Экологическое воспитание в детском саду
статья по окружающему миру на тему

Лоншакова Мария Валерьевна

Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

Целью экологического воспитания является:

·         формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;

·         развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;

·         побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx41.24 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в детском саду

экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

Целью экологического воспитания является:

  • формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
  • развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
  • побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.

Актуальность экологического воспитания

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Формы и методы экологического воспитания

Большое значение в экологическом воспитании личности занимают экскурсии, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы. Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной. Во время экскурсии дети учатся взаимодействовать с окружающим миром. Для этого воспитатель уделяет особое внимание тому факту, что человек – лишь гость в мире природы, и поэтому должен следовать заповедям: соблюдать тишину, быть терпеливым и внимательным.

Роль сказки в воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое место занимают сказки, придуманные самими детьми.

Одним из основных видов обучения дошкольников являются дидактические игры по экологическому воспитанию. воспитание экологической культурыБлагодаря игре ребенок учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.

Разумеется, экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях.

Средняя группа

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятия красоты природы, понимание полноценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка. Дети 4-5 лет сенситивны к разным видам предметной деятельности, прежде всего к игровой.

В этом возрасте происходит становление произвольности, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающим мире. Дети средней группы любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем.

Этот возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования осознанного отношения к растениям, животным, предметам, к себе как части природы. Воспитатель должен быть сам носителем экологической культуры, он должен обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитывать взаимодействия с живыми существами.

Предметный материал – это технология воспитания экологической культуры у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения. Технология включает в себя цикл наблюдений за обитателями уголка природы, растениями и животными на участке детского сада, уход за ними и общение с ними, а также комплексные занятия, предусматривающие различные виды деятельности, в ходе наблюдений.

Система работы с детьми средней группы предусматривают разнообразную деятельность с литературными произведениями (чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрировании). Чтение и обыгрывание произведений, рассматривание авторских иллюстраций в книгах, собственная изодеятельность - все это поможет ввести детей в мир «окружающей среды», в мир литературно-художественного искусства.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильное отношение к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материал природного происхождения. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их  приспособление к ней; о  человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды.

Знание – не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношений к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистически и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережное обращаться с вещами не только потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.

Формы и методы работы с детьми разнообразные: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы на участке, ведение разных календарей, занятия простые и комплексные, целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций.

Значительное место отведено творческим процессам: восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой, изодеятельности, словесно-литературному творчеству, рисование иллюстраций к рассказам и сказкам, изготовление самодельных книг, организация выставок, запись рассказов детей о природе с их последующим оформлением в книжечки.

Познание детьми функций своего организма, выявление значений чистоты, красоты и порядка в окружающей среде для здоровья всех живущих  в ней; знакомство с тем как используются некоторые материалы в хозяйственной деятельности человека.