Главные вкладки

    Проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:
    Экологический проект по теме: «Живой мир нашей планеты» АВТОРЫ ПРОЕКТА: Левкович Светлана Ивановна, Морозова Любовь Павловна

    Формирование системы осознанно- правильных экологических представлений о природе у  детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pasport_proekta_po_ekologii.doc94.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное

    образовательное учреждение комбинированного вида

    - детский сад № 95

    город Мурманск

    Экологический проект

    по теме: «Живой мир нашей планеты»

    Экологическое воспитание детей 6-7 лет.

    УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: педагоги, дети  и родители подготовительной логопедической группы МДОУ №95

    АВТОРЫ ПРОЕКТА:    воспитатели:

    Левкович Светлана Ивановна

                                                           Морозова Любовь Павловна

    Мурманск 2014

    ВИД ПРОЕКТА: творческий, долгосрочный

    ТЕМА: «Живой мир нашей планеты»

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

    Выбор темы проекта был обусловлен тем, что у детей нашей группы был снижен познавательный интерес к окружающему миру, не проявлялось  гуманное отношение к природе, не было навыков наблюдений за объектами и явлениями природы. Целью работы стало создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей и работу с родителями, которая была бы интересна и увлекательна для детей и взрослых,  развивала самостоятельность ребёнка в познании природы и взаимодействии с живыми существами. Использование данной системы  помогло нам создать экологически развивающую среду в группе и на участке, обеспечить экологизацию различных видов детской  деятельности, способствовать формированию экологической культуры у детей и  родителей воспитанников. Приоритетными видами деятельности в решении задач экологического воспитания стали познавательная и игровая.

    ПРОБЛЕМА:

    Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий приводят к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

    Формирование системы осознанно- правильных экологических представлений о природе у  детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ.

    ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ:

    • Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективного плана работы с детьми и родителями.
    • Формировать у детей основные природоведческие  представления и понятия о живой и неживой природе;
    • Развивать понимание взаимосвязей в природе и месте человека в них;
    • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле, а также развивать эстетическое восприятие природы;
    • Формировать навыки  экологически грамотного , нравственного поведения в природе;
    • Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

    НАПРАВЛЕНИЕ  РАБОТЫ В РАМКАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ:

    • Создание развивающей среды.
    • Работа с детьми.
    • Работа с родителями

         ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

    ДЕТИ:

    •  У детей будут сформированы элементарные экологические знания культура поведения в природе.
    • Сформируются знания о взаимосвязи в природе.
    • Разовьется  интерес  к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растительной фауне, птицам, насекомым и животным.
    • Научатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

    РОДИТЕЛИ: 

    • Обогащение  уровня экологических знаний    родителей.
    • Повысится экологическая культура родителей, появится  понимание необходимости экологического воспитания детей.
    • Создание единого воспитательно-образовательного пространства детский сад и семья по экологическому воспитанию дошкольников.
    • Появится возможность участия в совместных экологических проектах и мероприятиях.

    ФОРМЫ РАБОТЫ C ДЕТЬМИ:

    1.  Познавательное развитие:

      - Целевые прогулки по близлежащим к детскому саду улицам

      - Экскурсии в краеведческий музей, в   детскую библиотеку.

      - Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий родного города, а также близстоящих построек и детского сада.

      - Чтение художественной литературы.

     

    2. Изобразительная деятельность (тематика):

            - «Жители Океанариума».

            - «На лесных тропинках».

            - «На льдине».

            - «Зимний лес».

    . 3. Конструктивная деятельность:

          - «Зоопарк».

          - «Больница для зверят ».

          - «Звериный детский сад».

    4. Работа с пластичным материалом:

         - «Животные и птицы заполярья».

         - «Зимний заяц».

         - «Олень золотые рожки».

         - «Бурый мишка».

    ФОРМЫ РАБОТЫ C РОДИТЕЛЯМИ:

    •  Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
    •  Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
    •  Календарь интересных дат: совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
    • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
    •  Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
    • Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
    • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ:

    • Подбор  литературы о природе родного края, городе.
    • Подбор произведений русского народного творчества.
    • Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки видеофильмы).
    • Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
    • Подборка фонотеки « Звуки природы».

    Дидактические материалы, используемые

    в ходе реализации проекта:

    •  Выставки книг, рисунков, поделок.
    •  Заключительные мероприятия  проекта.
    •  Интегрированное занятие «Животный мир Севера» (дети + родители).
    • Презентация видеофильма « Экологические тропинки».

    ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

    I этап – подготовительный

    • Разработка проекта: «Живой мир нашей планеты»
    • Составление примерных серий конспектов занятий по данной теме.
    • Подбор и изготовление  дидактических игр и пособий «Геометрический зоопарк»,           «Найди свою маму», «В лесу», подвижные игры экологической направленности «Хоровод круглый год», «Где  живут  зверята», «Земля, вода, воздух».
    • Создание предметно – развивающей среды: оформление «Мини – выставки», обновление содержания уголка природы, подбор схем и моделей для наблюдений, составление картотеки экологических игр и экспериментов,  подборка познавательной литературы. 
    • Организация сотрудничества с краеведческим музеем и областной детской библиотекой.
    • Совместная с родителями разработка тематических экскурсий по городу.
    • Оформление цикла консультаций  для родителей по теме проекта.
    • Проведение мониторинга с целью выявления знаний детей о своем городе и анкетирования родителей.

