"Зимний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Занятие  в подготовительной группе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_les.odt43.14 КБ

Предварительный просмотр:


                   Зимний лес

                          Подготовительная группа

Программные задачи:

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.

Формировать умение внимательно рассматривать картину художника с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над ее содержанием.         Учить составлять  описательный рассказ по картине,  используя развернутые  связные высказывания.  Обогащать словарь дошкольников эмоционально-окрашенной лексикой (белоснежный,   жемчужный, скрипучий, голубовато-розовый).

Упражнять в подборе прилагательных к существительному в игре : «Угадай задуманное слово».

Развивать внимание, память, воображение

(с помощью приема  « вхождения в образ»)

5.   Воспитывать  умение внимательно выслушивать товарища, не                               перебивать   и не повторять его;  учить проявлять   сочувствие, желание   прийти на помощь.

                                              Предварительная работа

Чтение художественной литературы  о зиме,  лесе,  показ иллюстраций.

Рассматривание  и составление описательного рассказа по картинам  и картинкам:

И. И. Шишкин: «Зима» , «Зимние забавы»; Чтение и разучивание стихов: «Белый снег пушистый»,  «В зимнем лесу» ;  Беседа: «Птицы зимой».

Экскурсии  по территории детского сада,  в лес. Рассматривание снега, снежинок через увеличительное стекло. Сочинение рассказов о сказочных лесных  домиках.

                                                  Материалы:

Демонстрационный:

репродукция  картины: «Зимний лес»,  мольберт; мостик, веточка еловая, письмо, пелеринка для картины,  кормушка; Ткань для речки, зимний домик,  ткань для «сугроба» Ели ( дождик, вата);

Раздаточный:  Зимние снежки ( зефир),  корм для лесных жителей

( морковь, орешки, кора деревьев, горка еловых шишек, сало, семечки).

                               Музыкальное сопровождение: (фонограмма)

Музыка  и слова М. Еремеевой:  «Песня Снегурочки», лирическая музыка.

                  По веселую музыку   дети заходят в группу.

Воспитатель: Ой, ребята, вы обратили внимание, здесь чьи - то следы.  Странно,  утром полы в группе были чистыми, может, это кто-то из детей здесь успел  пробежать.

Воспитатель: Покажите, пожалуйста, свои подошвы от обуви. Нет, не похожи. Это ведь снежные следы.

Воспитатель: Как вы думаете, кто здесь пробегал? ( зайчик)

 Да похожи на заячьи. А куда же сам зайчик ускакал. Давайте мы по следам пойдем и узнаем, куда он ускакал.

 Мы по следу все пойдем и не разу не свернем. ( проговаривают дети )

Смотрите. Веточка лежит, наверное, ее уронил наш зайчик, а на веточке  письмо.

                                    Дорогие друзья!

Если вы читаете это письмо, значит, заяц выполнил  мою просьбу.

Каждый год я бываю  в вашем детском саду, и вы мне очень понравились.

Поэтому я приглашаю вас к себе в гости. Но ко мне не просто так попасть, нужно выполнить задание.  Я вам оставляю картину лесного пейзажа, нарисованную художником.

Составьте, рассказ о лесе  по картине и тогда вас ждет сюрприз.

                        С уважением к вам незнакомка.

Воспитатель: Вы согласны выполнить условия незнакомки,  ребята?

давайте мы сядем на стульчики и рассмотрим картину, которую оставила незнакомка.

Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки точно как тростинки.

Воспитатель:  Внимание! Сейчас под волшебную музыку я открываю картину ( звучит классическая музыка,  1 мин  рассматривают )

Какое время года художник изобразил  на картине?

Скажите,  как называют картины, на которых изображена зимняя природа

( зимний пейзаж)

Что вы видите на картине?  (речку, лес, домик)

Чародейкою Зимой Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,  Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Глядя на картину, кажется, что попали в зимнюю сказку, в которой правит волшебница зима.

