«Эта удивительная Гатчина – маленькая родина моя»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»
г.Гатчина Ленинградской области
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников
«Эта удивительная Гатчина –
маленькая родина моя»
подготовила
Воспитатель
Никитина Ирина Викторовна
г. Гатчина
2014
Конспект занятия
Интеграция областей: развитие речи, нравственно-патриотическое воспитание, окружающий мир).
Задачи.
* Формировать у детей представления об истории родного города.
* .Воспитывать любовь к малой Родине, её природе, людям, святыням.
* Развивать логическое мышление. Память, внимание.
* .Активизировать словарь: император, скипетр, держава, ботфорды, каре, Коннетабль, Приоратский дворец.
Предварительная работа.
- Экскурсия в Гатчинский дворец – музей.
- Чтение книг и рассматривание иллюстраций о Гатчине.
- Разучивание стихотворений о родном городе и его памятниках.
- Оформление фотовыставки «Моя Гатчина и я»
Материал.
Иллюстрации с видами Гатчины и других городов, пазлы «Приоратский дворец», листы для рисования, цветные карандаши, иллюстрации деревьев, портрет императора Павла I.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель. У каждого человека есть на земле место, где он родился и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется малой Родиной.
Основная часть.
Сценка «Родина» (дети). Мама мне читает книжку, Про большие города. Я тихонечко мечтаю: Вот бы мне попасть туда. Я в Каир хочу поехать. Там река – огромный Нил. Там смешные обезьянки И зеленый крокодил. Может съездить в Магадан? Мама, где мой чемодан? Ты не смейся, я всерьез, Вдруг живет там Дед Мороз. Дочитала мама книжку И сказала мне потом: «Ну, зачем лететь на полюс? Мы по Гатчине пройдем. Посмотри, как здесь красиво! Парк дубравою шумит. И в озерах, отражаясь, Павловский дворец стоит. И куда бы, ты, не ездил, Чей бы, не увидел край, Город свой, где ты родился, Никогда не забывай!
(Автор: Л.И. Куликов)
Воспитатель. Да, для многих из нас малая Родина – это город Гатчина. А кто – нибудь, знает, откуда такое интересное название?
Дети. Такое название произошло от старинных слов: «гать» и «чинная», где «гать» - болото, а «чинная» - хорошая, т. е. хорошая дорога через болото.
Воспитатель. Да, такое место существовало между Черным и Белым озерами, где сейчас проходит по мосту автомобильная дорога. А позднее это место и превратилось в город Гатчина.
В городе, у которого такое интересное прошлое нельзя обойтись без путешествий. А путешествовать людям помогают экскурсоводы или, по- другому их называют – гиды. И наш экскурсовод Павел (ребенок) приглашает вас совершить экскурсию и открыть новые тайны Гатчины. Но сначала он хотел бы узнать, а знаете ли вы свой город?
Задание №1.
Посмотреть карточки с видами городов и выбрать только Гатчину. (Дети показывают карточку и говорят, что изображено на ней.
Павел. Молодцы! Ну, а теперь в путешествие на воздушном шаре. В путь!
Воспитатель. Закрываем глаза и с высоты птичьего полета мы видим нашу Гатчину.
Тенистые старые парки, Озера, пруды и дворцы – Нам всем дорогие подарки Оставили предки – творцы.
Воспитатель.Под нами необычное строение с прямоугольниками по краям. Догодались, что это? Да, это Гатчинский дворец. Мы приземлились на Дворцовой площади. Трудно найти место более удобное и красивое для строительства дворца. Недалеко от столицы - Санкт - Петербурга, среди зелёных лесов, на берегу чудесного Серебряного озера и был возведён Гатчинский дворец.
Павел. Да не просто дворец, а Охотничий замок с подземным ходом и башнями по бокам. Одна башня именовалась Сигнальной, а другая Часовой. На ней и сейчас можно увидеть старинные куранты и услышать бой часов. А стены дворца облицованы природным камнем - известняком. Он обладает удивительным свойством: ранним солнечным утром он кажется нежно - розовым, но стоит тучам сгуститься на небе и дворец поменяет свой цвет - станет серым.
Эксперимент.
Два известковых камня из местечка Пудость, что под Гатчиной, где и добывался материал для строительства дворца. Один камушек обливаем водой, другой остаётся сухим. Дети сравнивают сухой камень и мокрый, рассказывают чем они отличаются.
Воспитатель. Ребята, скажите, а можно нашу Гатчину назвать «зелёным» городом? Почему?
Дети. В нашем городе много парков, которые создавали мастера — садоводы. Как прекрасны пригорки и зелёные холмы, тенистые рощи и солнечные полянки и даже не верится, что когда- то он был другим. Наш парк был охотничьим и в нём водились лоси, кабаны, олени, а сейчас можно увидеть только белочку. Но остались деревья, которые доставляли из разных мест России и высаживали: дубы, клёны, тополя, пихты, серебристые ивы, лиственницы.
Физкультминутка.
Звучит музыка. Плавно падают листья: кленовые, дубовые, берёзовые, ивовые. Дети играют в игру « Кто скорее соберёт листья и станет в свой круг».
