Реализация социально-педагогического проекта «Птицы — наши друзья» ГБДОУ детский сад №51 Приморского района Санкт-Петербурга
проект (подготовительная группа) на тему

Алирзаева Наида Магомедовна

Социально-педагогический проект «Птицы – наши друзья!»

с помощью модифицированной таблицы «Системный оператор» с учётом ФГОС ДОО для детей подготовительной группы.

 

Паспорт социально-педагогического проекта «Птицы – наши друзья!»

Тип проекта: групповой.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физические развитие»,
Продолжительность: октябрь – ноябрь - декабрь.
Участники: учитель-логопед Чехомова Ю.В., воспитатели Алирзаева Н.М. и Брух Е.И., инструктор по ФИЗО  Соколова Е.Е., родители и дети подготовительной-логопедической группы.

 

Характеристика проекта - дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей и т.д.

 

Общепедагогические цели проекта:

1.Формирование познавательных интересов ребёнка в различных видах деятельности (проекты помогают активизировать самостоятельную деятельность детей; осваивать окружающую действительность, всестороннее изучать её; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать и слушать, развитию навыков общения).

2.Сотрудничество детей  и взрослых, взаимодействие детей разных возрастных групп;

3.Сотрудничество ДОУ с семьёй (принцип преемственности взаимодействия ДОУ с семьёй: родители тесно взаимосвязаны со своими детьми, активно формы работы педагога с ребёнком);

 

Педагогические принципы:

1.Принцип системности: систематическое и последовательное знакомство с птицами развивает речь, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка.

2.Принцип возрастной адресности: планирование работы происходит с учётом возрастных особенностей детей.

3.Принцип интеграции образовательных областей: для более успешного усвоения материала используются интегрированные занятия, чтение книг, просмотр презентаций и т.д.,

4.Принцип преемственности ДОУ и семьи: родители тесно связаны со своим детьми и активно поддерживают формы работы педагога с воспитанниками.

 

Методы и приёмы:

1.Метод модифицированной таблицы «Системный оператор»;

2.Метод генерации идей -  «мозговая атака», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее решения;

3.Метод «Погружение в проблему» - это когда образовательная доминанта сохраняется определённое количество времени, является одним из современных педагогических технологий;

4.Словесные, наглядные, практические методы обучения. Экскурсии по территории детского сада. Беседы о птицам. Наблюдения за жизнью птиц в разное время года. Игры. Ознакомление с художественной литературой и кинематографом. Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность.

 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, трудовая, двигательная, конструктивная, театральная.

 

 

Этапы проекта «Птицы – наши друзья!»

Метод семи «П»:

1.Проблема (тема проекта, проблема взрослых – актуальность проекта, проблема детей); 2.Планирование (цели, задачи проекта, объект, предмет изучения, ожидаемый результат);

3.Поиск ресурсов (нормативная база, организационно-методический материал, информационное, кадровое, финансово-экономическое обеспечение);

4.Процесс (реализация проекта);

5.Продукт проекта (результаты проекта);

6.Презентация проекта;

7.Портфолио проекта.

 

1. Проблема.

 

1.1.Тема проекта. Познавательно-исследовательский проект «Птицы – наши друзья!»

с помощью модифицированной таблицы «Системный оператор» с учётом ФГОС ДОО для детей подготовительной группы.

 

1.2.Проблема взрослых – актуальность проекта:

   В ходе воспитательно-образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточное количество знаний о птицах. Дети зачастую не дифференцируют категории зимующих и перелётных птиц, домашних и водоплавающих; не владеют в достаточной степени словообразованием; не умеют подбирать синонимы и антонимы, прилагательные и глаголы точно определяющие свойства предметов и их назначение; плохо улавливают причинно-следственные связи, не владеют навыками доказательной стороной речи; а также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»!

 

1.3.Проблема детей:

Что мы знаем о птицах? Чем мы можем помочь птицам в разное время года?

 

2.Планирование проекта.

 

2.1.Цель проекта: обогащение знания детей о птицах, выявление причинно-следственных связей между их образом жизни, их поведением, средой обитания, воспитание бережного отношения к пернатым друзьям, а также обучение дошкольников связному высказыванию и построению развёрнутых рассказов-рассуждений по данной тематике.