 Воспитатель: Как, по мнению художника,  зима на картине  поступила с речкой? -- Она заморозила речку.  Речка покрылась льдом

Воспитатель: Можно сказать, зима речку сковала   льдом. Даже лодка примерзла  и на мостике видны сосульки. Как вы думаете,  рыбы тоже замерзли?

Дети: Зимой рыбы опускаются на самое дно реки. Сверху река замерзает, а внизу, возле дна остается небольшая прослойка не замерзшей воды.  Там и находятся рыбы.

Воспитатель: Каким, художник написал снег на речке?

Дети:Снег на речке художник написал белоснежным, пушистым, скрипучим.

Воспитатель: Как вы  думаете,  а нравится  ли  художнику  зимний лес?

Дети: Я думаю, что лес художнику нравится.

Воспитатель:  Давайте расскажем о нем, какой он ( лес большой, дремучий, непроходимый…)

А какие деревья написал художник в лесу? (Это огромные  ели )

А есть ли, маленькие елочки? (в лесу есть и маленькие елочки)

Воспитатель: Как красиво можно сказать  о зимнем  лесе,  деревьях.

 Дети: Деревья покрыты в легкие снеговые шубы, мороз окутал их ветки жемчужным покрывалом.

Воспитатель: Много снега в лесу? Какой он, какого цвета?

Дети: Снега в лесу много. Местами он белоснежный, серебристый, жемчужный, скрипучий

Воспитатель: Давайте  закроем глаза и представим, что мы находимся в этом лесу.

Вздохнули носиком. Чем пахнет воздух?

Дети: Пахнет морозом. Свежим снегом, смолистым ароматом леса.

Воспитатель: Правильно морозный, свежий воздух чувствуется и  в высоких нежно - розовых облаках и  в холодных голубых тенях на снегу

Что привлекло внимание художника  на опушке леса?

Дети: Я думаю, привлекла внимание избушка.

Воспитатель: Давайте, расскажем об избушке, какая она?  ( старенькая,  вся в снегу…   Ветхая избушка вся в снегу стоит

 Посмотрите, что художник изобразил  рядом с домиком?

Дети: Рядом с  избушкой художник  изобразил 2 стога сена.  

Воспитатель: Для кого это сено как вы думаете?

Дети: Для лесных жителей: оленей, косулей, зайчиков.

Воспитатель: Как вы догадались, что они приходят к хозяйке  лесной избушки? (Туда ведут  следы от мостика к избушке) .

 Это, наверное, те же следы, что и у нас в группе.  И зайчик, наверное, побежал к своей  хозяйке.

  Ну, что ребята, вам понравилась картина про зимний лес?

Воспитатель: Мы  с вами  внимательно рассмотрели картину и попробуем составить рассказ . Но прежде предлагаю немного отдохнуть

Руки подняли и покачали -  Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули  Деревья уже  не в снегу… ( сели ровно…)

А теперь  послушаете мой рассказ об этой картине, а потом попробуете составить свой.

 Сказочно прекрасен  зимний  пейзаж на картине.

 Ох, зима!  Зима, сколько снега намела!

Речку она сковала льдом,  зимний лес одела в легкие снеговые шубы,  веткам подарила  пуховые варежки.

Не обошла зима и старенькую избушку. Ветхая избушка вся в снегу стоит. Рядом с ней художник изобразил  следы, которые ведут к ледяному  мостику и к стогу сена для лесных жителей.

 Снег на картине изображен разными оттенками:  местами он белоснежный, пушистый, голубоватый,  серебристый, жемчужный, скрипучий.

Морозный, свежий воздух чувствуется   в высоких нежно - розовых облаках.

Глядя на  эту замечательную картину, которую написал художник, кажется, что попали  в зимнюю сказку, в которой правит волшебница зима.

Воспитатель: Вы внимательно прослушали  мой рассказ.  Предлагаю вам составить свои рассказы, но так чтобы рассказы не повторялись, не были похожи друг на друга.

