Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Баженова Анна Викторовна

Цель:

  1. Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения
  2. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование
  3. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу
  4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать
  5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
  6. Расширять знания и обогащать лексический словарь: «лаборатория», «ученый», «опыт», «эксперимент»

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за температурой воздуха, сравнение комнатной и уличной температуры
  2. Наблюдение за ветром, игры с ветром
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением ветра в различных пространствах (улица, море, помещение) и обсуждение – по каким признакам можно определить наличие ветра
  4. Конструирование – изготовление веера

Оснащение:

  1. Фланелеграф, картинки: с изображением ветра (на улице, на море, в помещении), по экологии (виды городской жизни и природы)
  2. Для опытов (на каждого ребенка): полиэтиленовый пакет, 2стаканчика (с запахом и без), коктейльные трубочки, свистульки, веер, журнал наблюдений с изображением символов свойств воздуха, карандаш, фломастер, воздушный шарик
  3. Для опытов (на каждый стол): шарик из фольги, клеенка, тазик с водой
  4. Для показа опыта: блокфлейта, веер
  5. Журнал наблюдений с изображением символов свойств воздуха, карточки на магнитах – символы свойств воздуха

 

 

 

 

             Ход занятия:

  1. Организационный момент

Дети входят в группу.

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. А теперь покажите мне свои глазки, я их так люблю. Давайте послушаем свое сердечко (определение правой и левой руки). Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

Мы сегодня с вами  отправимся в необычное место – лабораторию (это место, где работают ученые) и на какое-то время сами станем учеными. А кто из вас знает – кто такие ученые, чем они занимаются? (исследуют, проводят опыты, экспериментируют)

  1. Свойства воздуха

Дети рассаживаются на свои места.

Воспитатель показывает детям два шарика: надутый и спущенный)

- ребята, что у меня в руках? А почему он так называется? (внутри воздух). Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, его свойствах, и как его обнаружить.

Давайте попробуем описать воздух:

 - он имеет форму? Можем его подержать? (нет – символ)

- он легкий или тяжелый? (легкий – символ)

- можем увидеть глазками? (прозрачный, невидимый – символ)

- имеет запах? (нет – символ)

- мы его слышим? (нет – символ)

- может нагреваться или охлаждаться? (да – символ)

Воспитатель на магнитной доске выкладывает последовательно символы.

Далее дети вместе с детьми заполняет журнал наблюдений.

  1. Экспериментирование

Воспитатель: ребята, мы с вами выяснили, что просто так увидеть, услышать, почувствовать воздух не можем. Но сегодня я вам расскажу, покажу, а потом и вы самостоятельно попробуете обнаружить воздух.

 - опыты: увидеть воздух

№1 (с полиэтиленовым пакетом):

 Воспитатель: давайте попробуем поймать воздух в наш пакет.

Возьмите пакет и посмотрите. Что в нем? (пусто). А теперь раскройте, подуйте и закрутите пакет. Что произошло с пакетом? Он изменил форму, он полон воздуха. А теперь раскрутите и выпустите воздух. Что изменилось? Пакет снова стал пустым.

№2 (с коктейльной трубочкой и водой):

Воспитатель: следующий опыт – опустите трубочку в воду и подуйте. Что вы видите? (пузырьки воздуха)

- опыты: услышать воздух

Воспитатель извлекает звуки из блокфлейты и предлагает детям самим подуть в свистульки.

№3 (со свистульками)

Воспитатель: ребята, посмотрите, а свистульки непростые – они не только позволяют услышать воздух, но и увидеть (у свистульки разворачивается «язычок»).

  1. Физминутка

Ветер дует нам в лицо (дети машут на себя руками)

Закачалось деревцо. (поднимают руки и наклоняют их влево-вправо)

Ветерок все ниже-ниже, (дети приседают)

Деревцо все выше-выше. (дети встают и тянутся на носочках вверх)

  1. Экспериментирование

- опыты: почувствовать воздух

№4 (со стаканчиками с запахом и без)

Воспитатель: ребята, давайте проверим наши стаканчики? В них что-нибудь есть? Поднимите руку те ребята, у кого чувствуется запах? А теперь те, у кого нет никакого запаха. Молодцы, поменяйтесь теперь стаканчиками и сравните свои ощущения.

Видите, что оба стаканчика пусты. А пахнут по-разному, потому, что чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Ребята , а мы с вами сможем прожить без воздуха?

№5 (с задержкой дыхания)

Воспитатель: отгадайте загадку

Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

А теперь, давайте закроем носик и ротик и попробуем не дышать? Дети задерживают дыхание.

Воспитатель: можем мы с вами не дышать? Правильно. Без воздуха мы чувствуем себя плохо. А как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?

Воспитатель предлагает  посмотреть на картинки и выбрать понравившуюся.

№6 (с веером)

Воспитатель: ребята, возьмите ваши веера и сами покажите, как им пользоваться. Зачем нужен веер?

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

Воспитатель своим веером поддерживает действия детей.

- опыт: игра с воздухом

№7 (с мячиком из фольги)

Воспитатель: теперь мы знаем, что , если постараться, то можно воздух и увидеть, и услышать, и почувствовать. Но, оказывается, с воздухом можно еще играть.

Давайте сыграем в водный футбол. Кладем наш мячик на середину и на счет «3» дуем. Игра проводится раза 3-4.

  1. Подведение итогов

Дети вместе с воспитателем подходят к магнитной доске и по символам определяют свойства воздуха.

Воспитатель: вам понравилось наше путешествие в лабораторию? Давайте теперь и наших гостей порадуем – нарисуем веселые рожицы на воздушных шариках и подарим им хорошее настроение.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skrinshoty_k_zan._svoystva_vozdukha.docx304.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                         

          D:\Мои документы\Мои рисунки\Фотографии\Детский сад\Открытые занятия\свойства воздуха. 11.10.2013\DSC04357.JPG  И так: нельзя увидеть, нельзя потрогать…

                             А мы его поймали…              D:\Мои документы\Мои рисунки\Фотографии\Детский сад\Открытые занятия\свойства воздуха. 11.10.2013\DSC04363.JPG 

          D:\Мои документы\Мои рисунки\Фотографии\Детский сад\Открытые занятия\свойства воздуха. 11.10.2013\DSC04367.JPG              А как славно булькает…

                           Водный футбол… «Гол!»                       D:\Мои документы\Мои рисунки\Фотографии\Детский сад\Открытые занятия\свойства воздуха. 11.10.2013\DSC04381.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"

Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства воздуха»

Cистематизация знаний детей о свойствах воздуха, развитие познавательной и речевой активности в процессе экспериментирования....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха" с использованием технологии ТРИЗ (метод ММЧ)

В ходе эксперементальной деятельности ребята узнают, что МЧ воздуха выходят на поверхность воды. Воздух есть в порах овощей, фруктов и в древесине, это придаёт им выталкивающую из воды силу....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха,развивать познавательн...