(Четыре круга, в каждом дети, у которых одинаковые листья).
Воспитатель. Ребята, на площади перед дворцом стоит памятник, кому он поставлен?
Дети. Императору Павлу Г.
Воспитатель. Что вы о нем знаете? (Жил во дворце, был царем).
Дети. У нашего дворца было много владельцев, но главным считают именно императора Павла I. Теперь вы догадались, почему и нашего друга- экскурсовода зовут Павел? Правильно, в честь императора Павла I.
На постаменте в треуголке,
В ботфортах, трость в его руке,
Холодным взором, как иголкой,
. Пронзил дворцовое каре.
(Автор Ю.Мороз.)
Павел. Сейчас, ребята, мы опять поднимемся на воздушном шаре, и я покажу ещё два памятника. (Звучит музыка). Под нами площадь, а в середине высокий столб - это памятник воинству, он называется Коннетабль. Как и у любого императора, у Павла I была охрана - его охранял кирасирский полк. А на площади Коннетабль каждый день проходил развод военного караула. Логоритмическое упражнение.
Бьют барабаны, труба играет,
И кирасирский полк шагает.
При Павле в Гатчине он был,
Границу города хранил.
(Дети выполняют соответствующие движения)
Воспитатель. Недалеко, за деревьями мы видим крыши ещё одного замка - это Приоратский дворец. Он был построен для Мальтийских рыцарей. А кто такие рыцари? Да, это тоже воины, только воины давних времён. Император ПАВЕЛ I пригласил их в Россию и построил специально для своих гостей уникальный замок — дворец. Почему уникальный, да потому что для его строительства использовалась просто глина.
Он чудо-замок, между прочим,
И ныне потрясает взгляд:
В глубине оврага ручеёк бежит;
И всегда безмолвный, гордый и печальный Замок одинокий над водой стоит.
Воспитатель. Белоснежные стены, красные крыши и башня с флюгером. Дворец построен без единого гвоздя из земляных кирпичей. И эта удивительная земляная постройка сохранилась до наших дней. Приорат считается символом нашего города.
Игра «Собери мозаику».
Дети собирают мозаику и отгадывают название замка.
Это Символы города.
Воспитатель. Ребята, у нашего города, как и у каждого из вас, есть день рождения. Когда Павел I стал императором, он издал Высочайший Указ. Наш друг зачитает его. Павел. (Зачитывает грамоту).
ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ: «Собственную нашу мызу Гатчину, переименовать
городом повелеваем...»
Подпись Павел I. Император. 11 ноября 1796 года.
Воспитатель. Этот день и считается днём рождения Гатчины. Тогда же Гатчина получила и свой герб. Давайте вместе рассмотрим, что на нём изображено.
Дети. Щит квадратной формы разделён на две части. В верхней части двуглавый орёл, на его груди щиток с буквой «П» и цифра один (имя императора Павел I) и символы власти - корона, а в лапах орла - скипетр и держава. В нижней части латинская буква «g» - Гатчина.
Воспитатель. Какие цвета использованы в гербе?
Дети. Желтый, красный, голубой и белый.
Игра «Узнай герб Гатчины».
Задание: найти герб Гатчины среди гербов других городов.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного и я хочу проверить все ли были внимательны. Ответьте на мои вопросы.
-Кто Гатчину сделал городом?
-Из какого материала построен Приоратский замок и для кого?
-Как называют человека, который помогает путешествовать по музею? '
Павел. Вы хорошо справились со всеми заданиями и я оставляю вам в подарок этот фильм о нашем городе. Продолжайте открывать для себя новые тайны. До скорой встречи!
Список используемой литературы
- Гривик Т.П. «Познаю мир». Москва Просвещение 2001
- Ерохина Е.Л. «Государственное устройство России» Ювента 2006.
- Селихова Л.Г. «Интегрированные занятия» издательство «Мозайка-синтез» 2005г.
- Тереньтьева С.Т., Ширяева И.Д. «Люби и знай свой край» Гатчина Типография №1 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"
Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....
Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина»
Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/21/picture-309370-1708527008.jpg)
Познавательный прект "Удивительный мир маленьких человечков"
Познавательтный прект для старших дошкольников для развития познавательной активности посредством метода Моделирования Маленькими Человечками...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-609158-1427667847.jpg)
Презентация "Удивительный мир маленьких слов"
Целью презентации в коррекционной работе с детьми является наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление представлений о предлогах и предложно-падежных конструкций. Коррекционно-р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/13/picture-1147797-1636806011.jpg)
Педагогический проект "Удивительная Моя Малая Родина"
Одним из принципов, реализуемых Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и го...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/23/picture-1373963-1640238695.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЛЕПБУК" Тема: «Родина моя - Россия»
Цель: познакомить педагогов и родителей с этапами изготовления «лэпбука» по нравственно-патриотическому воспитанию, привлечь к работе детей; с помощью «лэпбука» расширить и сис...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/10/picture-1166815-1654859214.jpg)
Педагогический проект "Удивительная Моя Малая Родина"
quot;Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего" - это слова великого патриота нашей страны Михаила Ломоносова. Поэтому необходимо знакомить детей дошкольного возраста с историческими ...