Постарайтесь  рассказать и про речку, которую описал художник на полотне, и про лес и про избушку.  В конце рассказа скажите, нравится ли вам эта картина. Сначала  составлять рассказ у нас будет Дима., а помогать ему будет

Закончит рассказ… Теперь  попробует составить рассказ  от начала и до конца  Карина. Кто еще хочет  составить рассказ.

Педагог хвалит детей.  (рассказ получился похожим на зимнею сказку, необычный рассказ составила Карина, красивые слова использовал Дима в своем рассказе).

Ребята скажите,  как можно назвать картину? ( В зимнем лесу    ).

                                         А вы хотите отправиться в этот лес?

Воспитатель: Денек – в самый раз для прогулки в зимнем лесу! А значит – быстро-быстро, пока не начал гаснуть короткий зимний день начинаем собираться: наденем валенки и рукавички потеплее,возьмем  корм для лесных жителей.

Чувствуете, как пахнет свежестью, морозом. ( подышим)

Как зима постаралась,  сколько много снега намела - все дорожки замела.

Музыка  вьюги переходит в быструю легкую музыку

Ребята, слышите, как вьюга разыгралась, может, вернемся

Не боимся мы метели, мы вещи теплые надели.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

 Смотрите вот  за этим мостиком,  виден лес:

Через мостик мы пройдем

И на лед мы не свернем. ( проговаривают)

Здесь все необычно, все непохоже на наш повседневный мир.

 Кажется, что здесь стоит особая, пронзительно-звонкая тишина. А все же, давайте прислушаемся!  Остановимся и постоим  минутку тихо-тихо с закрытыми глазами.

Слышите  кое -где от мороза потрескивает кора деревьев, шелест осыпающегося с деревьев снега, деловитый стук дятла и кукушку, которая зовет весну.

  Музыка( шум леса - треск веточки, стук дятла)

 Значит лес живой, в нем бурлит жизнь.

Посмотрите,  какие красивые деревья стоят в лесу. Как они называются?

А здесь под елочкой горка еловых шишек, как вы думаете кто здесь похозяйничал ( белка), а кто здесь потрудился и оставил кусочки коры на снегу ( дятел на дереве).

Давайте угостим лесных жителей:   предлагает детям

повесим кормушку с семечками, белочке положим  … орешки, синицам  повесим …сало

А здесь, какой подозрительно большой сугроб, кто там может находиться ?

Как на горке снег, снег, поднимают руки вверх. И под горкой снег, снег, приседают

И на елке снег, снег, показывают ветки елки

И под елкой снег, снег, приседают

А под елкой спит медведь, изображают медведя

Тихо, тихо, не шуметь. грозят пальцем .

Чтобы медведя не разбудить,  давайте поиграем тихо в игру, которая называется:  «Отгадай задуманное слово». 

Для этой игры мне нужен помощник. Помощника я буду  приглашать к себе,  на ушко ему буду называть слово. Помощник подбирает по три слова к моему слову, другие дети будут с их помощью отгадывать, какое слово я загадала.

Зима (холодная, морозная, снежная);

Снег (белый, пушистый, мягкий, колючий, скрипучий, липкий, холодный)

Лес   (волшебный, дремучий, непроходимый)

Речка  (ледяная, замерзшая, глубокая, зеркальная)

Избушка (лесная, старенькая, деревянная).

Воспитатель: Молодцы. Ребята справились с заданием,

Музыка и слова М. Еремеевой:  «Песня Снегурочки»

Вы слышите, как зашумел приятно лес, как будто бы встречает свою хозяйку. А вот она и сама ( Появляется Снегурочка)  

Снегурочка поет:

 Сказкою зимнего леса,

К вам я спешу, в гости друзья.

Знайте, что я не принцесса

Просто Снегурочка я.

Здравствуйте дорогие друзья.

