Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozdukh.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной
деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, мелкие камушки, 4 больших таза с водой, горячая вода в термосе, пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, проектор, наглядная физ. ми-нутка «Злая тучка»).
Действующие лица: воздушный Заяц.
Ход занятия:
В группу воспитатель вносит игрушку – воздушного зайца.
Заяц:
Куда я прилетел? Наверное, в детский сад. Здравствуйте, девочки! Здравст -
вуйте, мальчики! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Стёпка.
А вы умеете летать?
Дети: нет.
Заяц: Посмотрите, что я умею делать! (летает из стороны в сторону, подни-мается к потолку, опускается.)
Воспитатель:
Ребята, а почему Стёпка летает, как вы думаете? Давайте посмотрим, какой он. (Трогают руками зайца, выясняют, что она легкий, мягкий, воздушный).
А что еще может быть воздушным? (мыльные пузыри, воздушный шар, шарик).
Заяц: А как вы думаете, что у меня внутри? А кто думает по-другому?
Дети: воздух
Воспитатель: Подумайте, а нужен ли нам воздух? Зачем?
Дети: Воздух нужен, мы им дышим.
Воспитатель: Кто еще дышит воздухом? (птицы, насекомые, морские живот-ные, деревья, цветы и т. д.)
А как можно назвать все это одним словом?
Дети: живая природа.
Воспитатель: Внутри Воздушинки есть воздух.
Давайте проверим.
Опыт 1:
Поднесите свои ладони ко рту или к носу. Что почувствовали? (тепло от вашего дыхания)
А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
Заяц: А давайте проверим!
Заяц: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Заяц: Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Заяц: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
Заяц: - Я понял, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
Заяц: А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
Заяц: Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напо-минает, на что похоже, ребята?
Заяц: Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.
Опыт 2:
Заяц: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, малень-кий (ответы).
Заяц: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Дети: Воздух.
Заяц: Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)
Воспитатель: А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
Воспитатель: Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невиди-мый?
Опыт3:
Воспитатель: Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Стёпка при-нёс нам волшебные пакетики.
Заяц: Ребята, я придумал, как нам поймать воздух и посмотреть какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
Заяц: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон возду-ха. На что похож?
Заяц: Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
Заяц: Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.
Физминутка «Злая туча» (дети смотрят на экран и под музыку повторяют движения).
Опыт 4:
Заяц: Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сун-дучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).
Заяц: Что это?
Дети: камешки
Заяц: А как вы думаете, что с камешками можно делать?
Заяц: Да, я тоже видел во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?
Заяц: Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?
Заяц: Интересно, а почему камешки тонут?
Заяц: Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.
Заяц: Да, как много я узнал о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?
Заяц: Почему вы так думаете?
Заяц: А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)
Заяц: Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы).
Заяц: Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
Опыт 5:
Заяц: Ребята, а давайте вспомним, что думают о воздухе наши друзья Фик-сики. Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята, как думаете?
Заяц: А давайте проверим так ли это. (Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт).
Заяц: Посмотрите, что происходит с шариком? (ответы).
Заяц: Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэто-му шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.
Опыт 6:
Заяц: Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке.
Заяц: Что это? Наверное, это волшебные баночки.
Заяц: Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).
Заяц: Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет?
Заяц: Действительно, пахнет апельсином.
Заяц: Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
Заяц: Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).
Заяц: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).
Заяц: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Воспитатель: А я - то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).
Воспитатель: Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчи-халась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).
Опыт 7:
Заяц: А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, пос-мотрим, как мы себя будем чувствовать.
Заяц: Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.
Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?
Дети: чистый.
Опыт 8:
Воспитатель: У меня резиновая уточка. Опустим уточку на воду. А теперь накроем её пустым стаканом, и медленно будем погружать стакан в воду. Уточка будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите она уже на дне.
Как вы думаете, уточка будет мокрой или сухой, когда мы вытащим её из воды?
Медленно поднимем стакан из воды, всплывает и наша уточка.
Проверьте, намокла она или нет?
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем? (Уточка не намокла. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который не впускает во внутрь воду).
Воспитатель: Вы видите в стакане воздух?
Дети: Нет, он невидим.
Заяц загадывает загадку:
Послушайте мою музыкальную загадку и скажите, что это? (прослушать запись музыка ветра)
Воспитатель: А можем ли мы увидеть ветер?
Дети: нет.
Воспитатель: Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)
А почувствовать ветер можно?
Дети: Можно, когда идем по улице, он дует на нас.
Игра с мячом « Какой бывает ветер?»
(Ветер бывает: сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, пронизы-вающий, колючий, прохладный, освежающий, северный, южный, западный, восточный)
Воспитатель: Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома?
Дети: Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.
Опыт 9:
Воспитатель: Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали?
Дети: Легкий ветерок.
Воспитатель: Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь?
Дети: Ветер усилился.
Воспитатель: Так что же такое ветер? Оказывается ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей)
Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер.
Много разных поступков умеет делать ветер и хороших, и плохих.
Предлагаю вам поиграть в игру: «Добрый ветер и злой»
Разделимся с вами на две команды
Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Одна команда выберет из своих картинок дела только доброго ветра, а другая дела только злого ветра. Картинки надо прикрепить соответственно к портретам доброго и злого ветра.
Проверим, правильно ли вы распределили картинки.
Опыт 10:
Воспитатель: А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите. Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки), приложить их к губам и подуть.
Воспитатель: при встрече на своем пути препятствий, воздух издает разные звуки. Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки? (в духовых музыкальных инструментах)
Много нового мы сегодня узнали о воздухе, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение и еще раз вспомнить его свойства.
Дети читают стихотворение:
Ты и легкий, и прозрачный,
И не видим ты нигде,
Ни на улице, ни дома,
Ни на крыше, ни в трубе.
Без тебя не жить природе,
Воздух, воздух, наш дружок!
Побежишь скорей в дорогу,
Превратишься в Ветерок.
И любимые игрушки,
Есть у Ветра-Ветерка:
У мальчишки на макушке,
Три упрямых волоска,
Скрип разбуженной калитки,
Шелест листьев поутру.
Схватишь ты листок бумаги –
И гоняешь по двору.
Или ласточку поймаешь,
И подбросишь в облака.
Вот любимые игрушки
Озорного Ветерка.
Заяц: Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики. ( Дети благодарят зайца).
Заяц: До свидания, до скорой встречи.
Воспитатель: Много нового мы сегодня узнали о воздухе. А сейчас вы мне расскажите кому, какой опыт понравился больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...
Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"
Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....
Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Экспериментально-познавательная деятельность...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства воздуха»
Cистематизация знаний детей о свойствах воздуха, развитие познавательной и речевой активности в процессе экспериментирования....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха" с использованием технологии ТРИЗ (метод ММЧ)
В ходе эксперементальной деятельности ребята узнают, что МЧ воздуха выходят на поверхность воды. Воздух есть в порах овощей, фруктов и в древесине, это придаёт им выталкивающую из воды силу....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха,развивать познавательн...