 

2.2.Задачи проекта:

2.2.1.Увеличить речевые компетенции ребёнка (лексическая, грамматическая, фонетическая, диалогическая, монологическая, коммуникативная составляющие):

       2.2.1.1.Расширить словарный запас детей за счёт увеличения синонимов, антонимов, существительных, прилагательных, глаголов и наречий по лексической теме: «Птицы»;

       2.2.1.2.Уточнить словообразование новых слов и классификацию птиц;

       2.2.1.3.Актуализировать умения детей строить самостоятельное связное высказывание;

2.2.2.Провести наблюдения за птицами нашего края осенью и зимой; 
2.2.3.Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц, их средой обитания (питание, жилище, размножение), анатомическим строением и особенностями поведения;

2.2.4.Выявить причинно-следственные связи взаимодействия внешних и внутренних факторов, влияющих на жизнь птиц;
2.2.5.Выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;
2.2.6.Вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
2.2.7.Показать детям способы заботы о птицах. Реализовать данные возможности.

 

2.3.Объект изучения: познавательный интерес детей и речевое развитие старших дошкольников.

 

2.4.Предмет изучения: птицы и причинно-следственные связи между их образом жизни, их поведением, средой обитания.

 

2.5.Ожидаемый результат (гипотеза):
   Изучая различных птиц, в том числе нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
    У детей повысится уровень ключевых компетентностей (социально-коммуникативных, информационно-речевых, интеллектуальных).    

Информационно-речевая компетентность представляет собой готовность ребенка принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать, оречевлять и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Информационно-речевая компетентность

1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.);

2. Умение получать информацию, используя вышеперечисленные источники;

3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

4. Умение делать выводы из полученной информации и высказывать их;

5. Умение задавать вопросы на интересующую тему;

6. Умение составлять связное развёрнутое высказывание.

 

Интеллектуальная компетентность определяется как готовность ребенка к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению алгоритма деятельности.

Интеллектуальная компетентность - это

1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации;

2. Умение планировать этапы своей деятельности;

3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий;

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи;

5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;

6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.);

7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого;

8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях;

9. Умение организовать рабочее место;

10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

 

Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Социально-коммуникативная компетентность - это

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и работать в команде;

2. Умение получать необходимую информацию в общении;

3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

5. Умение спокойно отстаивать свое мнение;

6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д);

8. Умение уважительно относиться к окружающим людям;

9. Умение принимать и оказывать помощь;

10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

.

2.6.Задачи взрослых на этапе выбора темы проекта – осуществить с детьми выбор темы, интересной для детей (взрослый «наводит» ребенка, помогает обнаружить проблему, провоцирует ее возникновение, вызывает интерес к проблеме, «втягивает» в совместную проектную деятельность) и составить план познавательной и речевой деятельности.

Один из способов введения в тему – модель «трех И»:

1-ая И – и(звестно) - Что знаем?

2-ая И – и(нтересно) -Что хотим узнать?

3-я И – и(зучили) – Что узнали?

В процессе обсуждения данных вопросов происходит развитие речи ребенка, стимулируется его познавательная активность. Задача взрослых – создать условия для реализации познавательной деятельности.

 

3.Поиск ресурсов.

 

Перспективное тематическое планирование

 

Проектная деятельность

Цель

Сроки реализации

1.

Изучение детей знаний детей по теме.*

Определение знаний детей о птицах.

За неделю до начала проекта.

2.

Подбор методической литературы.

Методическое обеспечение проекта. Составление нормативной базы.

В течение и до начала проекта.

3.

Составление еженедельного планирования деятельности.

Методическое обеспечение проекта.

За неделю до начала проекта.

4.

Подбор художественной литературы.

Информационное обеспечение проекта.

В течение и до начала проекта.

5.

Подбор дидактических пособий по теме.

Финансово-экономическое обеспечение проекта.

В течение и до начала проекта.

6.

Подбор конспектов занятий по теме.

Методическое обеспечение проекта.

В течение и до начала проекта.

7.

Определение участников проекта (дети, воспитатели, специалисты, родители).**

Кадровое обеспечение проекта.

За неделю до начала проекта.

 

   * Оценка знаний детей о птицах.

С помощью «метода трёх вопросов» педагог уточняет знания воспитанников о птицах, а также выясняет, что еще они хотели бы узнать о пернатых:

1.Что мы знаем о птицах.

2.Что мы хотим узнать о птицах?

3.Как об этом (о птицах) узнать? 

