Детский исследовательский проект "Птицы - наши друзья".
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме

Смирнова Татьяна Петровна

Детский исследовательский проект "Птицы - наши друзья! " В нашем детском саду реализован детский проект "Птицы - наши друзья"(старший дошкольный возраст) .срок реализации проекта длился с октября по январь. Дети старшей группы в течение этого времени полностью посветили себя теме "Птицы". Были проведены нами занятия познавательного характера, дидактические и подвижные игры. Совместно с родителями дети сделали кормушки, принесли их в детский сад. мы, воспитатели, развесили эти кормушки вместе с детьми. Сейчас мы каждый день подкармливаем птиц. Птицы распознали нашу столовую, они прилетают каждый день. Нами проведено несколько мероприятий: праздник "Птицы - наши друзья", участие в городском конкурсе "В гармонии с природой и с собой", где наша экологическая газета "Птицы - наши друзья! " заняла 2 место и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт детского исследовательского проекта «Птицы – наши друзья»!
Вид проекта: познавательно – исследовательский проект.
Образовательная область: Познание.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Коммуникация», Художественная литература».
Продолжительность: октябрь – январь.
Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы, музыкальный руководитель..
Актуальность: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Проблема: можем ли мы помочь птицам в зимнее время года?
Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
-провести наблюдения за птицами нашего края осенью и зимой;
-развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
-выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;
-вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
научить детей правильно подкармливать птиц;
-воспитывать заботливое отношение к птицам.
Объект: птицы.
Предмет: птицы.
Объект: дети.
Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о птицах родного края, а также э будет формироваться экологическая культура.
Этапы реализации проекта «Птицы – наши друзья!»
1. Подготовительный этап. (октябрь).
-изучили познавательную, художественную и методическую литературу, статьи в журналах «Юный натуралист».
-подготовили оборудование для реализации данного проекта; сделали подборку игр для детей старшего дошкольного возраста;
-приготовили оборудование для оформления экологической газеты о птицах нашего края;
-подготовили совместно с родителями сообщения о птицах;
-сделали опорные карточки с изображением птиц; -разработали цикл наблюдений за птицами нашего края;
-подобрали серию мультфильмов о птицах.
2. Основной этап. (октябрь).
Работа с родителями:
-сбор материала о птицах родного края для детей старшей группы;
-привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах);
- «Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе).
Работа с детьми:
Ноябрь – декабрь - январь.
1. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края.
2. Защита сообщений детьми о птицах.
          Дети совместно с родителями приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т.д.  Из сообщений мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины, яблони. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в более лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности.
3. Наблюдения за птицами в осеннее и зимнее время года.
   Наблюдая за птицами мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сад (это голуби, синицы, снегири, воробьи, вороны).
3. Практические (рисование, конструирование, лепка) и познавательные занятия (ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы, развитие речи) с детьми , просмотр мультфильмов .
1 неделя ноября:
Понедельник : ознакомление с природным окружением на тему: Птицы родного края.
Вторник: конструирование на тему «Птица».
Среда: рисование по теме «Снегири на ветках».
Четверг: лепка на тему «Птицы на кормушке».
Пятница: развитие речи «Чтение худ. произведения Е. Чарушина «Воробей», рисование на тему «Воробушки».
      Просмотр мультфильмов.
3. Акция «Покормите птиц зимой».
4. Проведение игр «Найди свой домик», «Перелёт птиц», «Кто, где зимует?», Раздели птиц на перелётных и зимующих».
3 неделя ноября:
5. Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц. Дети принесли кормушки в детский сад, мы на своём участке развесили кормушки. Каждый день вели наблюдения из окна за птицами. Первые три дня никого не было у кормушек, наследующий день прилетели воробьи, съели не весь корм. Сделали вывод, что необходимо птиц подкармливать меньшим количеством корма. На следующий день прилетела ворона, съела корм в одной кормушке и улетела. Два дня никто не прилетал. Сменили корм и наблюдали дальше. В полдень прилетела стайка воробьёв полакомиться, со слов других людей прилетали и синички. Птицы постепенно распознали «столовую», и прилетать стали довольно часто, чаще всего - это воробьи. Следователь, мы сделали вывод: что можем помочь выжить некоторым птицам в трудное для них зимнее время.
3. Заключительный этап.
Выпуск экологической газеты «Берегите птиц!». Экологический праздник «Птицы – наши друзья».

                                           Планируемый результат:
     

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
        Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
        Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

                                                           Выводы:
1. По результатам диагностики было видно, что  знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.

                           Список литературы

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
6. Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12,
№ 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

      Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников . . ....

детского исследовательского проекта « Птицы – наши друзья»!

Паспорт детского исследовательского проекта « Птицы – наши друзья»! Вид проекта: познавательно – исследовательский проект.Образовательная область: Познание.Интеграция образовательных областей: «С...

Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения-наши друзья".

Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский для детей средней группы "Комнатные растения-наши друзья"....

Познавательно - исследовательский проект "Птицы - наши друзья"

Проект "Птицы - наши друзья" Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

Познавательно-исследовательский проект "Наши маленькие друзья насекомые".

Проект по окружающему миру, проведенный совместно с детьми группы раннего возраста № 2....

Детский проект "Муравьи - наши друзья"

Лето - удивительное пора. Когда дети видят насекомых, их реакция неоднозначная: одни боятся, а другие наоборот выражают интерес. Поэтому и появился этот проект....

Интегрированное занятия по познавательно-исследовательской деятельности “Наши друзья

Интернированное заняти по познавательно- исследовательской деятельности "Наши друзья - Витамины!"...