Конспект итогового занятия-развлечения по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ковязина Ольга Николаевна

Конспект итогового занятия-развлечения                                                                                                         

по формированию целостной картины мира

для детей подготовительной группы                                                                      «На морском дне»

 

Программные задачи:

- Обобщить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности и жизни в воде.

- Уточнить знания детей о том, что придумал разумный человек для своего пребывания под водой. Добиваться небольших описательных рассказов.

- Развивать кругозор, воображение и фантазию,  игровые умения:  комические, пантомимические, речевые. Формировать навыки общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvlecheniya_na_morskom_dne_masha.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия-развлечения                                                                                                        

по формированию целостной картины мира

для детей подготовительной группы                                                                      «На морском дне»

Программные задачи:

- Обобщить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности и жизни в воде.

- Уточнить знания детей о том, что придумал разумный человек для своего пребывания под водой. Добиваться небольших описательных рассказов.

- Развивать кругозор, воображение и фантазию,  игровые умения:  комические, пантомимические, речевые. Формировать навыки общения.

Оборудование и материалы:

- Панно с изображением морских обитателей,  шапочки (маски) морских обитателей.

- Костюмы для детей, участвующих в ролях.

- Маски и трубки для подводного плавания.

Ход развлечения:

Воспитатель. Куда мы попали? Мне кажется, в Морское царство. (Входит Царь Морской, он рассержен)

Царь Морской. Кто здесь шумит? Почему морской песок взбаламучен? Кто мои владения потревожил?

Воспитатель. Ваше Морское Величество, мы не знаем куда мы попали, но мы хотели бы вернуться на землю, домой.

Царь Морской. На землю? Даже слышать об этом не хочу! И не просите! В моём подводном царстве очень красиво.

Воспитатель. У Вас в Подводном царстве нет ни лесов, ни цветов, как у нас на суше.

Царь Морской. Вы не правы. Подводный мир представляет собой захватывающее зрелище не только из-за разнообразия животных форм. Вместо леса о котором вы говорите у на красивые и причудливые заросли растительности. Без этого разноцветного, «фантастического леса» мое царство выглядело бы унылой пустыней. Морские «леса» служат домом для многих живых организмов: рыб, моллюсков, ракообразных. Здесь морские обитатели находят для себя пищу и убежище от врагов. (Дети рассматривают панораму Морского  царства).

Воспитатель. Ребята, растения и на суше и в воде насыщают окружающее пространство кислородом.  Растения являются как кормом для морских обитателей, так и средством очищения воды. В Подводном мире имеют большое значение не только водоросли, напоминающие нам веточки и травку, но и одноклеточные  моллюски – актинии. Мы, ребята проводили с вами опыты на занятиях, как они смогли приспособиться к среде своего обитания.

Царь Морской. А вы говорите, что у нас нет цветов. Актиния напоминает фантастический цветок, он так и называется «морской цветок». Но на самом деле – это не цветок, а морское животное. Рыбы подплывают к похожим на лепестки щупальцам, а те обжигают и захватывают добычу.  Но актиния не умеет сама передвигаться. Её транспорт – рак отшельник. Он «возит» её на себе. А в благодарность актиния своими щупальцами отгоняет от рака врагов. Давайте спустимся в моё Подводное царство, посмотрим на все сами.

Дети. Мы не сможем там дышать. Люди не приспособлены для жизни в воде, т.к. у человека нет жабр для дыхания. Люди дышат легкими, нет плавников и хвоста для передвижения.

Воспитатель. Что женам придумать, чтобы спуститься на морское дно?

Дети. Можно использовать подводную лодку или батискаф.

Воспитатель. А какие еще приспособления придумал человек, чтобы спускаться на морское дно?

Дети. Водолазные костюмы и акваланг.

Царь Морской. Ну, что же,  одевайте водолазные костюмы и в путь (имитируем спуск под воду, погружение).

Воспитатель. Дети, мы спустились не очень глубоко. Почему здесь так светло и тепло?

Дети. Светит солнце, оно освещает и согревает воду.

Царь Морской. Ну, что же, приветствую Вас всех в моих подводных владениях. А скажите мне о том, Вам подводный мир знаком? (ответы детей) Царство мое огромное, так просто его не обойти, позову ка я морских коньков, нет быстрее горбунков.

Воспитатель.

Вон среди зарослей и мглы,                                                                                 Как стройный мальчик на крылечке,                                                     Колышется конек морской                                                                                   Без седока и без уздечки.                                                                                       Не знающий кнута и шпор,                                                                                   Не ведающий поля брани…                                                                                Мне слышится из глубины                                                                                    Его загадочное ржанье.    

Ребята, а вы знаете, что многие обитатели подводного мира названы именами земных животных: кот, лиса,  петух, собака. Ну а морской конек совсем как в русской сказке «Конек-горбунок».  Глядя на его изогнутое тельце, трудно представить себе, что это рыба. У конька каждый глаз вращается самостоятельно, рыбка может смотреть в одну сторону, а другим -  в другую. Тело его сплошь покрыто костными щитками. Они почти неподвижно зависают в морских зарослях.

