Импровизация – есть средство выражения детской индивидуальности.{Этюды)
методическая разработка ( группа) на тему

Вербовская Елена Анатольевна

 

Этюды можно рассматривать как небольшие сюжетные и несюжетные игры творческого характера, исполняемые группой детей и индивидуально. Этюды вводятся в детскую творческую деятельность с подготовительных к школе групп детского сада, когда дети имеют определенный запас музыкальных впечатлений, когда у них развито воображение, умение выразительно выполнять разнообразные движения.

Исполняя этюды, дети учатся соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.

Ребенок учится эмоционально и образно передавать движением несложную композицию этого этюда, самостоятельно выбрать и согласовать с характером музыки ходьбу, бег, прыжки и другие движения.

В этюде дети могут разыгрывать разнообразные композиции, «подсмотренные» в социальной окружающей их среде.

Этюд – это набросок, импровизация!

Повторение этюдов дает детям возможность углубить ранее созданный образ, выразительнее исполнять детали, совершенствовать согласованность движений с музыкой.

Повторение является полезным упражнением, способствующим развитию воображения.

В процессе повторении этюда педагог видит, как совершенствуется выразительность детского исполнения.

Напоминанием сюжета этюда, повторным прослушиванием музыки, указаниями, пояснениями, показом некоторых движений и действий при дальнейшей работе над этюдом, педагог целенаправленно воздействует на ребенка. Всё это помогает дошкольнику тоньше чувствовать характер и форму музыкального произведения, сознательно относиться к заданию, выразительно воспроизводить образ в движении. Увлеченность игровым образом способствует дальнейшему развитию творческой активности и музыкальных способностей детей.

Знакомя детей с новой сюжетной игрой, этюдом, педагог должен предварительно заинтересовать детей, усилить мотивацию, пересказать содержание, дать характеристику образов.

Чтение книг о событиях окружающей жизни и явлениях природы, повадках птиц, животных, рассматривание иллюстраций по этим темам, самостоятельное наблюдение животных (домашних, диких – в художественных, мультипликационных фильмах) поможет детям воссоздавать образы и в музыкальных заданиях. Поэтому, знакомство с произведениями литературы, искусства, в какой-то мере, должно предшествовать музыкальному восприятию.

Роль слова при выполнении музыкально – ритмических и творческих заданий огромна. Оно раскрывает сюжет этюда, или игры. Систематическое использование таких заданий активизирует чувство музыкального ритма. Дети учатся правильно реагировать на характер музыки и передавать его в движениях.

Сюжетные игры и этюды хорошо провести, как спектакль: часть детей – артисты, другая часть – зрители, которые оценивают увиденное, а затем дети меняются ролями, стараясь      привнести в свои действия что-то новое, более яркое и интересное.

С сюжетными играми, которых очень много, тесно связано инсценирование песен, стихов.

Обогащение детей музыкальными впечатлениями, умение свободно разыгрывать содержание песен, передавать движениями развитие игровых образов под инструментальную музыку – позволяет использовать в работе с детьми наиболее сложные творческие задания – несюжетные и сюжетные  этюды.

Несюжетные этюды проводятся как упражнения на групповых и индивидуальных занятиях. / Вначале предлагается прослушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем проиграть каждую часть и спросить, какое движение можно исполнить под эту музыку? Педагог уточняет ответы детей, напоминает, что со сменой частей необходимо вовремя изменить движение./

Для активизации музыкального восприятия при повторении несюжетного этюда изменяется последовательность звучания частей. Дети учатся  осмысливать чередование частей произведения, а не механически их запоминать.

Сюжетные этюды бывают групповыми и индивидуальными. В групповом этюде более свободно двигаются застенчивые, малоактивные дети. Движения товарищей помогают им исправить ошибки, почувствовать уверенность в себе.

Конечно, момент подражания не исключается, но наглядный образец приносит несомненную пользу. С каждым исполнением дети совершенствуют движения.

Методика первичного разучивания сюжетного этюда аналогична методике разучивания сюжетной игры.

