ДЕТСКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шишкина Татьяна Борисовна

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых  впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская деятельность, поисковая активность  -  естественное состояние ребенка,  он настроен на познание мира, он хочет его познавать.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №30 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному развитию детей

ДЕТСКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ  ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Шишкина Татьяна Борисовна

 Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых  впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская деятельность, поисковая активность  -  естественное состояние ребенка,  он настроен на познание мира, он хочет его познавать.  Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Исходя из этого, я решила использовать в своей работе индивидуальную проектную деятельность, которая содержит в себе принцип саморазвития: решение одних задач приводит к постановке других, что стимулирует развитие новых форм проектирования.

 Что же такое проектирование, о котором так много говорят в последнее время? Это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.  

Для того чтобы детское проектирование было более успешным, я соблюдаю некоторые условия. В первую очередь, тема проекта должна соответствовать интересам самого ребенка, проблема  должна быть из его ближайшего окружения и адекватная возрасту. Деятельность детей осуществляется без принуждения. Необходимо предоставить детям самостоятельность и поддерживать их инициативу. В ходе проекта идет поэтапное достижение цели ребенком, работа осуществляется совместно со взрослым.

Как же происходит освоение дошкольниками проектной деятельности? До пяти лет ребенок развивается на подражательном, исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет  ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям  каждого ребенка, изучение его интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую детьми».  

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий перейти на новый, развивающий уровень проектирования. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль. Дети способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого, и других участников совместной деятельности. Именно с детьми старшей группы я целенаправленно стала заниматься исследовательской деятельностью.

Условно выделяют четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные  ценности. В своей работе я использовала тему: «Животные и растительный мир». На первых этапах нашей экспериментальной работы мы использовали методику, разработанную американским педагогом Сандрой Кейплан. Она рассчитана на работу с детьми от 5 лет и построена на игровой основе: дети становятся «учеными» и проводят «научные исследования».

В нашей работе основными этапами проектной деятельности стали:

1. Выбор темы. Ребенок самостоятельно выбирает тему и выбирает

картинку с соответствующим рисунком теме, по которой он хотел бы

проводить свое исследование. Мы вместе обсуждаем тему, я помогаю

определить проблему.

2. Разработка плана достижения цели с ребенком. Составляем план-

схему исследования (в виде зарисовок). В работу с этого этапа вовлекаются родители.  

3. Сбор, накопление материала. После того как наши исследователи определили последовательность работы, начинаем собирать материал. Для этого я учу детей самостоятельно искать информацию: спросить у взрослых, работа с энциклопедиями, вместе с родителями участвовать в поиске интересных фактов в интернете. Весь собранный материал оформляется в совместной деятельности со взрослыми: это фотографии и картинки, рассказы, энциклопедические сведения, зарисовки, стихи, пословицы и поговорки, загадки по теме и многое другое.

4. Презентация исследования. Это происходит на «Совете ученых».

Мы собираемся все вместе и «ученый» докладывает о своих исследованиях. Можно в конце задать ему вопрос. Исследовательская деятельности по теме «Животные» презентовалась на  занятии, где дети могли продемонстрировать свой материал, рассказать, что нового они узнали, как они это делали и кто им в этом помогал. Таким образом, каждая исследовательская работа должна быть обязательно доведена до конца.  

Как показывает практика, индивидуальная исследовательская  деятельность позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, что способствует развитию творческого мышления дошкольника, формированию у него позиции активности в поиске ответов на вопросы. Важно помнить то, что самые ценные и   прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче познавать окружающий мир, действуя подобно ученому  (проводя исследования, ставя эксперименты,

др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.