 

   **Для вовлечения в проектную деятельность родителей детей, им предлагаются информационные листы о проекте, оформляется приглашение. Далее родители выступают в роли активных участников совместной с детьми проектной деятельности на каждом из её этапов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_nashi_druzya.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация социально-педагогического проекта «Птицы — наши друзья» ГБДОУ детский сад №51 Приморского района Санкт-Петербург

Социально-педагогический проект «Птицы – наши друзья!»

с помощью модифицированной таблицы «Системный оператор» с учётом ФГОС ДОО для детей подготовительной группы.

Паспорт социально-педагогического проекта «Птицы – наши друзья!»

Тип проекта: групповой.

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физические развитие»,

Продолжительность: сентябрь- октябрь – ноябрь - декабрь.

Участники: учитель-логопед Чехомова Ю. В., воспитатели Алирзаева Н. М., Брух Е. И., инструктор по ФИЗО Соколова Е. Е., родители и дети подготовительной-логопедической группы.

Характеристика проекта - дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей и т. д.

Общепедагогические цели проекта:

1. Формирование познавательных интересов ребёнка в различных видах деятельности (проекты помогают активизировать самостоятельную деятельность детей; осваивать окружающую действительность, всестороннее изучать её; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать и слушать, развитию навыков общения).

2. Сотрудничество детей и взрослых, взаимодействие детей разных возрастных групп;

3. Сотрудничество ДОУ с семьёй (принцип преемственности взаимодействия ДОУ с семьёй: родители тесно взаимосвязаны со своими детьми, активно формы работы педагога с ребёнком);

Педагогические принципы:

1. Принцип системности: систематическое и последовательное знакомство с птицами развивает речь, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка.

2. Принцип возрастной адресности: планирование работы происходит с учётом возрастных особенностей детей.

3. Принцип интеграции образовательных областей: для более успешного усвоения материала используются интегрированные занятия, чтение книг, просмотр презентаций и т. д. ,

4. Принцип преемственности ДОУ и семьи: родители тесно связаны со своим детьми и активно поддерживают формы работы педагога с воспитанниками.

Методы и приёмы:

1. Метод модифицированной таблицы «Системный оператор»;

2. Метод генерации идей - «мозговая атака», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее решения;

3. Метод «Погружение в проблему» - это когда образовательная доминанта сохраняется определённое количество времени, является одним из современных педагогических технологий;

4. Словесные, наглядные, практические методы обучения. Экскурсии по территории детского сада. Беседы о птицам. Наблюдения за жизнью птиц в разное время года. Игры. Ознакомление с художественной литературой и кинематографом. Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, трудовая, двигательная, конструктивная, театральная.

Этапы проекта «Птицы – наши друзья!»

Метод семи «П»:

1. Проблема (тема проекта, проблема взрослых – актуальность проекта, проблема детей); 2. Планирование (цели, задачи проекта, объект, предмет изучения, ожидаемый результат);

3. Поиск ресурсов (нормативная база, организационно-методический материал, информационное, кадровое, финансово-экономическое обеспечение);

4. Процесс (реализация проекта);

5. Продукт проекта (результаты проекта);

6. Презентация проекта;

7. Портфолио проекта.

1. Проблема.

1.1. Тема проекта. Познавательно-исследовательский проект «Птицы – наши друзья!»

с помощью модифицированной таблицы «Системный оператор» с учётом ФГОС ДОО для детей подготовительной группы.

1.2. Проблема взрослых – актуальность проекта:

В ходе воспитательно-образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточное количество знаний о птицах. Дети зачастую не дифференцируют категории зимующих и перелётных птиц, домашних и водоплавающих; не владеют в достаточной степени словообразованием; не умеют подбирать синонимы и антонимы, прилагательные и глаголы точно определяющие свойства предметов и их назначение; плохо улавливают причинно-следственные связи, не владеют навыками доказательной стороной речи; а также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»!

1.3. Проблема детей:

Что мы знаем о птицах? Чем мы можем помочь птицам в разное время года?

2. Планирование проекта.

2.1. Цель проекта: обогащение знания детей о птицах, выявление причинно-следственных связей между их образом жизни, их поведением, средой обитания, воспитание бережного отношения к пернатым друзьям, а также обучение дошкольников связному высказыванию и построению развёрнутых рассказов-рассуждений по данной тематике.

