Главные вкладки

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Глушко Елена Фёдоровна

    Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

     Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vozdukh.docx31.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной
    деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

    Задачи:

    1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

    2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

    3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

    4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

    5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

    Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, мелкие камушки, 4 больших таза с водой, горячая вода в термосе, пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, проектор, наглядная  физ. ми-нутка «Злая тучка»).

    Действующие лица: воздушный Заяц.

    Ход занятия:

    В группу воспитатель вносит игрушку – воздушного зайца.
    Заяц:
    Куда я прилетел? Наверное, в детский сад. Здравствуйте, девочки! Здравст -
    вуйте, мальчики! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Стёпка.

     А вы умеете летать?
    Дети: нет.
    Заяц: Посмотрите, что я умею делать! (летает из стороны в сторону, подни-мается к потолку, опускается.)
    Воспитатель:
    Ребята, а почему Стёпка  летает, как вы думаете? Давайте посмотрим, какой он. (Трогают руками зайца, выясняют, что она легкий, мягкий, воздушный).
    А что еще может быть воздушным? (мыльные пузыри, воздушный шар, шарик
    ).

    Заяц: А как вы думаете, что у меня внутри?  А кто думает по-другому?

    Дети: воздух
    Воспитатель: Подумайте, а нужен ли нам воздух? Зачем?
    Дети: Воздух нужен, мы им дышим.
    Воспитатель: Кто еще дышит воздухом? (птицы, насекомые, морские живот-ные, деревья, цветы и т. д.)
    А как можно назвать все это одним словом?
    Дети: живая природа.
    Воспитатель:  Внутри Воздушинки есть воздух.
    Давайте проверим.


    Опыт 1:
    Поднесите свои ладони ко рту или к носу. Что почувствовали? (тепло от вашего дыхания)

    А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

    Заяц: А давайте проверим!

    Заяц: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

    Заяц: Ой, ребята, что это происходит с водой?

    Дети: Выходят пузырьки.

    Заяц: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

    Заяц: - Я понял, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

    Через нос проходит в грудь,

    И обратный держит путь.

    Он не видимый, и всё же

    Без него мы жить не можем.

    Заяц: А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.

    Заяц: Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напо-минает, на что похоже, ребята?

    Заяц: Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.

    Опыт 2:
    Заяц: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, малень-кий (ответы).

    Заяц: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

    Дети: Надо его посильнее надуть.

    Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

    Дети: Воздух.

    Заяц: Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)

    Воспитатель: А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

    Воспитатель: Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невиди-мый?

    Опыт3:

    Воспитатель: Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Стёпка при-нёс нам волшебные пакетики.

    Заяц: Ребята, я придумал, как нам поймать воздух и посмотреть какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

    Заяц: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон возду-ха. На что похож?

    Заяц: Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

    Заяц: Да, ребята, вы правы,  воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

    Физминутка «Злая туча» (дети смотрят на экран и под музыку повторяют движения).

    Опыт 4:

    Заяц: Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сун-дучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).

    Заяц: Что это?

    Дети: камешки

    Заяц: А как вы думаете, что с камешками можно делать?

    Заяц:  Да, я тоже видел во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?

    Заяц: Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?

    Заяц: Интересно, а почему камешки тонут?

    Заяц: Получается, что камешки  тяжелые, поэтому они тонут.

    Заяц: Да, как много я узнал о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?

    Заяц: Почему вы так думаете?

    Заяц: А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)

    Заяц: Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы).

    Заяц: Оказывается,  шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

    Опыт 5:

    Заяц: Ребята, а давайте вспомним, что думают о воздухе наши друзья Фик-сики. Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята, как думаете?

    Заяц: А давайте проверим так ли это. (Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт).

    Заяц: Посмотрите, что происходит с шариком? (ответы).

    Заяц: Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэто-му шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.

    Опыт 6:

    Заяц: Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке.

    Заяц: Что это? Наверное, это волшебные баночки.

    Заяц: Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).