Индивидуальные сюжетные этюды наиболее сложные. Они требуют сосредоточения сил и умений, но помогают увидеть степень развития каждого ребенка, его творческие возможности,  избежать заимствований движений друг у друга.

 

Примерные варианты музыкальных этюдов и игр в детском саду:

 

1.     «В лесу» муз. Т.Ломовой;

2.     «Козлята и волк»;

3.     Стих «Конь» сл. Найденовой, муз. Е.Тиличеевой;

4.     Инсценирование песни: «Прогулка» сл. Найденовой, муз. Е.Тиличеевой;

5.     «Мы в зеленые луга пойдем» сл. и муз. Н.Леви;

6.     «Наш огород»  сл. А.Пассовой, муз. В.Витлина;

7.     «Веселый музыкант» сл. Т.Волчиной, муз. А.Филиппенко;

8.     «Зайки серые сидят» сл. В.Антоновой, муз. Г.Финаровского;

9.     «Лягушата и щенок» сл. В.Лифишца, муз. А.Живцова;

10.           «Два дружка петушка» сл. Н.Берендгофа, муз. В.Герчик;

11.           «Бабочка» сл. Н.Френкель, муз. Е.Тиличеевой;

12.           «Песенка с гармошкой» сл.З.Петровой, муз. А.Островского;

13.           «Мы на луг ходили» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко;

14.           «Танцевали краковяк» сл.Я. Чарнацкой, муз. А.Филиппенко;

15.           «Вот взяла лисичка скрипку» сл. Е.Журливой, муз. А,Филиппенко;

16.           «С котенком» муз. Ломовой;

17.           «Подружки»

18.           «Вот какие чудеса» сл. Н.Берендгофа, муз. А.Филиппенко;

19.           «Палочка – выручалочка» муз.Ломовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etyudy.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Импровизация – есть средство выражения  

                           детской индивидуальности.

Этюды можно рассматривать как небольшие сюжетные и несюжетные игры творческого характера, исполняемые группой детей и индивидуально. Этюды вводятся в детскую творческую деятельность с подготовительных к школе групп детского сада, когда дети имеют определенный запас музыкальных впечатлений, когда у них развито воображение, умение выразительно выполнять разнообразные движения.

Исполняя этюды, дети учатся соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.

Ребенок учится эмоционально и образно передавать движением несложную композицию этого этюда, самостоятельно выбрать и согласовать с характером музыки ходьбу, бег, прыжки и другие движения.

В этюде дети могут разыгрывать разнообразные композиции, «подсмотренные» в социальной окружающей их среде.

Этюд – это набросок, импровизация!

Повторение этюдов дает детям возможность углубить ранее созданный образ, выразительнее исполнять детали, совершенствовать согласованность движений с музыкой.

Повторение является полезным упражнением, способствующим развитию воображения.

В процессе повторении этюда педагог видит, как совершенствуется выразительность детского исполнения.

Напоминанием сюжета этюда, повторным прослушиванием музыки, указаниями, пояснениями, показом некоторых движений и действий при дальнейшей работе над этюдом, педагог целенаправленно воздействует на ребенка. Всё это помогает дошкольнику тоньше чувствовать характер и форму музыкального произведения, сознательно относиться к заданию, выразительно воспроизводить образ в движении. Увлеченность игровым образом способствует дальнейшему развитию творческой активности и музыкальных способностей детей.

Знакомя детей с новой сюжетной игрой, этюдом, педагог должен предварительно заинтересовать детей, усилить мотивацию, пересказать содержание, дать характеристику образов.

Чтение книг о событиях окружающей жизни и явлениях природы, повадках птиц, животных, рассматривание иллюстраций по этим темам, самостоятельное наблюдение животных (домашних, диких – в художественных, мультипликационных фильмах) поможет детям воссоздавать образы и в музыкальных заданиях. Поэтому, знакомство с произведениями литературы, искусства, в какой-то мере, должно предшествовать музыкальному восприятию.

Роль слова при выполнении музыкально – ритмических и творческих заданий огромна. Оно раскрывает сюжет этюда, или игры. Систематическое использование таких заданий активизирует чувство музыкального ритма. Дети учатся правильно реагировать на характер музыки и передавать его в движениях.

