Обобщение опыта. Конспект «Воздух да вода наши лучшие друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект занятия по экологическому воспитанию  с использованием художественной литературы
(обобщение опыта по теме: «Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx7.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию  с использованием художественной литературы

(обобщение опыта по теме: «Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»)

Тема: «Воздух да вода наши лучшие друзья»

Программное содержание: расширить знания детей о роли воды -  как бесценном даре природы, воздуха – необходимым компонентом для жизни всей живой природы. Воспитывать бережное отношение  к водным ресурсам, окружающей среде, воспитывать любовь к художественному слову.

Оборудование: лента голубого цвета,  глобус, силуэт человека и его органы дыхания, 2 шарика, иллюстративный материал «Заводы».

Персонажи: Незнайка, Винтик.

 

Ход занятия.

-Здравствуйте ребята! Я получил ваше приглашение и вот зашел к вам в гости.

Я так спешил к вам в гости, так спешил! Устал. У вас найдется стакан воды?

(дети угощают) Незнайка выпивает и описывает качества воды.

-А вы знаете ребята сколько воды на нашей земле?

Ответы детей.

-У вас есть глобус?

Дежурные выносят глобус, дети располагаются вокруг.

-Вот такой планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

-Кто знает, как называется эта модель?

-Посмотрите на глобус. То, что обозначено голубым цветом,  -   это океаны и моря, линии – реки. В них очень много воды, но не вся годится для питья. В морях и океанах она очень соленая.

Игра «Шире круг» под песню Д.Львова-Кампанейца «Для ребят дошколят»

-Весь наш земной шар окружен оболочкой из воздуха. Как вы думаете, зачем на Земле нужен воздух? (чтобы жить, дышать)

-Давайте  вдохнем воздух. Куда попал? (в нос)

-Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в легкие.

Показ силуэта человека, его органов дыхания. Дети дышат носом—вдох, выдох.

Дыхательная гимнастика

-Ребята, давайте проведем опыт. (раздает по два шарика каждому ребенку) Дети надувают и сдувают воздушные шарики.

-Вот так работают легкие. Наши легкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.

-Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез? (наши легкие висели бы, как сдутые воздушные шарики. Мы не смогли бы жить.)

-Давайте проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно.(нам нечем дышать)

-Без воздуха нет жизни . Ребята, а как вы думаете, откуда берется чистый воздух? (чистый воздух на дают растения, листочки.)

-Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки деревьев и растения.

 -А чтобы жили растения, что для этого нужно? (растения необходима вода)

-А знаете ли вы, откуда берется вода? (предположения детей.)

Чтение стихотворения И.А.Бунина ,,Родник’’.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

-Вот откуда берется чистая вода. Родник образуется ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки. Звери и птицы пьют воду из озер и рек. Необходимо беречь родники. А растения пьют воду из-под земли. Дождь поливает деревья, кустарники, всю растительность.

-Как вы думаете, а еще зачем нужна вода? (чтобы жить, купаться, умываться)

 -Ребята, обратите внимание, что сначала имела прозрачный цвет, затем стала разного цвета. А что еще можно сказать о воде? (вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором она находится)

-Вода не имеет вкуса (из предыдущих опытов: соль, сахар)

-Вода не имеет запаха. Вода не имеет цвета.

-А воздух какие имеет свойства? (воздух невидим, не имеет определенной формы, не имеет запаха. Воздух не имеет вес.) Дети кладут на весы надутые шарики и не надутые.

-Ребята, а в каком состоянии бывает вода? (в жидком и ледяном).

-Правильно, а точнее, не в ледяном, а в твердом состоянии. И еще вода бывает в газообразном состоянии (пар). Летом вода жидкая, зимой она замерзает, а весной жидкая.

-Ребята, я что еще нужно для жизни и роста человека и растений? (солнце).

-Что вы думаете о солнце, какое оно? (яркое, горячее)

-Зачем нам нужно солнце? (чтобы греть, светить)

-Правильно, свет необходим и человеку, и растениям. Если человека поместить на долгое время в темную комнату, он ослепнет или у него испортится зрение. А растение будет чахнуть, плохо расти и в конце концов погибнет.

Сказка ,,Спор’’

Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь.

Спросили у растений: ,,Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?’’ Растения им ответили: ,,Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания’’. Обрадовалась вода: ,,Я самая важная!’’ ,,Но и без воздуха не проживешь!—добавили растения.—Он нужен нам для того, чтобы дышать’’. Обрадовался Воздух: ,,С самый важный’’. Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: ,,А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое’’. И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, солнце.

Стук в дверь. Появляется друг Незнайки Винтик

Здравствуйте ребята, извините, что задержался.

Н.- Что с тобой?

Воспитатель рассматривает Винтика.

- Почему ты такой грязный?

-Как вы думаете, что с ним могло случиться? (предположения детей)

Винтик: -Я шел к вам в гости мимо речки, солнышко пригрело, и я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Ребята, может, вы знаете, что со мной случилось? (предположения детей)

-Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из нее текла черная вода. Вот такая! (показывает картинку.) А еще там стояла высокая труба, и из нее выходил разноцветный дым. Вот такой (показывает картинку). Вдохнул я воздух с дымом и закашлялся. И так мне стало плохо и неприятно.

Дети жалеют Винтика. Воспитатель предлагает ему умыться. Винтик уходит.

Игра «Море-ручеек»

Винтик: --Ребята, какая чистая вода течет у вас из крана!

-А как вы думаете, откуда она там взялась?(предположения детей)

-А еще воду берут из подземных озер. Там она особенно чистая, а если выходит на поверхность, образуется родник.

-А кто из вас пил воду из родника?

-А как говорят о чистой воде? (прозрачная, хрустальная.)

Игра «Отгадай загадку»

Незнайка: - мало чистой воды на Земле, поэтому воду надо беречь.

-Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (напрасно не лить, закрывать краны.)  

-Правильно, ребята. Как хорошо у вас, но мне уже пора домой. Спасибо вам, что разрешили мне умыться.

Воспитатель говорит о госте, напоминает детям, как ему было плохо от грязной воды и воздуха.

-Как вы думаете, что нужно делать, чтобы больше такого не случилось?(ответы детей)

- Надо охранять чистоту воздуха и воды, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. Чтобы воздух был чистым, не жечь в кострах мусор. Ведь вода и воздух—это богатство страны и залог здоровья и людей, и животных,  и растений.

                                                                                         

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ».

укрепление здоровья и закаливание детей во время игр с водой....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Расширять представления детей о важных компонентах здорового образа жизни - солнце, воздухе и воде....

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям  представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...

Конспект физкультурного развлечения для детей старших и подготовительных групп «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Конспект физкультурного развлечения для детей старших и подготовительных групп «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»...

Конспект спортивного досуга "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!" старший дошкольный возраст

Способствовать сохранению, укреплению здоровья воспитанников, организация досугов летней оздоровительной кампании. Предлагаю конспект спортивного досуга "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"...