Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Грушинская Татьяна Александровна

Моя статья "Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста" рассчитана на музыкальных руководителей детскийх садов, а также применима к младшим школьникам. В статье рассматриваются пути возможностей развития импровизационных вокальных навыков, рассматриваются необходимые условия и методы. В статье дается определение и способы импровизации, а так же те задачи, которые из этого вытекают. В статье есть не только формулировки, но и конкретные примеры. Статья может послужить хорошим подспорьем музыкальному воспитателю в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2020.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района

Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста»  

 

                                                 Музыкальный руководитель

Грушинская Т.А.

Практика показывает, что дети, начиная с  младшего дошкольного возраста охотно занимаются импровизацией, особенно – вокальной. Конечно, наивно ожидать, что дети сразу начнут излагать хорошо оформленные музыкальные мысли, но обучать первичным навыкам этого – по силам педагогу.
Импровизация – одно из самых любимых занятий учащихся младшего школьного возраста. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом.

В импровизации ребёнок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребёнок не боится спеть её неверно и продемонстрировать тем самым своё неумение. Было замечено, что пробудить интерес ребёнка к пению бывает легче именно в ходе импровизации.

Начало импровизации связано с развивающей задачей, а именно, как создать психологический комфорт и нужное эмоциональное состояние для показа навыка.Здесь важны основы развития метроритмического чувства, ладотонального слуха , чувства тоники. Развивать основы интонационного слуха можно в звукоподражательных играх со словом и инструментами, учить озвучивать стихи.В играх-импровизациях, смоделированных педагогом, дети начинают различать и интуитивно понимать выразительность темпа, динамики, ритма, различных тембров,звуковысотности как отдельных элементов музыкального образа.
Вокальная импровизация тесно связана с творческим развитием детей, позволяет мобилизовать личностные качества ребёнка для самостоятельного поиска нужных выразительных средств музыки.

    Приоритетная задача – воспитание у детей интереса и потребности в импровизации. Для этого необходимо создавать ситуацию успеха, получения удовольствия от данной музыкальной деятельности. Таким образом, одним из основных направлений в работе будет развитие вокально-хоровых навыков (дыхания, дикции, звукообразования, чистоты интонации).Например, для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной (кантиленной) мелодией в умеренном темпе.В освоении импровизации педагог учит детей петь естественным голосом, в удобном диапазоне. Поскольку у многих детей есть проблемы с дикцией, важно уделять внимание развитию артикуляции. С этой целью проводятся голосовые игры, артикуляционная гимнастика .Педагог побуждает детей пропевать все слова, а не только отдельные слоги.

Тематически вокальная импровизация должна тесно связываться с другим материалом занятия, помогать решать общие задачи. Вокальной импровизации можно уделить обычно не более пяти минут. Но вокальная импровизация даёт возможность услышать каждого ребёнка в отдельности, что очень важно для раскрытия индивидуальности . Педагог должен создать атмосферу доброжелательности, деликатности. Ни в коем случае нельзя ругать или порицать детей в случае неудачи, надо всегда найти в работе ребёнка то, за что его можно похвалить. Необходимо и в группе создать заинтересованную, доброжелательную атмосферу, не допуская смеха, объясняя, как сложно каждому поющему ребёнку, ведь он сочиняет музыку, как композитор! Начинать надо всегда с сильных детей, они “проложат путь”, и за ними, а не за педагогом пойдут остальные.  Педагог может только изредка показывать что-либо детям в процессе импровизации, причём только тогда, когда надо ввести определённые интонационные параметры. Если возникают интонационные трудности при вокальной импровизации можно предложить детям за основу игры звуками как простейшей элементарной импровизации. Это подходит как для детей младшего, так и старшего дошкольного возраста. Сюда входят звукоподражания (ветра, пения птиц, звука самолета). Это дает детям первичные представления о богатстве звукового мира и служит началом импровизации.

