Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 В этой работе говорится о проведении детьми опытов с водой для закрепления знаний о её состоянии и свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект о воде46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №19 «Радость»

 г. Урай, ХМАО – Югра, Тюменской области

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»

Составила:

  воспитатель,

Архипова Любовь Михайловна

2014 г.

Цель: Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

- Уточнить представление о свойствах и состоянии воды. Предлагать детям самостоятельно находить решение на основе опытов с водой.

- Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

- Формировать предпосылки к учебной деятельности: работать в соответствие с общим замыслом, не мешая друг другу.

Материал:

Стаканы с молоком и водой.

Чайные ложки.

Чеснок и стаканы с водой.

Стакан с соком и водой, трубочки.

Сахар, масло, пипетка.

Лёд.

Кастрюля с кипятком, зеркало.

Ход работы.

     Дети стоят на ковре, игра «Общение».

   Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

- дети взялись за руки, улыбаются.

   Воспитатель: Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку, и вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.

Что в гору не вкатишь

В решете не удержишь

И в руках не унесёшь?

   Дети: Это вода.

   Воспитатель: Правильно, а как вы думаете, кому нужна вода?

   Дети: Вода нужна и цветам и птицам и животным и людям.

   Воспитатель: Верно! Вода необходима всем. Без воды всё живое погибнет.

   Воспитатель: Сегодня мы с вами будем работать в лаборатории, и проводить опыты с водой. Для проведения опытов пройдёмте в лабораторию «интересных открытий», где мы узнаем о чудесных превращениях волшебной воды. Занимаем свои рабочие места, там у нас всё готово для проведения опытов.

Опыт №1. Прозрачность воды.

   Воспитатель: Сейчас вы будете определять, имеет ли вода цвет. Для этого вы должны сравнить стакан с водой и стакан с молоком. В оба стакана положите по ложке и скажите, что вы видите?

   Дети: В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет.

   Воспитатель: Почему?

   Дети: Вода прозрачная, а молоко белое.

   Воспитатель: Значит, какой сделаем вывод?

   Дети: Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Опыт №2. Запах.

   Воспитатель: Для определения запаха у воды, нам понадобиться два стакана с водой. В один стакан положите чеснок. Понюхайте и определите, в каком стакане вода имеет запах?

   Дети: Чистая вода не имеет запаха, а вода с чесноком имеет запах.

Вывод: Чистая вода запаха не имеет, а приобретает запах того вещества, которое положим в воду.

Опыт №3. Вкус.

   Воспитатель: В следующем опыте вы должны определить, есть ли у воды вкус. Перед вами два стакана: один с водой, другой с соком. Попробуйте то и другое и скажите есть вкус у воды?

   Дети: У воды вкуса нет.

Вывод: Чистая вода вкуса не имеет.

Опыт №4. Растворитель.

   Воспитатель: Ребята сейчас вы должны определить, все ли вещества растворяются в воде. Для этого мы возьмём сахар, масло и два стакана с водой. В одном стакане размешайте сахар, в другой капните из пипетки масло. Посмотрите внимательно и скажите, что произошло с сахаром?

   Дети: Сахар в воде растворился.

   Воспитатель: А что произошло с маслом?

   Дети: Масло не растворилось. Оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Вывод: Одни вещества в воде растворяются, а другие нет.

   Воспитатель: Вы хорошо поработали, а сейчас отдохнём.

Физминутка

- Над водой летят стрижи (руки в стороны).

- Под водой плывут ерши (присели).

- Плывет лодочка краса - расписные паруса (руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища).

- А сейчас вернёмся в нашу лабораторию, и продолжим опыты.

1. Текучесть воды.

   Воспитатель: Мы должны с вами определить, обладает ли вода текучестью. Для этого возьмём два стакана – один с водой, другой пустой. Аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой.

- переливают воду.

   Воспитатель: Почему вы смогли перелить воду?

   Дети: Потому что вода жидкая.

Вывод: Вода – это жидкость, поэтому её можно переливать из одного сосуда в другой. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.

2. Лёд – твёрдая вода.

   Воспитатель: Отгадайте загадку: «Водичка вода, а как камень тверда». Что это?

   Дети: Это лёд.

   Воспитатель: Правильно, вы уже знаете, что вода бывает жидкой. А сейчас определите, может ли она быть твёрдой. У вас на тарелочках кубики льда. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он на ощупь?

   Дети: Мокрый, скользкий, гладкий, холодный.

   Воспитатель: А что происходит со льдом в ладошках?

   Дети: Он тает и превращается в воду.

   Воспитатель: А почему?

   Дети: Ладошки тёплые, а лёд холодный.

   Воспитатель: Молодцы, вот вы и определили, что лёд – это тоже вода, а значит, вода может быть и твёрдой в виде льда.

3. Парообразное.

   Воспитатель: Посмотрите, у меня кастрюлька с горячей водой. Смотрите внимательно - я открываю крышку, что вы видите?

   Дети: Пар.

   Воспитатель: Правильно, а сейчас я подношу к этому пару зеркальце, что на нём образовалось?  

    Дети: Капли воды.

   Воспитатель: Правильно.

Вывод: Вода, нагреваясь, превращается в пар, а при охлаждении, пар превращается в капельки воды, что мы и увидели на зеркальце. Значит пар – это тоже вода.

   Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Вода - хорошо, вода – плохо».

Когда вода хорошо и почему?

- высказывания детей.

   Воспитатель: Когда вода плохо и почему?

- высказывания детей.

   Воспитатель: А сейчас ребята, мы подведём итог нашей проделанной работе. Итак, скажите, что вы узнали о воде, какой она может быть?  

   Дети: Вода не имеет цвета, запаха и вкуса. В воде одни вещества растворяются, другие нет. Вода может быть жидкой, твёрдой и в виде пара.

   Воспитатель: Ребята в лаборатории «Интересных открытий» мы проделали много опытов с волшебной водой. Скажите, что вам понравилось? Какой из опытов понравился больше?

   Дети: В лаборатории нам было интересно и весело. Мы узнали много нового о воде и все опыты с водой нам очень понравились.

   Воспитатель: Ребята, все вы были внимательными в нашей лаборатории и хорошо потрудились. Молодцы!

Литература

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. ТЦ «Учитель», Воронеж 2004
  2. Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003
  3. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфёнова Г. М. Тропинка в природу. Санкт-Петербург. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. Издательство «Союз» 2001
  4. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
  5.  Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009