детского исследовательского проекта « Птицы – наши друзья»!
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Епремян Каринэ Валерьевна

Паспорт детского исследовательского проекта

« Птицы – наши друзья»!

 

Вид проекта: познавательно – исследовательский проект.

Образовательная область: Познание.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественная литература».

Продолжительность: Октябрь – Ноябрь.

Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Актуальность: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края. Послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Проблема: можем ли мы помочь птицам в холодное время года?

Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

 

Задачи:

  • Провести наблюдения за птицами нашего края осенью;

  • Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;

  • Выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе с нами;

  • Вызвать желание помочь крылатым друзьям;

  • Научить детей правильно подкармливать птиц;

  • Воспитывать заботливое отношение к птицам;

  • Экскурсия в парк «Частяковская роща».

 

Этапы реализации проекта « Птицы – наши друзья»!

Подготовительный этап. (Октябрь) – изучили познавательную, художественную и методическую литературу, статьи в журналах « Всё о птицах».

  1. Подготовили оборудование для реализации данного проекта; сделали подборку игр для детей старшего дошкольного возраста;

  2. Подготовили вместе с родителями сообщения о птицах;

  3. Сделали опорные карточки с изображением птиц;

  4. Подобрали серию мультфильмов о птицах.

Основной этап. (Ноябрь).

Работа с родителями:

  • Сбор материала о птицах родного края для детей старшей группы;

  • Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщениях о птицах).

  • « Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе.

 

Работа с детьми: Октябрь – Ноябрь.

  1. Рассматривания иллюстраций с изображением птиц нашего края.

  2. Защита сообщений детьми о птицах.

Дети совместно с родителями приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении. Из сообщений мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами рябины, яблони. Следовательно, с наступлением холодов природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в более лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности.

  1. Наблюдение за птицами. Наблюдая мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада ( это голуби, синицы, снегири, воробьи, вороны).

  2. Практические: (рисование, конструирование, лепка) и познавательные занятия (ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы, развитие речи) с детьми, просмотр мультфильмов.

 

 

 

Работа на октябрь месяц:

 

Первая неделя: Ознакомление с природным окружением на тему «Птицы родного края». Конструирование на тему «Птица».

Вторая неделя: Чтение художественного произведения Е. Чарушина « Воробей», рисование на тему «Воробушки». Просмотр мультфильмов. Проведение игр « Найди свой домик», « Перелёт птиц», « Кто, где зимует?», Раздели птиц на перелётных и зимующих.

Третья неделя: Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц. Дети принесли кормушки в детский сад, мы на своём участке повесили кормушки. Каждый день вели наблюдение из окна за птицами. Первые три дня никого не было у кормушек, на следующий день прилетели воробьи, съели не весь корм. Сделали вывод, что необходимо птиц подкармливать меньшим количеством корма. На следующий день прилетела ворона, съела корм в одной кормушки и улетела. Птицы постепенно распознали « Столовую», и прилетать стали довольно часто. Следовательно, мы сделали вывод: что можем помочь выжать некоторым птицам в трудное для них время.

Четвёртая неделя: Аппликация по теме: «Птицы – наши друзья»; Лепка на тему « Птицы». Проведение экскурсии в « Частиковскую рощу» (Наблюдение птиц у кормушек).

 

 

Заключительный этап. ( Ноябрь).

Экологический праздник « Птицы – наши друзья».

 

Планируемый результат: Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.

Дети научаться относится к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы.

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.

Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

Выводы:

  1. По результатам диагностики было видно, что знания детей о птицах расширились;

  2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.

  3. На протяжении реализации проекта « Птицы – наши друзья» у детей развивалось связная речь.

  4. Дети научились правильно подкармливать птиц.

  5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).

  6. Повысился познавательный интерес у детей.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

  2. Журнал « Юный натуралист», 1990 год №12, №1.

  3. Шорыгина Т.А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: « Издательство ГНОМ и Д», 2000.