Виды вокальной импровизации

1. Импровизация – диалогическая состоит из двух строчек: вопрос – ответ.
2. Импровизации на стихотворения диалогической структуры, где вопросы задаёт педагог, а потом все дети по цепочке поют друг другу вопросы и ответы.
3. Импровизация на эмоционально-образную ситуацию.
Этот вид вокальной импровизации хорош для маленьких детей. Можно сочинить целый “музыкальный спектакль”, в котором дети все по очереди поют колыбельные песни игрушкам, или разыграть сценку “Мы гуляем в поле и в лесу”, где дети поют радостную мелодию, кружась на солнечном лугу, и тревожную, печальную, жалобную, когда они заблудились в лесу. Таких игровых ситуаций можно придумать много, и дети охотно принимают участие в этой игре.
4. Импровизация на жанр.
Этот вид импровизации возможен с текстом (тогда текст, конечно, облегчает задачу своим ритмом и размером), а также без текста вокализом.
Очень легко вокализом исполняются мелодии марша, танца, польки, сложнее дело обстоит с вальсом – там надо обязательно связать мысленно мелодию с трёхдольным метром, что далеко не у всех получается. Чтобы облегчить детям выполнение этого задания, педагог должен перед началом пения дать метрическую настройку (вся группа отхлопывает метрическую пульсацию в размере 3/4, подчёркивая сильную долю и проговаривая: “ма-моч-ка”).
5. Импровизация на определённое настроение.
Дать задание спеть весёлую мелодию, спеть грустную мелодию, спеть задумчивую песенку. Этот вид импровизаций очень хорошо сочетать с импровизацией на текст соответствующего содержания.
6. Импровизация на стихотворный текст с целью создания яркого эмоционального музыкального образа – распространённый и очень полезный для музыкального развития ребёнка вид импровизации.
7. Импровизация в заданном ладу: cпеть мелодию в мажоре или миноре.
Игра-переодевание: педагог поёт мелодию в мажоре – детям надо спеть её вариант в миноре. Подобная игра возможна только в очень сильных группах.
Сочинение мелодии на предложенный стихотворный текст в определённом ладу.
8. Импровизация в заданном размере как вокализом, так и на выбранный текст.
Можно предложить детям путём ритмизации выбрать тексты любимых стихотворений для сочинения песенки в двухдольном или трёхдольном размере (задание только одно).
9. Импровизация мелодии на заданный ритм.
Этот вид импровизации хорошо использовать для закрепления определённых ритмических мотивов, например: пунктирного ритма, ритма вальса, ритма мазурки, ноты с точкой и так далее.

Исходя из всего сказанного можно сформулировать задачи вокальной  импровизации:

  • Воспитание любви и интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости на музыку в активной творческой музыкальной деятельности;
  • Развитие первоначальных навыков слухового контроля исполнения;
  • Дальнейшее развитие и обогащение исполнительского опыта;
  • Развитие чувства ритма и музыкальной памяти
  • Развитие творческого воображения и фантазии, проявление уникальности личности каждого ребенка;
  • Развитие ладового и звуковысотного слуха: чувства устойчивости и неустойчивости ступеней, чувства тоники;
  • Совершенствование вокально-хоровых навыков, умений выразитально исполнять импровизацию, пользуясь доступными средствами выразительности;
  • Умение интуитивно «включать» собственную психическую активность при импровизации
  • Развивать и совершенствовать речевые навыки

Вокальная импровизация помогает «раскрыть» даже самых слабых детей, предоставляя возможность включаться в любимый вид музыкальной деятельности, творчески воплощаться, проявляя фантазию и подтверждая свою индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.

Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала  детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.С.А.Глебова        ...

Совместная деятельность педагога и детей старшего дошкольного возраста с целью раскрытия творческого потенциала ребенка «В гостях у сказки»

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи:Образовательные:Способствовать  использованию как вербальных (темп,  сила голоса, интонационная вы...

Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возрастаТанец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию...

Семинар для воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогическое творчество – волшебный ключ к развитию творческого потенциала ребенка дошкольного возраста»

Духовная жизнь ребенка полноценналишь тогда, когда он живет в мире игры,сказки, музыки, фантазии, творчества.Без этого он – засушенный цветок.В. А. Сухомлинский Доброе утро, сегодня я, вмес...

«Педагогическое творчество –волшебный ключ к развитию творческого потенциала ребенка дошкольного возраста »

Пластилинография- нетрадиционная техника работы с пластилином. Принцып которой заключается в создании лепной картины.С изображением полуобыемной картины на горизонтальной поверхности....

Театральная деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Театральная деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста....

Центр изобразительной деятельности, как средство формирование творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Целью организации в группе «Центра изобразительной деятельности»  является: qформирование творческого потенциала детей,qразвитие интереса к изобразительной деятельности,qформиров...