры закрепить услышанный ими материал.                                                                               Тактильные книги разделяются  на два вида:

1. дидактические книги –в помощь обучению,предметные,тематические,игровые;

2. ассоциативные –книги-сказки,сюжетные.

Основная задача тактильной книги – дать слепому ребенку (и любому другому)  реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными для него способами.

Главное – при рассматривании книги обязательно необходимо обращать внимание ребенка не только на сюжет произведения, но и каждый персонаж, предлагать ему найти названный персонаж, описать его и, по возможности, выразить свое отношение. Часто при самостоятельном просмотре книги, дети акцентируют своё внимание не столько на сюжете, сколько на рассматривании понравившихся поверхностей, поэтому при проведении занятий с детьми необходимо учитывать этот момент.

Очень важно при  создании рукодельных книг продумывать  детали, позволяющие незрячим детям воспринимать издания достоверно:  четкость воспроизведения персонажей, колорит и фактуру материала, насыщение книг элементами, развивающими моторику рук, несущими глубокий познавательный эффект.

Изображения некоторых поверхностей могут быть сначала непонятны малышу. Например, изображение травы, выполненное из ниток. В этом случае ребенку необходимо дать дополнительные объяснения и с помощью натуральных предметов сформировать у него ассоциативные пары (тонкие травинки – тонкие нити). При обследовании рельефных изображений дополнительным стимулом становится текст произведения. Он содержит дополнительную информацию об имеющихся изображениях. Именно в этом случае отмечается связь словесного образа и некоторых изображенных объектов. При этом необходимо задавать ребенку наводящие вопросы, просить найти нужное изображение о котором идёт речь. Только в этом случае восприятие рельефных изображений будет способствовать формированию новых способов познавательной деятельности.

Работа с книгой подразумевает активное и эмоциональное общение малыша и взрослого, иначе ребенок механически перелистывает страницы, не останавливаясь на их рассматривании, либо воспринимает сюжет фрагментарно. Только многократное обследование аппликационных изображений приводит к полноте, отчетливости, прочности формирующихся у ребенка представлений.

Читая книгу, ребенок может узнать сказку, познакомиться с животными, с предметами домашнего обихода, с различными инструментами. Когда ребенок нащупывает мелкие предметы и поверхности из различных материалов, на ум его ассоциативно приходят настоящие предметы и вещи, которые создаются при помощи ткани, дерева, камней, поделочной массы, меха и др. Некоторые материалы издают звуки: они шелестят, шуршат или хрустят.

Ребенок может искать предметы, спрятанные в углублениях или кармашках книги, и, найдя какой-либо предмет, испытывать радость.

По мнению тифлопедагогов, прекрасные результаты дает использование в книжках аппликаций из материалов с характерной фактурой.

Например, на картинке с изображением лисы наклеен кусочек меха, а на изображение избушки – листочек тонкого деревянного шпона. Аппликации дают детям представление не только о форме, но и о характере поверхности объекта.

Тактильную книгу также можно использовать для формирования навыков обследования у дошкольников. Благодаря заинтересованности, дети охотнее упражняются в обследовании изображений, что способствует развитию мелкой моторики, культуры осязания и повышает различительную способность.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: тактильные книжки совершенно необходимы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Детям, которые освоили бы эти книжки в раннем возрасте, стало бы легче и интереснее учиться в школе. Их мир изначально мог бы стать интереснее и богаче. Книги, изготовленные своими руками, обязательно помогут детям узнать много нового, развить навык осязания, а главное, тактильные книги доставят радость совместного общения и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность - средство формирования у детей познавательного интереса к природе.

Экологическое образование в детском саду реализуется с помощью разнообразных форм работы: познавательных занятий, тематических прогулок, экскурсий, праздников, занятий по труду в природе, дидактически...

«Методы и приёмы формирования у детей познавательных интересов к истории родного края»

Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, селу, к окружающим людям, природе. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольно...

Совместная работа с родителями по формированию у детей познавательных интересов.

Статья подготовлена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих по теме " Воспитание познавательных интересов у дошкольников" Материал можно использовать при подготовке п...

Доклад "Формирование у детей познавательного интереса посредством разнообразных дидактических средств."

Консультация для воспитателей с проведением игр и демонстрацией разнообразных дидактических средств по формированию познавательного интереса у детей...

Методическая разработка «Мои любимые книжки». Взаимодействие семьи, детского сада, детской библиотеки по формированию у детей – дошкольников интереса к чтению книг.

Опыт многих поколений свидетельствует, что чем раньше у ребенка будет сформирован интерес к чтению книг, тем быстрее будет происходить формирование человека – личности с высоким творческим и инт...