 Царь Морской.

Три морских конька,                                                                                                В волнах закружите,                                                                                                 Всё гостям дорогим                                                                                                 В царстве покажите.        

Танец морских коньков в исполнении мальчиков подготовительной группы

Коньки.

Здесь у нас под водой                                                                                         Кое-где леса растут                                                                                                  И кораллы  тут цветут                                                                                              Есть у рыб и разговоры                                                                                         Возникают даже споры.  

   Дети. А мы знаем, что рыбки не разговаривают. Мы  знаем сказку «Почему рыбка молчит».

Ребенок: «Когда-то в древние времена рыбы очень хорошо разговаривали на  своем рыбьем языке.  Но во однажды появилась рыб –кит. И хвастается она, что может выпить весь океан.     Удивились рыбы, рты пораскрывали. Конечно у кита ничего не получилось, хотя он и старался.  Но с тех пор рыбы замолчали, как в рот воды набрали.    

 Воспитатель. Смотрите, дети, какое чудовище! Это, что за чудо-юдо рыба такая? (показывает иллюстрацию).                                                                                                                                                        

Конёк. Это кит. Киты не рыбы, а морские  звери, потому, что киты дышат легкими, как и другие звери. А еще они вскармливают своих детенышей молоком. Кит – млекопитающее.

 Воспитатель. В самом деле, ребята, китиха – заботливая мама. Она защищает малыша, прижав его к себе плавниками. Мать воспитывает детенышаи3-4 ода, а потом молодой кит живет самостоятельно. Как вы думаете, для чего киту плавники и хвост?

Дети. У всех морских животных и млекопитающих, живущих в воде, хвост и плавники для передвижения.

Воспитатель. Ребята, а какие бывают киты? Чем они питаются?

Дети. Киты бывают зубастые – кашалоты, и усатые – голубые киты. Киты питаются мелкими водорослями, планктоном,  моллюсками и крилем.

Царь Морской. 

Ты слыхал,                                                                                                             Что кит не рыба                                                                                                     Что сродни животным кит,                                                                                     А смотри, как эта глыба                                                                                         Лихо море бороздит!                                                                                              Чудо-юдо кит плывет –                                                                                          Рыбы разевают рот.

Подвижная музыкальная игра: «Кит и рыбка»

Конёк. Ребята, поплыли дальше.

Царь Морской. (показывает изображение кораллового рифа) Как красиво. Это коралловые рифы. Их построили коралловые полипы – маленькие морские животные. Каждый из них живет в оболочке, которую строит, добывая известь из морской воды. Известковые дома, срастаясь,  образуют риф – дом для множества морских растений и животных.

Воспитатель. Почти,  как у нас на земле. А это кто еще к нам пожаловал?

Под тихую музыку появляются медузы. Танцевальная композиция «Медузка»

Медуза.

Мы веселые медузы!                                                                                              Не похожи на арбузы!                                                                                              Не похожи на арбузы!                                                                                                    Мы медузы! Мы медузы!

Воспитатель. Очень странное морское создание. Они так непохожи на рыб. Правда, ребята? Давайте погладим это прекрасное создание…

Царь Морской. Это медуза, ее трогать нельзя. Она может обжечь.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете зачем она обжигает?

Дети. Так она защищается от врагов. Нас она не знает друзья мы или враги, поэтому может обжечь.

Воспитатель. Тогда нужно перелови стволть всех медуз, если они такие ядовитые, кому они нужны?

Царь Морской. Ни в коем случае. Медузами питаются рыбы и многие другие морские животные. Медузы защищают мальков рыб от хищников. А еще, знаете ли вы, что самая маленькая медуза размером с муху, а есть просто огромные медузы. Ну-ка ответьте мне, на что похоже тело медузы?

Дети. На зонтик, колокольчик.

Царь Морской. И хотя тело медузы похоже на желе, они активно плавают. Сжимаясь медуза отбрасывает воду назад, толкая себя вперед и вверх.

Воспитатель. Именно этот способ лежит в основе космических полетов. Ракеты отрываются от Земли, выбрасывая из хвостовой части столб пламени. Да, многому еще человек может научиться у природы.

Игра – забава «Медузы опутывают детей водорослями»

Конёк. Ребята, поплыли дальше. Посмотрите, какая рыба!

Царь Морской. Это не рыба, а тоже морской зверь – дельфин. Дельфины вынашивают детенышей, рождают их и кормят молоком. Кровь у дельфинов теплая, в отличие от рыб. Дышат дельфины только воздухом, через легкие, а не жабрами. Они относятся к высшим животным. Дельфины очень умные, они могут спасать утопающих, легко поддаются дрессировке.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему такие большие животные живут не на морском дне, а обитают рядом с поверхностью?

Дети. Потому, что они не рыбы, у них нет жабр. Киты и дельфины всплывают на поверхность воды, чтобы вдохнуть воздух.