Я рада видеть вас.  Я очень люблю лес и всех лесных жителей: зверей, птиц, и рыб.  Каждое утро я  помогаю Дедушке Морозу проверять наши владения. Чтобы все деревья, кусты были одеты в теплые снежные шубы. И всегда кормлю птиц семечками, зернышками, а зверей душистым снегом.

Мне очень понравилось, как вы рассказывали о моем лесе, как вы бережно относитесь к моим лесным друзьям.

А что вам понравилось больше всего?

Дети:

 На прощание я хочу вас угостить снежками, не простыми, а волшебными, вкусными.     (угощает зефиром).

Спасибо уважаемая снегурочка. Нам очень понравилось у тебя в лесу, но нам пора возвращаться домой .

               ( звучит веселая музыка)

Образовательная область:

 «Коммуникация»

  •  учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти — шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;
  • совершенствовать монологическую речь детей;
  • развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, учить рассказывать связно, плавно, эмоционально, узнавать образы зимней сказки в звуках музыки, стихах, картине художника.
  • обогащать словарь детей.

 «Социализация»

  •  Воспитывать положительное отношение к природе, стремление беречь её.

«Чтение художественной литературы»

  •  Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

 «Познание»

  •  Закрепить знания детей о зимних месяцах, а так же пространственные представления (ближе, дальше, далеко).

 «Художественное творчество»

  •  Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности; приобщать к изобразительному искусству.
  • Обогащать словарь искусствоведческими терминами ( пейзаж, полотно, репродукция)

 «Музыка»

  •  Развивать у детей способность эмоционально воспринимать музыку
  • Приобщать к музыкальному искусству.

 «Физическая культура»

  •  Вовремя провести физминутку и игру малой подвижности.

 Оборудование: видео слайды с зимней тематикой, видеопрезентация с произведениями известных художников, музыкальная запись произведений из альбома «Времена года» «Декабрь»П.И. Чайковского, «Элегия» Ж.Массне.

 Непосредственная образовательная деятельность

 Дети входят в группу, здороваются с гостями.

 Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие предметы лежат у меня на столе?

 Дети. Ручка, блокнот, микрофон.

 Воспитатель. Как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы?

 Дети. Журналисту.

 Воспитатель. Где работают журналисты?

 Дети. На телевидение, радио, в редакциях журналов, газет.

 Воспитатель. Какие должны быть журналисты?

 Дети. Умные, честные, правдивые, смелые, отважные, грамотные.

 Воспитатель. Я предлагаю вам сегодня стать журналистами и создать свой журнал.

 - Темой нашего журнала будет ответ на загадку.

 Тройка, тройка прилетела

 Скакуны в той тройке белой

 А в санях сидит царица

 Белокожа, белолица.

 Как махнула рукавом –

 Всё покрыла серебром!

 Дети. Зима.

 Воспитатель. А как вы догадались? Что это за тройка?

 Дети. Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.

 Воспитатель. Правильно вы отгадали загадку. Красоту и величие русской природы зимой воспевают художники — красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой.

 Вот и мы наш журнал посвятим зиме.

 Перед вами первая страница нашего журнала. Подумайте, как мы назовём наш журнал?

 Дети. «Зимнее чудо», «Зимнее волшебство», «Зимняя сказка», «Зима –волшебница» и т. д.

 Воспитатель. Наверное больше подойдёт к этой сказочной красоте название — «Зимняя сказка».

 Итак, наш журнал называется «Зимняя сказка».

 А вот и вторая станица нашего журнала. Посмотрите какая она весёлая, как забавно сверкают снежинки, будто приглашают поиграть.

 На странице – игралочке мы поместим загадки, пословицы и поговорки о зиме. Какие вы знаете пословицы и поговорки?