2.2. Задачи проекта:

2.2.1. Увеличить речевые компетенции ребёнка (лексическая, грамматическая, фонетическая, диалогическая, монологическая, коммуникативная составляющие):

2.2.1.1. Расширить словарный запас детей за счёт увеличения синонимов, антонимов, существительных, прилагательных, глаголов и наречий по лексической теме: «Птицы»;

2.2.1.2. Уточнить словообразование новых слов и классификацию птиц;

2.2.1.3. Актуализировать умения детей строить самостоятельное связное высказывание;

2.2.2. Провести наблюдения за птицами нашего края осенью и зимой;

2.2.3. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц, их средой обитания (питание, жилище, размножение, анатомическим строением и особенностями поведения;

2.2.4. Выявить причинно-следственные связи взаимодействия внешних и внутренних факторов, влияющих на жизнь птиц;

2.2.5. Выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;

2.2.6. Вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;

2.2.7. Показать детям способы заботы о птицах. Реализовать данные возможности.

2.3. Объект изучения: познавательный интерес детей и речевое развитие старших дошкольников.

2.4. Предмет изучения: птицы и причинно-следственные связи между их образом жизни, их поведением, средой обитания.

2.5. Ожидаемый результат (гипотеза):

Изучая различных птиц, в том числе нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.

У детей повысится уровень ключевых компетентностей (социально-коммуникативных, информационно-речевых, интеллектуальных).

Информационно-речевая компетентность представляет собой готовность ребенка принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать, оречевлять и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Информационно-речевая компетентность

1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т. д.);

2. Умение получать информацию, используя вышеперечисленные источники;

3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

4. Умение делать выводы из полученной информации и высказывать их;

5. Умение задавать вопросы на интересующую тему;

6. Умение составлять связное развёрнутое высказывание.

Интеллектуальная компетентность определяется как готовность ребенка к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению алгоритма деятельности.

Интеллектуальная компетентность - это

1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации;

2. Умение планировать этапы своей деятельности;

3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий;

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи;

5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;

6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т. д.);

7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого;

8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях;

9. Умение организовать рабочее место;

10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Социально-коммуникативная компетентность - это

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и работать в команде;

2. Умение получать необходимую информацию в общении;

3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

5. Умение спокойно отстаивать свое мнение;

6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д);

8. Умение уважительно относиться к окружающим людям;

9. Умение принимать и оказывать помощь;

10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

.

2.6. Задачи взрослых на этапе выбора темы проекта – осуществить с детьми выбор темы, интересной для детей (взрослый «наводит» ребенка, помогает обнаружить проблему, провоцирует ее возникновение, вызывает интерес к проблеме, «втягивает» в совместную проектную деятельность) и составить план познавательной и речевой деятельности.

Один из способов введения в тему – модель «трех И»:

1-ая И – и (звестно) - Что знаем?

2-ая И – и (нтересно) -Что хотим узнать?

3-я И – и (зучили) – Что узнали?

В процессе обсуждения данных вопросов происходит развитие речи ребенка, стимулируется его познавательная активность. Задача взрослых – создать условия для реализации познавательной деятельности.

3. Поиск ресурсов.

Перспективное тематическое планирование

№ Проектная деятельность Цель Сроки реализации

1. Изучение детей знаний детей по теме. * Определение знаний детей о птицах. За неделю до начала проекта.

2. Подбор методической литературы. Методическое обеспечение проекта. Составление нормативной базы. В течение и до начала проекта.

3. Составление еженедельного планирования деятельности. Методическое обеспечение проекта. За неделю до начала проекта.

4. Подбор художественной литературы. Информационное обеспечение проекта. В течение и до начала проекта.

5. Подбор дидактических пособий по теме. Финансово-экономическое обеспечение проекта. В течение и до начала проекта.

6. Подбор конспектов занятий по теме. Методическое обеспечение проекта. В течение и до начала проекта.

7. Определение участников проекта (дети, воспитатели, специалисты, родители)*** Кадровое обеспечение проекта. За неделю до начала проекта.

* Оценка знаний детей о птицах.

С помощью «метода трёх вопросов» педагог уточняет знания воспитанников о птицах, а также выясняет, что еще они хотели бы узнать о пернатых:

1. Что мы знаем о птицах.

2. Что мы хотим узнать о птицах?

3. Как об этом (о птицах) узнать?

**Для вовлечения в проектную деятельность родителей детей, им предлагаются информационные листы о проекте, оформляется приглашение. Далее родители выступают в роли активных участников совместной с детьми проектной деятельности на каждом из её этапов.