Главные вкладки

    Конспект НОД "Путешествие по России"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Уржумцева Валентина Владимировна

    Конспект занятия составлен в соответствии с ФГОС для детей старшего дошкольного возраста. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1_puteshestvie_po_rossii.doc523.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы

    Возрастная группа: старшая

    Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Моя Родина»

    Тема НОД: «Путешествие по России»

    Ведущая образовательная область: «Познание» (формирование целостной картины мира).

    Цель: создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

    Задачи:

    Образовательные: Формировать представления детей о России, уважительное отношение к государственным символам; народной культуре.

    Развивающие: развивать интерес к русским традициям и промыслам, развивать речевые умения связной монологической речи.

    Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.

    Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

    Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

    Оборудование: карта,  кружочки на магнитах, картинки транспорта (самолет, автобус, поезд, корабль). Презентация «Путешествие по городам Красноармейску, Саратову, Москве». Флаги, гербы разных стран и России. Запись гимна России. Предметы народных промыслов - городецкой, гжельской, хохломской росписи, дымковской и филимоновской игрушки. Карточки с элементами разных видов росписи. В книжном уголке литература с  русскими народными сказками, потешками, песенками. Запись песен «Золотые ворота» и «Лавата», русской народной мелодии «Ах вы сени, мои сени…»

    Предварительная работа: Беседы о российской символике, городах Красноармейске, Саратове, Москве, о народной культуре (промыслах, фольклоре), чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства; продуктивная деятельность (рисование, лепка) по мотивам народных промыслов, проведение народных игр, разучивание хороводов.

    ХОД НОД

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Вводная часть (мотивация)

    ─ На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?

    ─ Правильно, Россия. А какая она наша Россия?

    – Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”?

    ─ Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?

    ─ Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Кто может их назвать?

    ─ А теперь подойдем к карте. Какая страна на карте самая большая? Покажите ее границы.

    - Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России.

    Предложение гипотез
    – Ребята, а на чем вы хотели бы отправиться в путешествие?

    ─ На каком транспорте лучше передвигаться и почему?

    ─ Предлагаю вам взять по одному кружочку и положить к тому виду транспорта, на котором бы вы хотели отправиться в путешествие.

    ─ Россия. Российская Федерация.

    ─ Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.
    ─ Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.

    ─ Великую землю,
       Любимую землю,
       Где мы родились и живем,
      Мы Родиной светлой,
      Мы Родиной милой,
      Мы Родиной нашей зовем.
    Жить – Родине служить.

    Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.

    ─ Россия.

    Ребенок показывает границы нашей страны.

    Дети выражают согласие (не согласие)

     На самолете, автобусе, поезде и т.д.

    ─На самолете быстрее. На поезде можно много увидеть интересное из окна. На автобусе долго ехать, но тоже можно смотреть в окно.

    Дети берут по одному кружочку и располагают их под транспортом (картинками), на котором они хотели бы отправиться в путешествие.

    Основная часть

    Звучит шум движения выбранного большинством детей транспорта. Показ слайдов с фотографиями городов Красноармейска, Саратова.

    ─ Вы узнали, по какому городу мы сейчас едем?

    ─ Что есть в нашем городе?

    Показ слайдов г. Красноармейска

    Показ слайдов г. Саратова.

    ─ Может кто-нибудь узнал этот город?

    Первая станция называется “Государственная”

    ─ Кто знает, как называется главный город нашей страны?

    ─ Какие достопримечательности есть в Москве?

    Показ слайдов (фотографий) основных достопримечательностей Москвы.

    ─ В каждой стране есть отличительные знаки – символы. Назовите их.

    ─ Найдите среди этих флагов символ нашей страны.

    А кто расскажет стихотворение о флаге?

      А сейчас найдите герб нашей страны. 
    Раскладываются изображения

     Кто знает стихотворение про герб?

      А что же такое гимн? 

      У каждой страны свой гимн. Гимн нашего государства прославляет мощь величие нашей страны, союз братских народов, широкие просторы нашего свободного отечества. Сейчас мы послушаем гимн России.
     А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.

    ─ Испокон веков люди нашей страны славились своим рукоделием, фольклором, традициями. Следующая станция «Историческая»

    ─ Кто знает, чем любили с давних времен заниматься наш народ?

    Игра «Кто быстрее соберет?»

    ─ Вы хорошо рассказали о некоторых народных промыслах. А умеете ли вы хорошо различать элементы этих росписей. Я предлагаю вам объединиться по три человека. Каждая тройка будет выбирать элементы какого-то вида росписи.

    Звучит русская народная мелодия «Ах, вы сени, мои сени…»

    ─ Но ведь народная культура это не только народные промыслы. Чем еще славился наш народ?

    ─ Какие русские народные сказки, потешки, песенки вам нравятся?

    ─ Мы обязательно вспомним их, когда вернемся обратно. А сейчас нам пора отправляться дальше в путешествие.