Воспитатель. Морской царь, помогите, наши ребята запутались в водорослях, скорее на помощь!

Царь Морской. Эй, рыба-пила! Без тебя нам не справиться. Плыви скорее сюда! Дорогая рыба-пила, выручай, перепили водоросли.

Рыба-пила. Плыву, плыву (разрезает водоросли).

Дети. Спасибо тебе рыба-пила, поплыли дальше.

Царь Морской. А сейчас отгадайте мою загадку:

На дне один                                                                                                               Лежит плоский блин.

Дети. Это камбала!

Воспитатель. А чем она отличается от других рыб?

Дети. Она плавает и  лежит на боку.

Царь Морской. Лежа она добывает себе пищу, хватая мелкую рыбешку проплывающую над ней. Они ее не видят, верх камбалы окрашен под цвет дна. Камбала прекрасно видит свою добычу, у неё оба глаза на одном боку. Так камбала приспосабливается к тем условиям ,где обитает.

Конёк. Ребята, поплыли дальше.

Воспитатель. Почему здесь так темно и прохладно?

Дети. Солнечным лучам не пробиться сквозь толщу воды, поэтому темно, вода не прогревается.

Воспитатель. Включаем прожектор.

Под динамичную музыку появляются акулы

Акула:

Живу глубоко,                                                                                                             Плыву легко,                                                                                                          Зубастая большая,                                                                                                            Я рыба морская!

Воспитатель. Ребята, что вы знаете об этой рыбе?  Мы рассматривали её на картинках.

Дети. В пасти у акулы несколько рядов зубов. Новые зубы вырастают на месте выпавших. Акулы питаются рыбами, набрасывается на все, что движется. Акулы могут напасть на человека.

Воспитатель. Давайте это место побыстрее проплывем.

Появляется Осьминог

Царь Морской. А это мой друг – осьминог. Как вы думаете, ребята, почему его так зовут?

Дети. У него восемь ножек.

Царь Морской. Осьминог живет на дне, предпочитает каменный грунт. Потому, что в нем всегда можно найти расщелину, в которой удобно подкарауливать добычу: крабов или рыб.

Воспитатель. Посмотрите, что за чудесные цветы распустились на морском дне?

Царь Морской. Это морские звезды, они хищники, поедают мелких рыбешек, кораллы.

Воспитатель. А как они поедают кораллы и рыбок, если у них нет рта?

Дети. У них вместо рта есть щупальца, которой они хватают добычу и посылают ее в желудок.

Танец Морских звезд

Осьминожек.

Ты со мною не знаком,                                                                                                      Я живу на дне морском,                                                                                       Голова и восемь ног:                                                                                                     Ну-ка, кто я…

Дети. Осьминог!

Воспитатель. Все хорошо, Морской Царь, но заскучали мы по дому. Хотим на землю к березкам, ясному солнышку.

Царь Морской. Так и быть, отпущу я вас домой, если отгадают ребята мои загадки.

  1. У родителей и деток

Вся одежда из монеток  ……… (рыбы)

  1. Все движутся вперед,  
  2. А он наоборот

Он может два часа подряд        

Боком пятиться назад ………… (краб)

  1. Ночью темень, ночью тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий к конуре,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в море на воде

Нет следов твоих нигде,

Только темень, только тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Дети. В воде, зарываются в песке, прячутся в ракушках, кораллах, под камушками и в расщелинах.

Воспитатель. Ваше морское величество, приходите и вы к нам в гости, мы будем очень рады. Вот только как передать вам приглашение на праздник?

Царь Морской. Аквариум с рыбками у вас есть?

Дети .Есть.

Царь Морской. Передайте свое приглашение этим рыбкам, они мои почтальоны, и я к вам обязательно приеду. До новых встреч, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы.

Тема: « Полет в  космос» Программное содержание:Конструирование:•    Совершенствовать умение видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части. Анализировать схемы...

Конспект НОД: занятие по формированию целостной картины мира для детей старшей группы ОНР. Тема: "Мой веселый язычок".

Материал занятия разработан совместно воспитателем и учителем-логопедом, что позволяет учитывать потребности, возможности и интересы воспитанников....

Конспект итогового занятия по формированию целостной картины мира во 2 младшей группе «Посадка семян цветов»

Тема: Посадка семян в почву.Цель: закрепить знания и умения детей по пройденному материалу практическими действиями.Задачи:·        познакомить детей с растениями, ж...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему «Ты мой друг и я твой друг»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мирадля детей подготовительной группына тему «Ты мой друг и я твой друг»...

Формирование целостной картины мира у детей подготовительной группы. Занятие- «Как жили в старину»

Цель: воспитание у детей уважения, интерес к русской культуре.Задачи: научить детей из отдельных частей конструировать русскую избу, наблюдая пропорции и правила ее построения, развивать мелкую мотори...

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) для детей подготовительной группе «Легенда о курае»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы по теме «75-летие Великой Победы»

Цель: формирование у детей знаний о событиях Великой Отечественной войны, о героизме людей, которые защищали свою Родину....