  4. Кравченко И.В., Долгова Т.Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа: Методическое пособие/ Под ред. Г.М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_detskogo_issledovatelskogo_proekta.odt24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт детского исследовательского проекта

« Птицы – наши друзья»!

Вид проекта: познавательно – исследовательский проект.

Образовательная область: Познание.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественная литература».

Продолжительность: Октябрь – Ноябрь.

Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Актуальность: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края. Послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Проблема: можем ли мы помочь птицам в холодное время года?

Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

  • Провести наблюдения за птицами нашего края осенью;
  •  Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
  •  Выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе с нами;
  •  Вызвать желание помочь крылатым друзьям;
  • Научить детей правильно подкармливать птиц;
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам;
  •  Экскурсия в парк «Частяковская роща».

Этапы реализации проекта « Птицы – наши друзья»!

Подготовительный этап. (Октябрь) – изучили познавательную, художественную и методическую литературу, статьи в журналах « Всё о птицах».

  1. Подготовили оборудование для реализации данного проекта; сделали подборку игр для детей старшего дошкольного возраста;
  2. Подготовили вместе с родителями сообщения о птицах;
  3. Сделали опорные карточки с изображением птиц;
  4. Подобрали серию мультфильмов о птицах.

Основной этап. (Ноябрь).

Работа с родителями:

  •  Сбор материала о птицах родного края для детей старшей группы;
  •  Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщениях о птицах).
  •  « Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе.

Работа с детьми: Октябрь – Ноябрь.

  1. Рассматривания иллюстраций с изображением птиц нашего края.
  2. Защита сообщений детьми о птицах.

Дети совместно с родителями приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении. Из сообщений мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами рябины, яблони. Следовательно, с наступлением холодов природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в более лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности.

  1. Наблюдение за птицами. Наблюдая мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада ( это голуби, синицы, снегири, воробьи, вороны).
  2. Практические: (рисование, конструирование, лепка) и познавательные занятия (ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы, развитие речи) с детьми, просмотр мультфильмов.

Работа на октябрь месяц:

Первая неделя: Ознакомление с природным окружением на тему «Птицы родного края». Конструирование на тему «Птица».

Вторая неделя: Чтение художественного произведения Е. Чарушина « Воробей», рисование на тему «Воробушки». Просмотр мультфильмов. Проведение игр « Найди свой домик», « Перелёт птиц», « Кто, где зимует?», Раздели птиц на перелётных и зимующих.

Третья неделя: Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц. Дети принесли кормушки в детский сад, мы на своём участке повесили кормушки. Каждый день вели наблюдение из окна за птицами. Первые три дня никого не было у кормушек, на следующий день прилетели воробьи, съели не весь корм. Сделали вывод, что необходимо птиц подкармливать меньшим количеством корма. На следующий день прилетела ворона, съела корм в одной кормушки и улетела. Птицы постепенно распознали « Столовую», и прилетать стали довольно часто. Следовательно, мы сделали вывод: что можем помочь выжать некоторым птицам в трудное для них время.

Четвёртая неделя:  Аппликация по теме: «Птицы – наши друзья»; Лепка на тему « Птицы». Проведение экскурсии в « Частиковскую рощу» (Наблюдение птиц у кормушек).

Заключительный этап. ( Ноябрь).

Экологический праздник « Птицы – наши друзья».

Планируемый результат: Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.

Дети научаться относится к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы.

Развиваются умственные  способности  детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.

Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

Выводы:

  1. По результатам диагностики было видно, что знания детей о птицах расширились;
  2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
  3. На протяжении реализации проекта « Птицы – наши друзья» у детей развивалось связная речь.
  4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
  5.  У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
  6. Повысился познавательный интерес у детей.

Список используемой  литературы

  1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  2. Журнал « Юный натуралист», 1990 год №12, №1.
  3. Шорыгина Т.А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: « Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  4. Кравченко И.В., Долгова Т.Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа: Методическое пособие/ Под ред. Г.М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208с.