 Дети. Мороз невелик, а стоять не велит. Много снега – много хлеба. Береги нос в большой мороз. Зимой пошёл бы по грибы, да снега глубоки. Зима лодыря морозит. Зима холодная — жди лето теплое. Зима — не лето, в меха одета.И др.

 Дидактическая игра «Доскажи словечко»

 Воспитатель. Послушайте стихотворение – загадку и добавляйте соответствующие слова:

 С неба падают пушинки Вот веселье для ребят -

 Серебристые …( снежинки) Всё сильнее …( снегопад)

 На полянку, на лужок Все бегут вперегонки

 Всё снижается …( снежок) Все хотят играть в …(снежки)

 Словно в белый пуховик Словно в сказке, как во сне,

 Нарядился …(снеговик) Землю всю украсил …(снег)

 Воспитатель. Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите.

 Дети. Снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снег.

 Воспитатель. Как можно назвать все эти слова?

 Дети. Родственные. Общая часть всех этих слов – снег.

 Воспитатель. Ой, посмотрите, одна из снежинок прилетела к нам поиграть. Будем передавать её по кругу и называть какая бывает зима.

 Дети. Морозная, снежная, суровая, пушистая, белая, вьюжная и т. д.

 Воспитатель. А давайте узнаем сколько слогов в слове зима. Прохлопаем столько раз сколько слогов в этом слове. (Два слога).А теперь в слове снежинка. (Три слога) Какое слово длиннее? (Длиннее слово снежинка)

 Воспиьтатель. Молодцы. А теперь давайте присядем на стулья и перейдём к третьей странице нашего журнала. Она – поэтическая. Вы узнали чьи это портреты?

 Дети. Портреты поэтов Пушкина А.С. и Есенина С.А.

 Мы с вами учили наизусть отрывки из стихотворений о зиме этих авторов.

 Кто хочет их рассказать? (Дети читают наизусть)

 С.А.Есенин А.С.Пушкин

 Заколдован невидимкой, Под голубыми небесами

 Дремлет лес под сказку сна, Великолепными коврами,

 Словно белою косынкой

Блестя на солнце, снег лежит;

 Подвязалася сосна.

Прозрачный лес один чернеет,

 Принагнулась, как старушка,

И ель сквозь иней зеленеет,

 Оперлася на клюку,

И речка подо льдом блестит.

 А над самою макушкой

 Долбит дятел на суку.

  Воспитатель. Прекрасные стихи о зиме. Да действительно поэты в своих стихах превосходно описали красоту зимнего леса. И передали нам свой восторг.

 Воспитатель. Переходим к следующей странице нашего журнала – художественной.

 Давайте теперь посмотрим как художники передавали в своих произведениях любовь к родной природе. Я предлагаю вам наслодиться красотой картин известных художников , а поможет нам в этом преркасная музыка.

 (Дети смотрят видео презентацию картин известных художников под музыку П.И.Чайковского «Времена года» декабрь).

 Воспитатель. Вы узнали какое музыкальное произведение прозвучало?

 Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом?

 Дети. Картины называются пейзажем.

 Воспитатель. Почему вы так решили, что такое пейзаж?

 Дети. Пейзаж – это картины, на которых изображена природа.

 Воспитатель. Многие художники посвятили свои картины зимнему времени года. Несколько картин о зиме написал И.И.Шишкин. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево.

 Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где не было полотен известного русского художника-пейзажиста И.И.Шишкина.

 - Какие картины этого художника вам приходилось видеть?

 Дети. Картины: «Рожь», «На севере диком».

 - Предлагаю поместить в нашем журнале статью о картине И.И.Шишкина «Зима».

 А пока вы внимательно будете её рассматривать, я почитаю стихотворение

 Тютчева Ф.И. «Чародейкою зимою…»

 Чародейкою зимою

И стоит он, околдован,

 Околдован лес стоит,

Не мертвец и не живой-

 И под снежной бахромою,

Сном волшебным очарован,

 Неподвижною, немою

Весь опутан, весь окован

 Чудной жизнью он блестит.

Легкой цепью пуховой…

 -Что изображено на картине? (Красота зимнего, заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).

 - Какой это лес? (Это старый, дремучий, непроходимый лес).

 - А почему вы решили, что это старый, дремучий лес? (Потому что ели огромные с мощными стволами, как лесные богатыри).

 - Что вы видите на переднем плане картины? (На земле под снегом лежат огромные стволы упавших, старых деревьев, стволы елей кое – где уже наклонились, но еще не упали).

 - Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины?

 Дети: Сосны.

 Воспитатель. Опишите их.

 Дети:  Они стройные, величавые, могучие.

 Воспитатель. Эти величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые?

 Дети: Старые.

 Учитель: Почему так решили?

 Дети: Стволы у сосен толстые, высокие. С широкими ветвями.

Воспитатель. Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь потом рисовал их. Художник умел и любил точно изображать породы деревьев, форму растений. Это особенность его творчества.

 - Каким художник изобразил на картине снег? (Снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью).

 - Посмотрите на цвет снега. Везде ли он белоснежный? (Необыкновенный, коричневато – белые, кремовый -это от коричневых стволов деревьев, а там, где глубокие тени и следы он еще и голубоватый, а где-то синий).

 - А каким художник написал небо? (Небо очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет. Это снеговые тучи)

 - Видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую ещё загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.

 Физминутка

 - Ребята, я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину. И почувствовать всю красоту зимней природы.

 - Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? (Морозный, прозрачный, свежий, легкий).

 - Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох. Что вы слышите? (Скрип снега, шепот ветра, потрескивание веток, стволов деревьев, а вот перелетела птица с ветки на ветку).

 - Мне кажется в такой тишине даже слышно как падают снежинки. Вот и мы давайте превратимся в снежинок , будем плавно кружиться под музыку, а по окончании музыки опустимся на землю и превратимся в сугроб.

 - Ну а теперь кто сможет составить рассказ? Рассказать надо и о красоте деревьев, и о снеге, и о небе, и о солнце.

 - Великолепен вид русской природы, которая погружена в зимний сон. Весь лес окутала холодная тень. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились снегом, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно и тихо. Лес как – бы дремлет. Небо над головой очень светлое, почти белое. Вся земля покрыта белым, мягким покрывалом, лишь синеет на нем глубокие следы. Деревья покрыты пушистыми шапками, Будто вросли в снег. Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

 - Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, звонкая? ( Картина тихая, спокойная, негромкая).

 - Какую же главную мысль этой картины мы должны донести до читателей?

 ( Как прекрасна наша родная русская природа! Да, природа – это красота земли. Она ещё может исцелять душу человека. Если она сохранена в первозданной своей красоте).

 - Какой вывод вы можете сделать из этого для себя?

 (Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь.)

 Ну что же журнал наш готов. Вы славно потрудились и я думаю наш журнал очень понравится читателям.

 - А вам понравилось быть журналистами? Ну что же собирайте самостоятельно интересный материал и будете рассказывать о нём своим товарищам. Может быть в будущем кто-то из вас и станет настоящим журналистом.

 И я вам дарю ват такие блокнотики, где вы можете делать какие-то заметки, ведь многие из вас уже знают буквы. А кто не знает, тому пригодится в будущем.

едварительная работа:


  1. Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т.А.Ткаченко.

  2. Экскурсия в зимний парк с целью наблюдения за разнообразием и красотой зимнего пейзажа.

  3. Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях, зимних праздниках, о жизни растений, животных и людей зимой.

  4. Рассматривание дидактических картин на темы «Покормим птиц зимой», «В зимнем парке», «Зимние развлечения»

  5. Рассматривание пейзажных картин о зиме в творчестве разных худож-ников: И.И.Шишкин «На севере диком», И.И.Шишкин «Зима», С.Ф. Шишко «Парк зимой» и др.

  6. ИЗО-деятельность: рисование «Зима в парке», «В лесу родилась елочка», аппликация «Новогодняя открытка», аппликация «Снежинки».

  7. Чтение из книги «Четыре времени года» (сост.С.А.Веретенникова, А.А.Лыков): В.Архангельский «Летят снежные пушинки»», Н.Павлова «Деревья зимой», 


М.Пришвин «Ночевка зайца»,

Л.Толстой «Зайцы», А.Клыков «Зимой под водой», Г.Скребицкий «Митины друзья», «Маленький лесовод», «В зимнюю стужу»,

В Бианки «Синичкин календарь», 

О. Иваненко «Сосулька».


  1. Заучивание наизусть: С.Маршак «Январь», Е. Трутнева «Елка», «Первый снег», И.Суриков «Зима», М.Познанская «Снег идет», С.Есенин «Белая береза».





Ход занятия:

Группа украшена репродукциями картин о зиме художников-пейзажистов и работами детей по ИЗО-деятельности по блоку «Зима»

Девочка в образе Зимы (на голове корона из снежинок, на плечах белая накидка) входит в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая гостья к нам пришла!
Девочка-Зима: Ребята, вы меня узнали? Да, я – Зима!

Пришла, рассыпалась; 

Клоками повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады вы 

Проказам Матушки-зимы.

А пришла я узнать, любят ли меня дети, и что они знают о зиме. 
Воспитатель: Зима, мы с ребятами долго тебя изучали, все приметы, все явления зимы узнавали, гуляли и наблюдали за изменениями в природе зимой, праздновали зимние праздники – Новый год и Рождество, много рисовали зимних картин (показывает на выставку работ детей),учили много стихов о зиме. 

Девочка-Зима: Вот и настал ваш черед порадовать меня своими знаниями да умениями. Я, Зима, - гордая и холодная, растопить мое ледяное сердце сможет только тот, кто похвалит меня лучше всех, расскажет обо мне самые красивые истории.

Воспитатель: Ну, это наши ребята смогут, правда, ребята? Ты, Зима, проходи, садись с нами, и послушай, а мы уж постараемся тебя порадовать.

Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы действительно рассказы получились красивые и понравились нашей гостье, я повешу несколько зимних пейзажных картин и нашу схему-помощницу

(вешает картины и схему). Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме. Но сначала вспомним, что обозначает каждое окошко схемы.

Первое окошко – солнце. Какое зимой солнышко? (зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет.)

Второе окошко – небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром)

Третье окошко говорит нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты льдом до весны)

В четвертом окошке – жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зелененькие, им мороз нестрашен, они стали еще красивее в снежном наряде.)

В пятом окошке – одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? (зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки)

Шестое и седьмое окошко напоминают нам о жизни диких зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть).

Восьмое окошко рассказывает нам о зимних забавах и праздниках. Кто расскажет о них? (самый веселый зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Еще зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Много интересного вы рассказали о зиме. И, благодаря схеме, рассказ получается правильный и хороший. Мы сейчас объединим все ваши высказывания вместе и желающие смогут рассказать матушке - Зиме свои рассказы самостоятельно.

Но сначала отдохнем чуть-чуть и сделаем физкультминутку на снежной полянке 
(дети встают врассыпную по группе) и ты, Зима, становись с нами, поиграй (проводится 2 раза).
Солнце землю греет слабо, …………….. 
руки вверх и вниз

По ночам трещит мороз …………………
руки на пояс, наклоны в стороны

Во дворе у Снежной Бабы …………… 
руки на пояс, поворот вокруг себя

Побелел морковный нос. …………… 
дети показывают нос

В речке стала вдруг вода …………… 
прыжки на месте

Неподвижна и тверда. ……………….. 
прыжки на месте

Вьюга злится, снег кружится, ……… 
дети кружатся 

Заметает все кругом ……………………
.имитируют движения руками

Белоснежным серебром. …………… 
то же
Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли на снежной полянке. А теперь послушаем рассказы детей о зиме. Вы можете выбирать картину, которая вам понравилась больше других. Только не забудьте дать ей название. А начать свой рассказ можно со слов «Наступила зима…» или «Вот пришла зима…»

(Проводится рассказывание о зиме по схеме, один ребенок рассказывает, дети могут дополнять, заслушиваются 3-4 рассказа )

Воспитатель: Спасибо, ребята, рассказы ваши получились очень красивые, я думаю, что Зиме они понравились, правда? А вам самим какой рассказ понравился больше всего?(проводит анализ)

А напоследок я вам загадаю зимние загадки:


Он все время занят делом,

Он не может зря идти,

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег)
Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла - и пропала 

(Снежинка)

Появляются зимой,

Повисают бахромой. (Сосульки)

Схватил за щеки, кончик носа,

Раскрасил окна все без спросу,

Но кто же это? Вот вопрос!

Все это делает….(Мороз)

Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички,

Зовут их …(Рукавички)
Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры - 

Помчались с горы. (Санки)
Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)
Дел у меня немало – 

Я белым одеялом

Всю землю укрываю

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня…(Зима)



Воспитатель: Ну вот,Зима, все, что мы о тебе знали, все рассказали. Тебе понравились наши рассказы?

Девочка-Зима: Очень понравились, спасибо, ребята. Ваши рассказы растопили мое ледяное сердце, и мне пора уходить в лес, чтобы не растаять. Но зима еще не закончилась, и мы с вами встретимся на снежной полянке (уходит).

Примеры описательных рассказов детей о зиме.
«Зимушка-зима». Наступила зима. Солнце зимой светит, но уже не греет. Небо пасмурное, хмурое; часто идет снег, бывают сильные метели. Все вокруг покрыто белым снегом, как белым одеялом. Земля замерзает и поэтому на ней не растет трава и цветы. Деревья стоят голые, только когда идет снег, они становятся белыми, как будто надевают белые шубки. А елочки зимой зеленые и нарядные. На улице мороз, и люди одеваются очень тепло: в шубы, шапки, теплые сапоги, варежки. Животным в лесу живется тяжело, так как нет корма. Зайцы едят кору деревьев, Лиса роет снег и ищет себе для обеда мышей. Медведь и ежик залегли в зимнюю спячку до весны. Птицы улетели на юг, а зимуют только воробьи, вороны, синички, сороки. Они жмутся к человеческому жилью, чтобы легче было прокормится. Дети зимой катаются на санках, лыжах, коньках, лепят из снега снежную бабу, играют в снежки и очень ждут Нового года и Деда Мороза с подарками.
«Зимняя сказка» Вот пришла морозная зима. Зима – самое холодное время года. Солнце светит мало и почти не греет. Небо часто бывает хмурое и серое. Часто идет снег, дуют сильные ветра. Зимой не растет ни трава, ни цветы, потому что земля замерзла. Деревья стоят все в белом инее, только елочки да сосны зеленые, им мороз нестрашен. Люди одеваются тепло, чтобы не замерзнуть и не заболеть. Надевают теплые вязаные вещи: свитера, шапки, рукавицы. Звери в лесу живут не так хорошо, как летом. Нет корма, и многие звери целый день ищут себе пищу – это волки, лисицы. А белочка заготовила с осени запасы и сидит в дупле, укрывшись пушистым хвостом, и не боится ни холода, ни голода. Птицы улетели в теплые края. А зимуют у нас только воробьи, галки, синички. Дятел в лесу находит на дереве расщелинку, засовывает туда шишку, и из нее клювиком достает орешки. Зимой бывает самый веселый праздник – Новый год. Его ждут все – и дети и взрослые: наряжают елку, готовят карнавальные костюмы. А еще дети любят играть в снежки и кататься на санках.