Главные вкладки

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Баженова Анна Викторовна

    Цель:

    1. Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

    Задачи:

    1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения
    2. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование
    3. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу
    4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать
    5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
    6. Расширять знания и обогащать лексический словарь: «лаборатория», «ученый», «опыт», «эксперимент»

    Предварительная работа:

    1. Наблюдение за температурой воздуха, сравнение комнатной и уличной температуры
    2. Наблюдение за ветром, игры с ветром
    3. Рассматривание иллюстраций с изображением ветра в различных пространствах (улица, море, помещение) и обсуждение – по каким признакам можно определить наличие ветра
    4. Конструирование – изготовление веера

    Оснащение:

    1. Фланелеграф, картинки: с изображением ветра (на улице, на море, в помещении), по экологии (виды городской жизни и природы)
    2. Для опытов (на каждого ребенка): полиэтиленовый пакет, 2стаканчика (с запахом и без), коктейльные трубочки, свистульки, веер, журнал наблюдений с изображением символов свойств воздуха, карандаш, фломастер, воздушный шарик
    3. Для опытов (на каждый стол): шарик из фольги, клеенка, тазик с водой
    4. Для показа опыта: блокфлейта, веер
    5. Журнал наблюдений с изображением символов свойств воздуха, карточки на магнитах – символы свойств воздуха

     

     

     

     

                 Ход занятия:

    1. Организационный момент

    Дети входят в группу.

    Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. А теперь покажите мне свои глазки, я их так люблю. Давайте послушаем свое сердечко (определение правой и левой руки). Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

    Мы сегодня с вами  отправимся в необычное место – лабораторию (это место, где работают ученые) и на какое-то время сами станем учеными. А кто из вас знает – кто такие ученые, чем они занимаются? (исследуют, проводят опыты, экспериментируют)

    1. Свойства воздуха

    Дети рассаживаются на свои места.

    Воспитатель показывает детям два шарика: надутый и спущенный)

    - ребята, что у меня в руках? А почему он так называется? (внутри воздух). Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, его свойствах, и как его обнаружить.

    Давайте попробуем описать воздух:

     - он имеет форму? Можем его подержать? (нет – символ)

    - он легкий или тяжелый? (легкий – символ)

    - можем увидеть глазками? (прозрачный, невидимый – символ)

    - имеет запах? (нет – символ)

    - мы его слышим? (нет – символ)

    - может нагреваться или охлаждаться? (да – символ)

    Воспитатель на магнитной доске выкладывает последовательно символы.

    Далее дети вместе с детьми заполняет журнал наблюдений.

    1. Экспериментирование

    Воспитатель: ребята, мы с вами выяснили, что просто так увидеть, услышать, почувствовать воздух не можем. Но сегодня я вам расскажу, покажу, а потом и вы самостоятельно попробуете обнаружить воздух.

     - опыты: увидеть воздух

    №1 (с полиэтиленовым пакетом):

     Воспитатель: давайте попробуем поймать воздух в наш пакет.

    Возьмите пакет и посмотрите. Что в нем? (пусто). А теперь раскройте, подуйте и закрутите пакет. Что произошло с пакетом? Он изменил форму, он полон воздуха. А теперь раскрутите и выпустите воздух. Что изменилось? Пакет снова стал пустым.

    №2 (с коктейльной трубочкой и водой):

    Воспитатель: следующий опыт – опустите трубочку в воду и подуйте. Что вы видите? (пузырьки воздуха)

    - опыты: услышать воздух

    Воспитатель извлекает звуки из блокфлейты и предлагает детям самим подуть в свистульки.

    №3 (со свистульками)

    Воспитатель: ребята, посмотрите, а свистульки непростые – они не только позволяют услышать воздух, но и увидеть (у свистульки разворачивается «язычок»).

    1. Физминутка

    Ветер дует нам в лицо (дети машут на себя руками)

    Закачалось деревцо. (поднимают руки и наклоняют их влево-вправо)

    Ветерок все ниже-ниже, (дети приседают)

    Деревцо все выше-выше. (дети встают и тянутся на носочках вверх)

    1. Экспериментирование

    - опыты: почувствовать воздух

    №4 (со стаканчиками с запахом и без)

    Воспитатель: ребята, давайте проверим наши стаканчики? В них что-нибудь есть? Поднимите руку те ребята, у кого чувствуется запах? А теперь те, у кого нет никакого запаха. Молодцы, поменяйтесь теперь стаканчиками и сравните свои ощущения.

    Видите, что оба стаканчика пусты. А пахнут по-разному, потому, что чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

    Ребята , а мы с вами сможем прожить без воздуха?

    №5 (с задержкой дыхания)

    Воспитатель: отгадайте загадку

    Через нос проходит в грудь,

    И обратно держит путь.

    Он невидимый, но все же

    Без него мы жить не можем.

    А теперь, давайте закроем носик и ротик и попробуем не дышать? Дети задерживают дыхание.

    Воспитатель: можем мы с вами не дышать? Правильно. Без воздуха мы чувствуем себя плохо. А как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?

    Воспитатель предлагает  посмотреть на картинки и выбрать понравившуюся.

    №6 (с веером)

    Воспитатель: ребята, возьмите ваши веера и сами покажите, как им пользоваться. Зачем нужен веер?

    Солнце светит очень ярко,

    И ребятам стало жарко.

    Достаем красивый веер –

    Пусть прохладою повеет.

    Воспитатель своим веером поддерживает действия детей.

    - опыт: игра с воздухом

    №7 (с мячиком из фольги)

    Воспитатель: теперь мы знаем, что , если постараться, то можно воздух и увидеть, и услышать, и почувствовать. Но, оказывается, с воздухом можно еще играть.

    Давайте сыграем в водный футбол. Кладем наш мячик на середину и на счет «3» дуем. Игра проводится раза 3-4.

    1. Подведение итогов

    Дети вместе с воспитателем подходят к магнитной доске и по символам определяют свойства воздуха.

    Воспитатель: вам понравилось наше путешествие в лабораторию? Давайте теперь и наших гостей порадуем – нарисуем веселые рожицы на воздушных шариках и подарим им хорошее настроение.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл skrinshoty_k_zan._svoystva_vozdukha.docx304.28 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                             

              D:\Мои документы\Мои рисунки\Фотографии\Детский сад\Открытые занятия\свойства воздуха. 11.10.2013\DSC04357.JPG  И так: нельзя увидеть, нельзя потрогать…

                                 А мы его поймали…              D:\Мои документы\Мои рисунки\Фотографии\Детский сад\Открытые занятия\свойства воздуха. 11.10.2013\DSC04363.JPG 

              D:\Мои документы\Мои рисунки\Фотографии\Детский сад\Открытые занятия\свойства воздуха. 11.10.2013\DSC04367.JPG              А как славно булькает…

                               Водный футбол… «Гол!»                       D:\Мои документы\Мои рисунки\Фотографии\Детский сад\Открытые занятия\свойства воздуха. 11.10.2013\DSC04381.JPG


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

    Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

    Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

    Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

    Занятие способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. Расширяет представления о значимости воздуха в жизни человека. Проводятся с детьми элементарные экспериментирования....

    Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

    Знакомство свойствами воздуха (не имеет цвета, запаха, вкуса, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах  обнаружения....