Сюжетные игры и этюды хорошо провести, как спектакль: часть детей – артисты, другая часть – зрители, которые оценивают увиденное, а затем дети меняются ролями, стараясь      привнести в свои действия что-то новое, более яркое и интересное.

С сюжетными играми, которых очень много, тесно связано инсценирование песен, стихов.

Обогащение детей музыкальными впечатлениями, умение свободно разыгрывать содержание песен, передавать движениями развитие игровых образов под инструментальную музыку – позволяет использовать в работе с детьми наиболее сложные творческие задания – несюжетные и сюжетные  этюды.

Несюжетные этюды проводятся как упражнения на групповых и индивидуальных занятиях. / Вначале предлагается прослушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем проиграть каждую часть и спросить, какое движение можно исполнить под эту музыку? Педагог уточняет ответы детей, напоминает, что со сменой частей необходимо вовремя изменить движение./

Для активизации музыкального восприятия при повторении несюжетного этюда изменяется последовательность звучания частей. Дети учатся  осмысливать чередование частей произведения, а не механически их запоминать.

Сюжетные этюды бывают групповыми и индивидуальными. В групповом этюде более свободно двигаются застенчивые, малоактивные дети. Движения товарищей помогают им исправить ошибки, почувствовать уверенность в себе.

Конечно, момент подражания не исключается, но наглядный образец приносит несомненную пользу. С каждым исполнением дети совершенствуют движения.

Методика первичного разучивания сюжетного этюда аналогична методике разучивания сюжетной игры.

Индивидуальные сюжетные этюды наиболее сложные. Они требуют сосредоточения сил и умений, но помогают увидеть степень развития каждого ребенка, его творческие возможности,  избежать заимствований движений друг у друга.

Примерные варианты музыкальных этюдов и игр в детском саду:

  1. «В лесу» муз. Т.Ломовой;
  2. «Козлята и волк»;
  3. Стих «Конь» сл. Найденовой, муз. Е.Тиличеевой;
  4. Инсценирование песни: «Прогулка» сл. Найденовой, муз. Е.Тиличеевой;
  5. «Мы в зеленые луга пойдем» сл. и муз. Н.Леви;
  6. «Наш огород»  сл. А.Пассовой, муз. В.Витлина;
  7. «Веселый музыкант» сл. Т.Волчиной, муз. А.Филиппенко;
  8. «Зайки серые сидят» сл. В.Антоновой, муз. Г.Финаровского;
  9. «Лягушата и щенок» сл. В.Лифишца, муз. А.Живцова;
  10. «Два дружка петушка» сл. Н.Берендгофа, муз. В.Герчик;
  11. «Бабочка» сл. Н.Френкель, муз. Е.Тиличеевой;
  12. «Песенка с гармошкой» сл.З.Петровой, муз. А.Островского;
  13. «Мы на луг ходили» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко;
  14. «Танцевали краковяк» сл.Я. Чарнацкой, муз. А.Филиппенко;
  15. «Вот взяла лисичка скрипку» сл. Е.Журливой, муз. А,Филиппенко;
  16. «С котенком» муз. Ломовой;
  17. «Подружки»
  18. «Вот какие чудеса» сл. Н.Берендгофа, муз. А.Филиппенко;
  19. «Палочка – выручалочка» муз.Ломовой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для педагогов ДОУ "Музыкальные игры - импровизации как средство творческого развития дошкольников"

Данную презентацию я показывала 21.11.2012 на консультации на педагогическом совете педагогов нашего детского сада....

Статья "Музицирование и импровизация как средство раскрытия личности ребенка 2-4 лет. Исполнение в форме занятия".

Все малыши любят петь, музицировать и танцевать, это естественное развитие ребенка.Его стремление показать себя, выразить свои эмоции помогает в процессе обучения направить его энергию в нужное русло....

Мастер класс "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"...

Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста

Моя статья "Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста" рассчитана на музыкальных руководителей детскийх садов, а также применима к мла...

"Возможности импровизации как средства формирования творческой активности ребенка"

.Раскрытие целесообразности применения и влияния различных видов и форм импровизации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"

Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"...