    Следующая станция «Игровая»

    ─ Есть удивительно хорошая русская пословица «Делу время – потехе час. В старину после работы люди любили петь песни, водили хороводы и проводили интересные народные игры. Какие народные игры знаете вы?

    ─  Вы хотите поиграть? В какую игру?

     Проводится игра по выбору большинства детей.

    ─ Вот и подходит к концу наше путешествие нужно возвращать домой. Занимайтесь свои места. Наш поезд отправляется в обратный путь.

    Дети садятся на стульчики

    ─ По нашему городу Красноармейску.

    ─ Площадь, памятники, детские сады, школы, больницы, вокзал и т.п.

    ─ Это Саратов. Я был там в цирке, парке и т.п.

    Дети выходят из транспорта.

    ─ Москва.

    ─ Красная площадь, Кремль, Спасская башня, Царь-колокол, Царь-пушка и т.п.

    ─ Герб, флаг, гимн.

    Дети находят флаг, объясняют, где он расположен. 

    Стихотворение:

      Белый цвет – березка,
       Синий неба цвет,
       Красная полоска – 
       Солнечный рассвет

    Дети выбирают из предложенных герб России.
    Стихотворение:
    У России величавой
    На гербе орел двуглавый,
    Чтоб на запад, на восток
    Он смотреть бы сразу мог
    Сильный, мудрый он и гордый.
    Он – России дух свободный.
    Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.

    Прослушивание отрывка гимна.

    Дети садятся на стульчики. Звучит звук движения транспорта.

    Дети выходят и подходят к стенду, на которых расположены предметы народного промысла, книги.

    ─ Украшать посуду, игрушки красивыми росписями.

    ─ Гжельской росписью украшали фарфоровую посуду.

    ─ Дымковской расписывали глиняные игрушки на забаву детям.

    ─ Городецкой расписывали деревянную посуду.

    ─ Вот филимоновские глиняные игрушки, свистульки.

    Дети берутся за руки по 3 человека.

    Дети выполняют задание, раскладывая карточки с элементами росписей около образца этой росписи. Далее проверяют выполнение этого задания друг у друга.

    ─ Сказками, пословицами, потешками, поговорками, песенками.

    Ответы детей.

    Дети занимают свои места.

    ─ Лавата. Золотые ворота. Гори, гори ясно.

    Ответы детей.

    Дети играю в выбранную большинством детей игру.

    Дети садятся на свои места.

    Заключительная часть (рефлексия)

    ─ Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось?

    Дети рассказывают

















    Игра «Русский сувенир» 
    Воспитатель приглашает детей в мастерскую росписи Гжели и Хохломы. На столе две карты с незавершенным рисунком. Предлагает детям завершить рисунки, подобрав тем самым недостающие соответствующие по контуру детали.

      
    Воспитатель Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру “Гори, гори, ясно»”
    – Мы поиграли, но нам надо ехать дальше.
    Станция называется “Лесная”


    Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
    Нам в дождь и в зной
    Поможет друг,
    Зеленый и хороший
    Протянет нам десятки рук 
    И тысячи ладошек. (Дерево.)
    Воспитатель: Правильно! Это дерево.
    Символ России – белая береза.
    Березка – лебедь белая
    Рядком с тобой стою
    Тебе, моя не смелая,
    Я песенку пою.
    Как ты стоишь счастливая
    Веселым, летним днем
    Из-за тебя красивая
    Светло в лесу моем
    Зеленая, раздольная
    Ты гибче камыша 
    Березка белоствольная
    Ну, всем ты хороша!
    Воспитатель: ни в одной стране нет столько берез, как у нас в России. Любит наш народ свою земную красавицу за красоту и пользу.
    Наша природа – это тоже наша Родина.
    Следующая станция «Многонациональная»

    -В России живут много разных народов. Какие вы знаете?
    И все люди, живущие в России, называются – россияне. 
    “Если дружба велика – будет Родина крепка”
    Итог. Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали. 


    Рефлексия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "День России"

    Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие "Родина"....

    Конспект занятия-викторины "Россия- Родина моя!"

    Конспект занятия-викторины по патриотическому воспитанию "Россия - Родина моя!"...

    Конспект НОД "Символы России" в подготовительной группе

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Символы России»Цель:  уточнить представления воспитанников о государственных символах Росси...

    Конспект занятия "День России" в средней группе.

    Коспект занятия "День России" Интеграция областей:социализация,коммуникация, музыка....

    Конспект образовательной деятельности "Россия -Родина моя!"

    Интеграция образовательных областей "Познание", "Социализация", "Художественное творчество"...

    Конспект комплексного занятия «Россия: большая и малая Родина» для разновозрастной группы (от 4 до 7 лет).

    Конспект комплексного  занятия «Россия: большая и малая Родина» для   разновозрастной группы  (от 4 до 7 лет).       Цель: Продолжить формирова...

    Конспект праздника "День России"

    конспект праздника для старших дошкольников...


     

    Комментарии

    ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА ВОЛЬДЕМАРОВНА

    СПАСИБО ЗА ВАШУ РАБОТУ