Рабочая программа кружка "Росинка" по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме

Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой позиции мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, во-первых,  насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи, каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем больше ребёнок, тем большее значение имеет в его жизни чувственный опыт. На раннем этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль.

Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики такие как Ф. Фребель, М. Монтессори, Декроли, а также, известные представители отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакули справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, необходимого для успешного обучения в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

 Актуальность:

В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.

Актуальность заключается в том, что значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, познание человеком окружающего мира начинается с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Формирование многих способностей, например музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.

При достаточно обширном рассмотрении теории сенсорного воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе и значительными наработками в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане сенсорного воспитания все так же существует проблема более результативного его осуществления в образовательном процессе.

Цель:

Обогащение сенсорного опыта  детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие собственного познавательного опыта.

Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО, создание образовательной среды для познавательного, речевого  развития детей, обогащение их сенсорного опыта.

            Задачи:

Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное,  характерное (признаки, качества).

Учить  применять полученные знания в  практической и познавательной деятельности.

Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).  

            Планируемые результаты:

·  выполняет дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку предметов (игрушек).

·  сравнение (по форме, цвету, величине и др. признакам);

·  обобщение (по выделенным признакам).

·  собирает самостоятельно двухместные дидактические игрушки: маленькую игрушку (матрешка, бочонок) складывает и вкладывает в большую. С помощью взрослого и при непосредственном его участии собирает трехместные игрушки; 

·  подбирает соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2 деталей. При помощи взрослого -- из 3 деталей

·  подбирает к коробкам крышки подходящей формы (круглой, квадратной, треугольной).

·  с помощью взрослого раскладывает предметы по убыванию или возрастанию величины. Понимает слова "побольше" и "поменьше".

·  самостоятельно собирает пирамидку из 2--3 колец контрастных размеров. С помощью взрослого -- из 4-5 колец разной величины.

·  выполняет "поручения" взрослого по подбору предметов того или иного цвета (сначала взрослый показывает нужный цвет).

·  выполняет задания по ориентировке на 2 свойства одновременно: цвет и величину (большой и маленький красные шарики), форму и цвет (красные шарики и кубик). При этом используются дидактические и народные игрушки, бытовые предметы.

· в игре с картинками и дидактическими игрушками выполняет задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4 цветов (красный, желтый, синий и зеленый), выбирает один из 2 предметов, запоминает названия и повторяет за взрослыми.

· с помощью взрослого "выстраивает" в практических действиях с предметами и игрушками систему "большой, маленький".

Методы:

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon rosinka_kruzhok.pdf1.16 МБ

Предварительный просмотр: