Экологический проект
проект по окружающему миру по теме

Головкина Ирина Ивановна,

воспитатель,

МБДОУ ДСКВ № 54,

г. Нижневартовск

 «Наш друг-природа»

(практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста

в процессе проектной деятельности)

Пояснительная записка.

В связи с ухудшением состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах, наряду с традиционными видами деятельности, введено экологическое воспитание дошкольников.

Данный проект отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.

Предлагаемый проект представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.

Инновационным в проекте является введение в образовательную деятельность  экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт. Срок реализации проекта 1 год.

Цель проекта:

  • сформировать представление детей о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

Задачи:

  • повысить познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
  • обогащать представление детей о природе родного края, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных  и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;

сформировать основы эмоционально-доброжелательного отношения к живым субъектам природы в процессе общения с ними, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

 

Планируемые результаты:

 

  • Знать представителей животного мира и разделять их по видам, аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира;
  • Уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
  • Знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года. 

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Организация игр, наблюдений: в помещении, на прогулке, в домашних условиях. Использование музыки, изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, проведение спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

Методы проведения:         

Рассматривание  картин, иллюстраций         

Демонстрация презентаций             

Труд в природе

Коллективный труд      

Наблюдения                             

Игра (дидактическая, творческая, подвижная)           

Эксперименты                    

Рассказывание

Чтение

Беседа

Восстановление картины целого по отдельным признакам

                               Содержание

 

№ п/п

Тема

Цели занятий

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми

 

Сентябрь

 

1

«К природе ближе»

Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано

Занятие на экологической тропе. Беседа о том, что в природе все взаимосвязано. Размещение бумажных бабочек, гусениц и др. насекомых на тропе

 

2

Времена года. «Какой бывает осень»

Уточнить представления о двух временах года – лете и осени; учить находить признаки осени и лета на сюжетных картинках и пейзажных картинах

Экскурсии по территории детского сада. Рассматривание и сравнение картинок и репродукций картин с изображением лета и осени. Определение их основных признаков. Дидактическая игра «Когда это бывает».

Рисование «Грустная осень», «Радостная осень».

Оформление выставки «Дары осени», портрет осени.

 

3

Листопад, листопад, листья по ветру летят.

Обратить внимание на разнообразие окраски листвы, закреплять признаки осени. Привлечь к сбору листьев деревьев для гербария, Сравнить кору, листья разных деревьев.

Рассматривание листьев, плодов деревьев. Рассматривание картин, иллюстраций. Чтение: О. Белявская «Листопад», И. Савицкий. Сбор листьев для изготовления гербария.

 

4

«Насекомые»

Познакомить с разнообразным миром насекомых; способствовать развитию внимания, воображения; сформировать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Отгадывание загадок о насекомых. Ознакомление с особенностями насекомых, их внешним видом, способом передвижения. Рассматривание иллюстраций с насекомыми, беседа о жизнедеятельности насекомых.  Дидактическая игра «Зоологическое лото».

 

Октябрь

 

5

«Сад-огород» (весёлое путешествие)

Закрепить умения различать фрукты и овощи; учить передавать характерные особенности цветка космеи (форму лепестков, листьев, их цвет), способам работы с ними, сличению силуэтных изображений с реальными предметами, описывать предметы

Отгадывание загадок об огороде, саде. Беседа «Что такое огород и сад?».

«Путешествие в Огородную сказочную страну». Чтение стихотворения Л. Некрасова «Огородники». Рассказывание воспитателем о создании огорода и огородного чучела. Коллективная работа  по изготовлению чучела.

 

6

Тайны грибного царства

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (белый гриб, подберезовик, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

 

Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.

Загадки Лесовика о грибах.
Обрывная аппликация "Грибы" Кукольный театр "Лесная история"

 

7

Воздух

 

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет).

Надувание мыльных пузырей.
Пузырьки-спасатели.

Надувание шаров.

Поиск воздуха.

Загадочные пузырьки.

Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения).

Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

 

8

Перелетные птицы.

Сформировать представления детей о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии. Учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь: перелетные, насекомоядные, хищные, водоплавающие.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, птичьих стай, беседа о них. Прослушивание записи «Голоса птиц». Чтение

В. Струкова «Трясогузка белая». Дидактическая игра «Летает, не летает», лепка «Птицы», «Сказочная птица»

 

Ноябрь

 

9

Неживая природа. «Облака – белокрылые лошадки»

Формировать начальные представления о движении облаков, наблюдение за облаками в пасмурный (тяжелые, плывут низко над землей) и солнечный дни (плывут высоко, их мало).

Наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций. Беседа «Вот и осень наступила». Чтение А. Майков «Осень». Художественное творчество: совместная работа детей и родителей «Осеннее небо».

 

10

Игра «Для чего зайцам нужны волки и лисы?»

Объяснить, что в природе все взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных

Рассматривание игрушек: зайца, лисы, волка, медведя. Беседа о животных по вопросам:

-У кого самый пышный хвост?

-У кого самые длинные уши?

-Кто живет в берлоге?

-Что ест заяц?

-Что едят волк и лиса?

-Какие сказки есть про этих животных? П/и«Лиса и зайцы».

 

11

«Дикие и домашние животные»

Познакомить с особенностями диких и домашних животных; научить различать их и называть взрослых животных и их детенышей; формировать представление о значении животных в природе и для человека.

Беседа о жизнедеятельности диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Спор животных». Беседа о детенышах домашних животных, диких животных. Чтение стихотворения А.Шибаева «Кто кем становится?». Домашнее задание «Домашние животные» - изготовление книжки-малышки или коллажа.

 

12

Как звери к зиме готовятся.

Продолжить знакомить с особенностями диких животных (волк, медведь, лиса, заяц). Сформировать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.

Беседа о жизнедеятельности животных  в лесу в зимнее время; коллективная аппликация «Звери в лесу» Чтение « Всяк по – своему». Г. Скребицкий.  

Лепка "Как ёж готовится к зиме"

 

 

Декабрь

 

13

Времена года.  «Зима-волшебница»

Отметить характерные признаки зимы в природе; помочь увидеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах. Продолжать приобщать к народной культуре.

Экскурсия по территории детского сада. Беседа о признаках зимы, народных приметах о зиме. Чтение стихотворений Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, А.С. Пушкина о зиме. Дидактическая игра «Когда это бывает».

 

14

Проказы матушки-зимы. Зимний пейзаж.

Обогащать и расширять знания о зиме, ее первом месяце – декабре, используя разные жанры устного народного творчества. Развивать умения рисовать разные дома и деревья в снегу.

Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей, зимней природы, зимних забав и пр.

Беседа о зимнем времени года. Слушание музыки П.И. Чайковского «Зимнее утро».

Заполнение дневника природы.

 

15

«Зимующие птицы»

Наблюдать за воронами и сороками, закреплять умение различать их, рассмотреть следы на снегу. Наблюдать за синицами и снегирями, слушать их посвистывание. Закреплять умение узнавать зимующих птиц по окраске, издаваемым звукам. Закреплять умение спокойно вести себя вблизи птиц.

Отгадывание загадки:

Избушка новая, для всех столовая,

Зовет обедать, крошек отведать (кормушка).

Беседа «Птицы зимой», рассматривание иллюстраций. Чтение: «Снегири». Подвижная игра «Птички-невелички». Экологическая игра «Птичья столовая». Развешивание кормушек на участке совместно с родителями.

 

16

Деревья в зимнем наряде

Закреплять умение распознавать деревья по их строению и цвету коры.

Рассматривание картин, иллюстраций. Чтение: Н. Павлова «Где зимуют почки». Дидактическая игра: «Назови и опиши», «Какого растения не стало», «Положи лист к дереву».

Рисование зимнее дерево.

 

Январь

 

17

Кто охраняет окружающую среду

Расширить представления о профессиях. Рассказать, что оранной окружающей среды занимаются экологи, зоологи, лесники. Формировать понятия о том, как дети могут помочь взрослым: беречь растения, охранять насекомых, выбрасывать мусор в специально отведенных местах.

Встреча с экологом. Рассматривание иллюстраций, показ видеоролика о работе лесника, беседа о поведении в окружающем природном мире , дидактическая игра «Можно – нельзя».

 

18

Наш край родной.

Формировать представление об экологических проблемах родного города. Знакомить с растительным и животным миром ХМАО. Воспитывать любовь к родному краю.

Дидактическая игра «Найди на карте», беседа о разнообразии растительного и животного мира ХМАО, показ видеоролика с растениями и животными родного края.

 

19

«На оленях мы помчимся»

 

Закрепить знания детей о животных, населяющих территорию ХМАО.

Дать представление об экологическом единстве в окружающем нас мире. Познакомить с местом человека в окружающем мире, о роли оленей в  жизни народов севера.

Дидактическая игра «Узнай следы на снегу»

Рассматривание иллюстраций о северных животных, и о строении их тела. Развивать наблюдательность.

Рисование «Олени»

 

 

20

«Кто живет на подоконнике?» Характерные признаки комнатных растений.

Познакомить с комнатными растениями на примере тех, которые находятся в детском саду; обсудить вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

Вступительная беседа, загадывание загадки о цветах. Чтение сказки Б.Вовк «Чьи цветы лучше?». Беседа о комнатных растениях (бальзамин, фикус), уход за комнатными растениями в уголке природы.

 

 

Февраль

 

21

Вода в жизни человека

Совершенствовать знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед), жидкая, газообразная (пар)

Беседа о воде: свойства, значение воды в жизни человека и ее значении в природе, экспериментирование со льдом и снегом. Рассматривание иллюстраций снежинок, сосулек, дождя. Дидактическая игра. « Какой вода бывает?». Изготовление цветного льда для украшения участка.

 

22

Рассказ о ежах.

Сформировать понятия: хищное и растительноядное животное; учить выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Чтение стихотворения В. Лунина «Волк ужасно разъярен…», рассказ воспитателя о ежах: где живут, чем питаются, как защищаются от врагов.

Рисование по представлению «Ежик».

Аппликация из мака и листьев «Ёж»

 

23

Снег бывает разным.

Продолжать измерения глубины снежного покрова, сравнить его на открытых участках и у забора, учить делать выводы. Закреплять знания о свойствах снега: в морозную погоду – легкий, пушистый, рассыпчатый, хрустящий, в ветреную похож на крупу.

Беседа «Снег бывает разным». Чтение: И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная», А. Пушкин «Зимний вечер».

Аппликация «Снежные сугробы».

 

24

Изменения в природе.

Обобщить знания об изменениях в неживой природе в конце зимы.

Отгадывание загадок о зиме. Беседа об изменениях в природе в конце зимы:

- какое время года наступит после зимы?

- что произойдет со снеговиком весной?

- что происходит со снегом?

- почему появляются сосульки?

Март

25

Рассказ о лесе. Правила поведения в лесу.

Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; воспитывать желание беречь и охранять окружающую среду; формировать нормы поведения в природе

Прослушивание звуков леса. Чтение стихотворений О.Ю. Косарева «Старичок Лесовичок», С. Никулиной «Русский лес». Беседа о значении леса в жизни человека, о правилах поведения в лесу. Игры с Лесовиком: «Я знаю лес» (дети отвечают на вопросы о животных и растениях леса). «Чьи шишки?» (дети рассматривают шишки и семена, определяют, с какого они дерева.)

26

Деревья и кустарники на территории сада.

Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни, закрепить знания о понятиях «дерево», «кустарник», «травы».

Рассматривание деревьев и кустарников на территории детского сада, нахождение признаков сходства и различия. Отгадывание загадок о растениях.

27

В гостях у Веснянки

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Продолжать знакомить с народными приметами. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Проведение праздника «Весну встречаем» совместно с родителями. Проговаривание закличек весны, изготовление из птиц из бумаги. Русская народная игра «Ручеек», хороводы. Развешивание скворечников на участках «Домик для скворушки» Аппликация «Скворечник»

28

Времена года. Весна.

Формировать представления о весне как периоде пробуждения природы: показать зависимость роста растения от изменений в живой природе, связанных с приходом весны (увеличение количества света и тепла, таяние снега, питание водой земли, корней растений).

Беседа о признаках весны, рассматривание весенних пейзажей. Чтение стихотворения Ю. Мориц «Весна». Ознакомление с признаками весны: солнце светит ярче, греет, небо ясное, снег тает, звенит капель, прилетают птицы. Проговаривание закличек: «Приди к нам, весна, с радостью!».

Рисование  "Волшебница весна"
Театр "Заюшкина избушка"
В. Берестов "Песенка весенних минут"

Апрель

29

«Вот уж снег последний тает»

Подвести к обобщению: снег тает на освещенных солнцем местах. Наблюдать за движением ручейков, предложить найти способ отвести воду с участка.

Наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций. Чтение: Я. Аким «Апрель», В. Берестов «Картинки в лужах», Ф. Тютчев «Весенние воды».

30

«Птицы прилетели»

Уточнить знания о перелетных птицах: «птицы оживленны, ремонтируют и строят гнезда». Закреплять понятие «перелетные птицы».

Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Беседа о перелетных птицах. Загадки о птицах. Рисование «Вестники весны». Рисование на тему «Весна пришла, прилетели птицы»

31

День земли. Человек – часть природы

Обобщить знание об охране природы.

Ознакомление с праздником «День земли», определение его значения. Игра «Если я приду в лесок». Проговаривание с детьми правил проведения в лесу.

32

«Огород на окне»

Познакомить с  растениями, которые можно вырастить на окне; посадка семян, наблюдение за ростом растений, уход за ними. Подвести детей к выводу о необходимости воздуха, воды, света и тепла для роста растений.

Посадка лука

Загадки о растениях.

 

Май

33

«Красная книга Югры»

Познакомить с растениями и животными, занесенными в «Красную книгу Югры».

Формировать бережное отношение к растениям и животным, их охране.

Рассматривание Красной книги ХМАО-ЮГРЫ.

Экологическая сказка.

34

«Люблю березу русскую…»

Уточнять и углублять знания о взаимосвязях человека и природы. Формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе. Любовь к Родине.

Рассматривание березок. Составление целостного рассказа «Во поле березка стояла…»

35

Экологическая тропа

 

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

Целевая прогулка по экологической тропинке
Чтение Р. Рождественского «Береги природу»
Игра «Что ты сделал доброе для природы?».
Игра «Что будет, если..»
Дидактическая игра «Кто больше»
Подвижная игра «Раз, два, три- к дереву беги»
Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы»
Игра «Опиши, а мы отгадаем»

36

«Одуванчики»                       

Познакомить с первым весенним цветком -  одуванчиком. Закрепить представления о строении цветка. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе

Наблюдение за цветами. Рассматривание листьев под микроскопом.

Обрывная аппликация «Носит одуванчик желтый сарафанчик»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Головкина Ирина Ивановна,

воспитатель,

МБДОУ ДСКВ № 54,

г. Нижневартовск

 «Наш друг-природа»

(практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности)     

Пояснительная записка.

В связи с ухудшением состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах, наряду с традиционными видами деятельности, введено экологическое воспитание дошкольников.

Данный проект отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.

Предлагаемый проект представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.

Инновационным в проекте является введение в образовательную деятельность  экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт. Срок реализации проекта 1 год.

Цель проекта:

  • сформировать представление детей о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

Задачи:

  • повысить познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
  • обогащать представление детей о природе родного края, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных  и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;

сформировать основы эмоционально-доброжелательного отношения к живым субъектам природы в процессе общения с ними, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты:

  • Знать представителей животного мира и разделять их по видам, аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира;
  • Уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
  • Знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.  

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Организация игр, наблюдений: в помещении, на прогулке, в домашних условиях. Использование музыки, изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, проведение спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

Методы проведения:          

Рассматривание  картин, иллюстраций          

Демонстрация презентаций              

Труд в природе

Коллективный труд      

Наблюдения                            

Игра (дидактическая, творческая, подвижная)            

Эксперименты                    

Рассказывание

Чтение

Беседа

Восстановление картины целого по отдельным признакам

                               Содержание программы

№ п/п

Тема

Цели занятий

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми

Сентябрь

1

«К природе ближе»

Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано

Занятие на экологической тропе. Беседа о том, что в природе все взаимосвязано. Размещение бумажных бабочек, гусениц и др. насекомых на тропе

2

Времена года. «Какой бывает осень»

Уточнить представления о двух временах года – лете и осени; учить находить признаки осени и лета на сюжетных картинках и пейзажных картинах

Экскурсии по территории детского сада. Рассматривание и сравнение картинок и репродукций картин с изображением лета и осени. Определение их основных признаков. Дидактическая игра «Когда это бывает».

Рисование «Грустная осень», «Радостная осень».

Оформление выставки «Дары осени», портрет осени.

3

Листопад, листопад, листья по ветру летят.

Обратить внимание на разнообразие окраски листвы, закреплять признаки осени. Привлечь к сбору листьев деревьев для гербария, Сравнить кору, листья разных деревьев.

Рассматривание листьев, плодов деревьев. Рассматривание картин, иллюстраций. Чтение: О. Белявская «Листопад», И. Савицкий. Сбор листьев для изготовления гербария.

4

«Насекомые»

Познакомить с разнообразным миром насекомых; способствовать развитию внимания, воображения; сформировать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Отгадывание загадок о насекомых. Ознакомление с особенностями насекомых, их внешним видом, способом передвижения. Рассматривание иллюстраций с насекомыми, беседа о жизнедеятельности насекомых.  Дидактическая игра «Зоологическое лото».

Октябрь

5

«Сад-огород» (весёлое путешествие)

Закрепить умения различать фрукты и овощи; учить передавать характерные особенности цветка космеи (форму лепестков, листьев, их цвет), способам работы с ними, сличению силуэтных изображений с реальными предметами, описывать предметы

Отгадывание загадок об огороде, саде. Беседа «Что такое огород и сад?».

«Путешествие в Огородную сказочную страну». Чтение стихотворения Л. Некрасова «Огородники». Рассказывание воспитателем о создании огорода и огородного чучела. Коллективная работа  по изготовлению чучела.

6

Тайны грибного царства

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (белый гриб, подберезовик, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.

Загадки Лесовика о грибах.
Обрывная аппликация "Грибы" Кукольный театр "Лесная история"

7

Воздух

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет).

Надувание мыльных пузырей.
Пузырьки-спасатели.

Надувание шаров.

Поиск воздуха.

Загадочные пузырьки.

Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения).

Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

8

Перелетные птицы.

Сформировать представления детей о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии. Учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь: перелетные, насекомоядные, хищные, водоплавающие.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, птичьих стай, беседа о них. Прослушивание записи «Голоса птиц». Чтение

В. Струкова «Трясогузка белая». Дидактическая игра «Летает, не летает», лепка «Птицы», «Сказочная птица»

Ноябрь

9

Неживая природа. «Облака – белокрылые лошадки»

Формировать начальные представления о движении облаков, наблюдение за облаками в пасмурный (тяжелые, плывут низко над землей) и солнечный дни (плывут высоко, их мало).

Наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций. Беседа «Вот и осень наступила». Чтение А. Майков «Осень». Художественное творчество: совместная работа детей и родителей «Осеннее небо».

10

Игра «Для чего зайцам нужны волки и лисы?»

Объяснить, что в природе все взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных

Рассматривание игрушек: зайца, лисы, волка, медведя. Беседа о животных по вопросам:

-У кого самый пышный хвост?

-У кого самые длинные уши?

-Кто живет в берлоге?

-Что ест заяц?

-Что едят волк и лиса?

-Какие сказки есть про этих животных? П/и«Лиса и зайцы».

11

«Дикие и домашние животные»

Познакомить с особенностями диких и домашних животных; научить различать их и называть взрослых животных и их детенышей; формировать представление о значении животных в природе и для человека.

Беседа о жизнедеятельности диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Спор животных». Беседа о детенышах домашних животных, диких животных. Чтение стихотворения А.Шибаева «Кто кем становится?». Домашнее задание «Домашние животные» - изготовление книжки-малышки или коллажа.

12

Как звери к зиме готовятся.

Продолжить знакомить с особенностями диких животных (волк, медведь, лиса, заяц). Сформировать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.

Беседа о жизнедеятельности животных  в лесу в зимнее время; коллективная аппликация «Звери в лесу» Чтение « Всяк по – своему». Г. Скребицкий.  

Лепка "Как ёж готовится к зиме"

Декабрь

13

Времена года.  «Зима-волшебница»

Отметить характерные признаки зимы в природе; помочь увидеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах. Продолжать приобщать к народной культуре.

Экскурсия по территории детского сада. Беседа о признаках зимы, народных приметах о зиме. Чтение стихотворений Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, А.С. Пушкина о зиме. Дидактическая игра «Когда это бывает».

14

Проказы матушки-зимы. Зимний пейзаж.

Обогащать и расширять знания о зиме, ее первом месяце – декабре, используя разные жанры устного народного творчества. Развивать умения рисовать разные дома и деревья в снегу.

Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей, зимней природы, зимних забав и пр.

Беседа о зимнем времени года. Слушание музыки П.И. Чайковского «Зимнее утро».

Заполнение дневника природы.

15

«Зимующие птицы»

Наблюдать за воронами и сороками, закреплять умение различать их, рассмотреть следы на снегу. Наблюдать за синицами и снегирями, слушать их посвистывание. Закреплять умение узнавать зимующих птиц по окраске, издаваемым звукам. Закреплять умение спокойно вести себя вблизи птиц.

Отгадывание загадки:

Избушка новая, для всех столовая,

Зовет обедать, крошек отведать (кормушка).

Беседа «Птицы зимой», рассматривание иллюстраций. Чтение: «Снегири». Подвижная игра «Птички-невелички». Экологическая игра «Птичья столовая». Развешивание кормушек на участке совместно с родителями.

16

Деревья в зимнем наряде

Закреплять умение распознавать деревья по их строению и цвету коры.

Рассматривание картин, иллюстраций. Чтение: Н. Павлова «Где зимуют почки». Дидактическая игра: «Назови и опиши», «Какого растения не стало», «Положи лист к дереву».

Рисование зимнее дерево.

Январь

17

Кто охраняет окружающую среду

Расширить представления о профессиях. Рассказать, что оранной окружающей среды занимаются экологи, зоологи, лесники. Формировать понятия о том, как дети могут помочь взрослым: беречь растения, охранять насекомых, выбрасывать мусор в специально отведенных местах.

Встреча с экологом. Рассматривание иллюстраций, показ видеоролика о работе лесника, беседа о поведении в окружающем природном мире , дидактическая игра «Можно – нельзя».

18

Наш край родной.

Формировать представление об экологических проблемах родного города. Знакомить с растительным и животным миром ХМАО. Воспитывать любовь к родному краю.

Дидактическая игра «Найди на карте», беседа о разнообразии растительного и животного мира ХМАО, показ видеоролика с растениями и животными родного края.

19

«На оленях мы помчимся»

Закрепить знания детей о животных, населяющих территорию ХМАО.

Дать представление об экологическом единстве в окружающем нас мире. Познакомить с местом человека в окружающем мире, о роли оленей в  жизни народов севера.

Дидактическая игра «Узнай следы на снегу»

Рассматривание иллюстраций о северных животных, и о строении их тела. Развивать наблюдательность.

Рисование «Олени»

20

«Кто живет на подоконнике?» Характерные признаки комнатных растений.

Познакомить с комнатными растениями на примере тех, которые находятся в детском саду; обсудить вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

Вступительная беседа, загадывание загадки о цветах. Чтение сказки Б.Вовк «Чьи цветы лучше?». Беседа о комнатных растениях (бальзамин, фикус), уход за комнатными растениями в уголке природы.

Февраль

21

Вода в жизни человека

Совершенствовать знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед), жидкая, газообразная (пар)

Беседа о воде: свойства, значение воды в жизни человека и ее значении в природе, экспериментирование со льдом и снегом. Рассматривание иллюстраций снежинок, сосулек, дождя. Дидактическая игра. « Какой вода бывает?». Изготовление цветного льда для украшения участка.

22

Рассказ о ежах.

Сформировать понятия: хищное и растительноядное животное; учить выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Чтение стихотворения В. Лунина «Волк ужасно разъярен…», рассказ воспитателя о ежах: где живут, чем питаются, как защищаются от врагов.

Рисование по представлению «Ежик».

Аппликация из мака и листьев «Ёж»

23

Снег бывает разным.

Продолжать измерения глубины снежного покрова, сравнить его на открытых участках и у забора, учить делать выводы. Закреплять знания о свойствах снега: в морозную погоду – легкий, пушистый, рассыпчатый, хрустящий, в ветреную похож на крупу.

Беседа «Снег бывает разным». Чтение: И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная», А. Пушкин «Зимний вечер».

Аппликация «Снежные сугробы».

24

Изменения в природе.

Обобщить знания об изменениях в неживой природе в конце зимы.

Отгадывание загадок о зиме. Беседа об изменениях в природе в конце зимы:

- какое время года наступит после зимы?

- что произойдет со снеговиком весной?

- что происходит со снегом?

- почему появляются сосульки?

Март

25

Рассказ о лесе. Правила поведения в лесу.

Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; воспитывать желание беречь и охранять окружающую среду; формировать нормы поведения в природе

Прослушивание звуков леса. Чтение стихотворений О.Ю. Косарева «Старичок Лесовичок», С. Никулиной «Русский лес». Беседа о значении леса в жизни человека, о правилах поведения в лесу. Игры с Лесовиком: «Я знаю лес» (дети отвечают на вопросы о животных и растениях леса). «Чьи шишки?» (дети рассматривают шишки и семена, определяют, с какого они дерева.)

26

Деревья и кустарники на территории сада.

Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни, закрепить знания о понятиях «дерево», «кустарник», «травы».

Рассматривание деревьев и кустарников на территории детского сада, нахождение признаков сходства и различия. Отгадывание загадок о растениях.

27

В гостях у Веснянки

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Продолжать знакомить с народными приметами. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Проведение праздника «Весну встречаем» совместно с родителями. Проговаривание закличек весны, изготовление из птиц из бумаги. Русская народная игра «Ручеек», хороводы. Развешивание скворечников на участках «Домик для скворушки» Аппликация «Скворечник»

28

Времена года. Весна.

Формировать представления о весне как периоде пробуждения природы: показать зависимость роста растения от изменений в живой природе, связанных с приходом весны (увеличение количества света и тепла, таяние снега, питание водой земли, корней растений).

Беседа о признаках весны, рассматривание весенних пейзажей. Чтение стихотворения Ю. Мориц «Весна». Ознакомление с признаками весны: солнце светит ярче, греет, небо ясное, снег тает, звенит капель, прилетают птицы. Проговаривание закличек: «Приди к нам, весна, с радостью!».

Рисование  "Волшебница весна"
Театр "Заюшкина избушка"
В. Берестов "Песенка весенних минут"

Апрель

29

«Вот уж снег последний тает»

Подвести к обобщению: снег тает на освещенных солнцем местах. Наблюдать за движением ручейков, предложить найти способ отвести воду с участка.

Наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций. Чтение: Я. Аким «Апрель», В. Берестов «Картинки в лужах», Ф. Тютчев «Весенние воды».

30

«Птицы прилетели»

Уточнить знания о перелетных птицах: «птицы оживленны, ремонтируют и строят гнезда». Закреплять понятие «перелетные птицы».

Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Беседа о перелетных птицах. Загадки о птицах. Рисование «Вестники весны». Рисование на тему «Весна пришла, прилетели птицы»

31

День земли. Человек – часть природы

Обобщить знание об охране природы.

Ознакомление с праздником «День земли», определение его значения. Игра «Если я приду в лесок». Проговаривание с детьми правил проведения в лесу.

32

«Огород на окне»

Познакомить с  растениями, которые можно вырастить на окне; посадка семян, наблюдение за ростом растений, уход за ними. Подвести детей к выводу о необходимости воздуха, воды, света и тепла для роста растений.

Посадка лука

Загадки о растениях.

Май

33

«Красная книга Югры»

Познакомить с растениями и животными, занесенными в «Красную книгу Югры».

Формировать бережное отношение к растениям и животным, их охране.

Рассматривание Красной книги ХМАО-ЮГРЫ.

Экологическая сказка. 

34

«Люблю березу русскую…»

Уточнять и углублять знания о взаимосвязях человека и природы. Формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе. Любовь к Родине.

Рассматривание березок. Составление целостного рассказа «Во поле березка стояла…»

35

Экологическая тропа

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

Целевая прогулка по экологической тропинке
Чтение Р. Рождественского «Береги природу»
Игра «Что ты сделал доброе для природы?».
Игра «Что будет, если..»
Дидактическая игра «Кто больше»
Подвижная игра «Раз, два, три- к дереву беги»
Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы»
Игра «Опиши, а мы отгадаем»

36

«Одуванчики»                       

Познакомить с первым весенним цветком -  одуванчиком. Закрепить представления о строении цветка. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе

Наблюдение за цветами. Рассматривание листьев под микроскопом.

Обрывная аппликация «Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Формы подведения итогов по проделанной работе:

1. Экологическая информация для родителей на темы:

* данные об экологической ситуации в городе, округе;

* правила поведения в экстремальных условиях;

* выращивание экологически безопасного урожая;

* комнатные, лекарственные, пищевые растения;

* домашние любимцы, их содержание в доме и значение для ребёнка.

2. Организация выставки детских работ по наблюдениям, увиденным в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности.

3. Экологическая сказка, посвящённая Дню Защиты водных ресурсов, рек, водоёмов «Сказ про то, как Вовка живую воду искал».

4. Акция «Домик для скворушки» развешивание скворечников совместно с родителями на участке.

                                    Мониторинг

Мониторинг проводится два раза в год в сентябре и как итоговый в мае – в конце учебного года.

Цель:

- обеспечить комплексный подход к оценке начальных и итоговых результатов освоения программы для изучения оценки динамики  достижений детей по данному проекту программы.

Задание №1.

Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей животного мира, распределить их по видам.

Инструкция к проведению.

Расселить животных на карте с учетом их проживания (картинки насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных).

Выбрать 2 животных, 2 насекомых и 2 птиц и ответить на вопросы:

  • Как называется животное, птица, насекомое?
  • Что ты можешь рассказать о нем?
  • Что происходит с птицами, насекомыми и некоторыми животными осенью, зимой, весной?                    
  • Как человек может помочь птицам зимой?
  • Что произойдет, если исчезнут птицы (насекомые, звери)?
  • Как надо относиться ко всем животным?

Задание №2.

Игра «Когда это бывает?»

Дополни предложение:

  • Светит яркое солнце, дети купаются в реке…;
  • Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках…;
  • С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края…;
  • На деревьях распускаются листочки… (вопросы могут сопровождаться иллюстрированным материалом).

Назови времена года в чередующейся последовательности?

Задание №3.

Ботаническое лото.

Рассмотри, покажи и назови:

  • Деревья (6);
  • Кустарники (4);
  • Цветы луга, леса, комнатные растения (по 6 – 7).

Беседа.

Какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений?

Как правильно ухаживать за растением?

Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые, человек?

Дидактическая игра.

Разложи правильно карточки (от семечки до взрослого растения).

Назови и покажи части растения (корень, стебель или ствол, листья, цветы, семена, плоды).

Задание №4.

Беседа.

Чем дышит человек?

Где можно обнаружить воздух?

Что загрязняет воздух?

Как человек использует воздух, ветер?

Зачем и кому нужна вода?

Где встречается вода? (ручей, озеро, река, море, океан)

Назови свойства воды? (прозрачная, без вкуса, жидкая, нет запаха)

В каких состояниях бывает вода? (сосулька, снег, лед, дождь, роса, иней, туман, пар)

Надо ли беречь воду? Почему?

Задание №5.

Дидактическая игра.

Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное взаимоотношение человека с природой (экологические знаки) и объяснить свой выбор.

Каждое задание оценивается по бальной системе:

Высокий уровень – 3 балла;

Средний – 2 балла;

Ниже среднего – 1 балл;

Низкий – 0 баллов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

Средний уровень (2 балла).

Ребенок в основном знает представителей животного мира  и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.

Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Уровень ниже среднего (1 балл).

Ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес, эмоционально не выражает свое отношение к ним. Не знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить свое отношение к представителям животного мира.

Ошибается в классификации растений по видам, не может называть их характерные признаки. Затрудняется в названии комнатных растений (называет с помощью воспитателя). Недостаточно сформированы практические умения и навыки ухода за ними.

Затрудняется в названии отличительных характеристик объектов неживой природы. Неправильно называет последовательность времен года.

Низкий уровень (0 баллов).

Ребенок не знает представителей животного мира. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания

Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними.

Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя.

        По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы, и определяется уровень:

Высокий – 13 – 15 баллов;

Выше среднего – 10 – 12 баллов;

Средний уровень – 8 – 9 баллов;

Ниже среднего – 6 – 7 баллов;

Низкий – 4 – 5 баллов. 

Литература

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп детского сада: кн. для воспитателей дет.сада / С.Н. Николаева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию / О.А. Воронкевич. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

Пашкевич Т.Д. Организация эффективного взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с детьми. Барнаул, 2013.

Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / О.А. Соломенникова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Шишкина В.А. Прогулки в природу./ В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....