Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Глушко Елена Фёдоровна

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

 Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozdukh.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной
деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, мелкие камушки, 4 больших таза с водой, горячая вода в термосе, пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, проектор, наглядная  физ. ми-нутка «Злая тучка»).

Действующие лица: воздушный Заяц.

Ход занятия:

В группу воспитатель вносит игрушку – воздушного зайца.
Заяц:
Куда я прилетел? Наверное, в детский сад. Здравствуйте, девочки! Здравст -
вуйте, мальчики! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Стёпка.

 А вы умеете летать?
Дети: нет.
Заяц: Посмотрите, что я умею делать! (летает из стороны в сторону, подни-мается к потолку, опускается.)
Воспитатель:
Ребята, а почему Стёпка  летает, как вы думаете? Давайте посмотрим, какой он. (Трогают руками зайца, выясняют, что она легкий, мягкий, воздушный).
А что еще может быть воздушным? (мыльные пузыри, воздушный шар, шарик
).

Заяц: А как вы думаете, что у меня внутри?  А кто думает по-другому?

Дети: воздух
Воспитатель: Подумайте, а нужен ли нам воздух? Зачем?
Дети: Воздух нужен, мы им дышим.
Воспитатель: Кто еще дышит воздухом? (птицы, насекомые, морские живот-ные, деревья, цветы и т. д.)
А как можно назвать все это одним словом?
Дети: живая природа.
Воспитатель:  Внутри Воздушинки есть воздух.
Давайте проверим.


Опыт 1:
Поднесите свои ладони ко рту или к носу. Что почувствовали? (тепло от вашего дыхания)

А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

Заяц: А давайте проверим!

Заяц: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Заяц: Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Заяц: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

Заяц: - Я понял, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Заяц: А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.

Заяц: Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напо-минает, на что похоже, ребята?

Заяц: Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.

Опыт 2:
Заяц: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, малень-кий (ответы).

Заяц: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Дети: Воздух.

Заяц: Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)

Воспитатель: А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

Воспитатель: Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невиди-мый?

Опыт3:

Воспитатель: Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Стёпка при-нёс нам волшебные пакетики.

Заяц: Ребята, я придумал, как нам поймать воздух и посмотреть какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Заяц: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон возду-ха. На что похож?

Заяц: Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

Заяц: Да, ребята, вы правы,  воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

Физминутка «Злая туча» (дети смотрят на экран и под музыку повторяют движения).

Опыт 4:

Заяц: Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сун-дучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).

Заяц: Что это?

Дети: камешки

Заяц: А как вы думаете, что с камешками можно делать?

Заяц:  Да, я тоже видел во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?

Заяц: Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?

Заяц: Интересно, а почему камешки тонут?

Заяц: Получается, что камешки  тяжелые, поэтому они тонут.

Заяц: Да, как много я узнал о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?

Заяц: Почему вы так думаете?

Заяц: А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)

Заяц: Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы).

Заяц: Оказывается,  шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

Опыт 5:

Заяц: Ребята, а давайте вспомним, что думают о воздухе наши друзья Фик-сики. Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята, как думаете?

Заяц: А давайте проверим так ли это. (Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт).

Заяц: Посмотрите, что происходит с шариком? (ответы).

Заяц: Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэто-му шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.

Опыт 6:

Заяц: Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке.

Заяц: Что это? Наверное, это волшебные баночки.

Заяц: Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).

Заяц: Правильно, воздух,  а как он вкусно пахнет,  понюхайте, чем пахнет?

Заяц: Действительно, пахнет апельсином.

Заяц: Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

Заяц: Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

Заяц: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).

Заяц: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Воспитатель: А я - то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).

Воспитатель: Это получается, что я подышала  грязным воздухом, и расчи-халась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).

Опыт 7:

Заяц: А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, пос-мотрим, как мы себя будем чувствовать.

Заяц: Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

Ребята, а как вы думаете, какой  воздух необходим для жизни человека?

Дети: чистый.
Опыт 8:
Воспитатель: У меня резиновая уточка. Опустим уточку на воду. А теперь накроем её  пустым стаканом, и медленно будем погружать стакан в воду. Уточка  будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите она уже на дне.

Как вы думаете, уточка  будет мокрой или сухой, когда мы вытащим её из воды?
Медленно поднимем стакан из воды, всплывает и наша уточка.
Проверьте, намокла она или нет?
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем? (Уточка не намокла. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который не впускает во внутрь воду).
Воспитатель: Вы видите в стакане воздух?

Дети: Нет, он невидим.
Заяц загадывает загадку:
Послушайте мою музыкальную загадку и скажите, что это? (прослушать запись музыка ветра)
Воспитатель: А можем ли мы увидеть ветер?

Дети: нет.
Воспитатель: Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)
А почувствовать ветер можно?

Дети: Можно, когда идем по улице, он дует на нас.
Игра с мячом « Какой бывает ветер?» 
(Ветер бывает: сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, пронизы-вающий, колючий, прохладный, освежающий, северный, южный, западный, восточный)
Воспитатель: Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома?

Дети: Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.
Опыт 9:
Воспитатель: Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали?

Дети: Легкий ветерок.

Воспитатель:  Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь?

Дети: Ветер усилился.
Воспитатель: Так что же такое ветер? Оказывается ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей)
Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер.
Много разных поступков умеет делать ветер и хороших, и плохих.
Предлагаю вам поиграть в игру:
«Добрый ветер и злой»

Разделимся с вами на две команды

Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Одна команда выберет из своих картинок дела только доброго ветра, а другая дела только злого ветра.  Картинки надо прикрепить  соответственно к портретам доброго и злого ветра.

Проверим, правильно ли вы распределили картинки.

Опыт 10:
Воспитатель: А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите. Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки), приложить их к губам и подуть.
Воспитатель: при встрече на своем пути препятствий, воздух издает разные звуки. Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки? (в духовых музыкальных инструментах)
Много нового мы сегодня узнали о воздухе, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение и еще раз вспомнить его свойства.
Дети читают стихотворение:
Ты и легкий, и прозрачный,
И не видим ты нигде,
Ни на улице, ни дома,
Ни на крыше, ни в трубе.
Без тебя не жить природе,
Воздух, воздух, наш дружок!
Побежишь скорей в дорогу,
Превратишься в Ветерок.
И любимые игрушки,
Есть у Ветра-Ветерка:
У мальчишки на макушке,
Три упрямых волоска,
Скрип разбуженной калитки,
Шелест листьев поутру.
Схватишь ты листок бумаги –
И гоняешь по двору.
Или ласточку поймаешь,
И подбросишь в облака.
Вот любимые игрушки
Озорного Ветерка.
Заяц: Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики. ( Дети благодарят зайца).
Заяц:  До свидания, до скорой встречи.
Воспитатель: Много нового мы сегодня узнали о воздухе. А сейчас вы мне расскажите  кому, какой опыт понравился больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...

Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"

Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства воздуха»

Cистематизация знаний детей о свойствах воздуха, развитие познавательной и речевой активности в процессе экспериментирования....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха" с использованием технологии ТРИЗ (метод ММЧ)

В ходе эксперементальной деятельности ребята узнают, что МЧ воздуха выходят на поверхность воды. Воздух есть в порах овощей, фруктов и в древесине, это придаёт им выталкивающую из воды силу....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха,развивать познавательн...