    Заяц: Правильно, воздух,  а как он вкусно пахнет,  понюхайте, чем пахнет?

    Заяц: Действительно, пахнет апельсином.

    Заяц: Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

    Заяц: Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

    Заяц: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).

    Заяц: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

    Воспитатель: А я - то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).

    Воспитатель: Это получается, что я подышала  грязным воздухом, и расчи-халась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).

    Опыт 7:

    Заяц: А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, пос-мотрим, как мы себя будем чувствовать.

    Заяц: Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

    Ребята, а как вы думаете, какой  воздух необходим для жизни человека?

    Дети: чистый.
    Опыт 8:
    Воспитатель: У меня резиновая уточка. Опустим уточку на воду. А теперь накроем её  пустым стаканом, и медленно будем погружать стакан в воду. Уточка  будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите она уже на дне.

    Как вы думаете, уточка  будет мокрой или сухой, когда мы вытащим её из воды?
    Медленно поднимем стакан из воды, всплывает и наша уточка.
    Проверьте, намокла она или нет?
    Воспитатель: Какой вывод мы сделаем? (Уточка не намокла. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который не впускает во внутрь воду).
    Воспитатель: Вы видите в стакане воздух?

    Дети: Нет, он невидим.
    Заяц загадывает загадку:
    Послушайте мою музыкальную загадку и скажите, что это? (прослушать запись музыка ветра)
    Воспитатель: А можем ли мы увидеть ветер?

    Дети: нет.
    Воспитатель: Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)
    А почувствовать ветер можно?

    Дети: Можно, когда идем по улице, он дует на нас.
    Игра с мячом « Какой бывает ветер?» 
    (Ветер бывает: сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, пронизы-вающий, колючий, прохладный, освежающий, северный, южный, западный, восточный)
    Воспитатель: Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома?

    Дети: Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.
    Опыт 9:
    Воспитатель: Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали?

    Дети: Легкий ветерок.

    Воспитатель:  Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь?

    Дети: Ветер усилился.
    Воспитатель: Так что же такое ветер? Оказывается ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей)
    Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер.
    Много разных поступков умеет делать ветер и хороших, и плохих.
    Предлагаю вам поиграть в игру:
    «Добрый ветер и злой»

    Разделимся с вами на две команды

    Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Одна команда выберет из своих картинок дела только доброго ветра, а другая дела только злого ветра.  Картинки надо прикрепить  соответственно к портретам доброго и злого ветра.

    Проверим, правильно ли вы распределили картинки.

    Опыт 10:
    Воспитатель: А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите. Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки), приложить их к губам и подуть.
    Воспитатель: при встрече на своем пути препятствий, воздух издает разные звуки. Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки? (в духовых музыкальных инструментах)
    Много нового мы сегодня узнали о воздухе, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение и еще раз вспомнить его свойства.
    Дети читают стихотворение:
    Ты и легкий, и прозрачный,
    И не видим ты нигде,
    Ни на улице, ни дома,
    Ни на крыше, ни в трубе.
    Без тебя не жить природе,
    Воздух, воздух, наш дружок!
    Побежишь скорей в дорогу,
    Превратишься в Ветерок.
    И любимые игрушки,
    Есть у Ветра-Ветерка:
    У мальчишки на макушке,
    Три упрямых волоска,
    Скрип разбуженной калитки,
    Шелест листьев поутру.
    Схватишь ты листок бумаги –
    И гоняешь по двору.
    Или ласточку поймаешь,
    И подбросишь в облака.
    Вот любимые игрушки
    Озорного Ветерка.
    Заяц: Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики. ( Дети благодарят зайца).
    Заяц:  До свидания, до скорой встречи.
    Воспитатель: Много нового мы сегодня узнали о воздухе. А сейчас вы мне расскажите  кому, какой опыт понравился больше всего.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

    Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...

    Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"

    Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

    Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

    Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

    Знакомство свойствами воздуха (не имеет цвета, запаха, вкуса, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах  обнаружения....