    Анкетирование родителей


    Цель: изучение данной темы 

    • Что вы  читали (рассказывали) о живой и не живой природе?
    • Какие кинофильмы (документальные или художественные) были просмотрены с детьми и обсуждены?
    • Есть ли у вас дома иллюстрированный материал о природе родного края (открытки, альбомы, фото)?
    • Делает ли ваш ребенок дома зарисовки дома, природы, животных?
    • Совершали ли вы с ребенком прогулки с целью ознакомления с природой города?

    II этап - основной – совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

    • Установление между педагогами и родителями делового сотрудничества путем проведения экспресс – опросов и индивидуальных бесед.
    • Проведение мониторинга с целью выявления знаний детей по теме.
    • Проведение родительского собрания в форме  круглого стола с целью вызвать у родителей  интерес к проекту.
    • Привлечение родителей к сбору познавательного материала.
    • Организация экскурсий,  посещение Океанариума, туристических походов с родителями «Знакомство с природой  Заполярья».
    • Посещение музеев, выставок, библиотек.

    III этап – итоговый.

    • Проведение экологических занятий - викторины «Что растёт вокруг нас», «Минералы Кольского полуострова»; экологические беседы «Путешествие во времена года», «Секреты Лесовичка », «На опушке леса»;
    • Проведение  итогового мониторинга.

    РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ:

    •   У детей появилось желание узнавать больше об окружающем нас мире. Делиться полученными знаниями друг с другом.
    • Сформировано начало экологической культуры детей. Знают  и называют представителей животного мира, характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
    • Дети имеют элементарные знания поведения в природе, и умеют применять их на практике. Ответственно  относятся к выполнению обязанности дежурного в уголке природы.
    • В дидактических играх   обговаривают со сверстниками  правила игры, проявляю т себя терпимыми и доброжелательными партнерами.
    • Владеют компонентами устной речи:  достаточным словарным запасом, умеет подбирать к существительному несколько прилагательных и глаголов, согласовывать их в роде, числе и падеже.

            Результатом проведённой работы стало развитие у детей элементов экологического сознания, становление экологически-ориентированной деятельности, воспитание  гуманного отношения к природе, развитие экологической культуры, формирование таких интегративных качеств, как «любознательный, активный», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи», «имеющий первичные представления о природе, мире», «эмоционально отзывчивый». Наши воспитанники радуются встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзываются на проявление их жизни и поведения, могут самостоятельно наблюдать за живыми существами, владеют первоначальными обобщающими представлениями о живом мире.

             Использование данного проекта привело к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность, социальная и творческая активность дошкольников перешли на качественно новый уровень.   Проводимая работа способствовала положительным изменениям в отношении родителей к проблеме экологического  воспитания, сформировалось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Все это побуждает семью самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома.

    ИТОГ:

    • Проведение экологических акций с участием  родителей воспитанников «Помоги природе», «Подарок птицам».
    • Изготовление знаков «Запрещающие и разрешающие экологические знаки».
    • Постановка и показ экологических  сказок  «Спор овощей» и «Приключения в лесу», сезонной фотовыставке «Кольский край», «Новинки лета»; конкурсе на лучший семейный и детский рассказ «Мир вокруг нас», «Друзья природы».  
    • Оформление презентации: «Живой мир нашей планеты»
    • Оформление фотоальбома  «Животные и птицы Заполярья».
    • Выставка рисунков и поделок  «Звери и их детки».
    • Авторские рассказы детей и родителей по теме.

    Далее – презентация проекта «Живой мир нашей планеты»

    Используемая литература

    1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.:Просвещение, 1991.
    2. Воронкевич  О. А. Добро пожаловать в экологию. - СПб: Детство-пресс, 2004.
    3. Горбатенко  Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2006.
    4. о О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. – Волгоград: « Учитель»,2007.
    5. Гризик Т. И., Тимащук Л. Е. Развитие речи детей 5-6 лет. - М.:Просвещение, 2007.
    6. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ,2001.
    7. Иванова А. И. Живая экология – М.: Творческий центр, 2006.
    8. Нищева Н. И. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. - СПб: Детство-пресс, 2010.
    9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программ дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА  - СИНТЕЗ, 2012.
    10. Развитие элементарных естественно – научных представлений и экологической культуры детей. - М.: Творческий центр, 2009.

    11. Шорыгина Т. А.  Какие звери в лесу?- М. , 2009


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация экологического проекта по теме: "Зелёный лук-наш верный друг!" во 2 младшей группе.

    Предлагаю вашему вниманию презентацию экологического проекта по теме :"Зелёный лук-наш верный друг" во 2 младшей группе...

    Творческо-познавательный проект по теме " Сказочный мир К.И.Чуковского "

    Знакомство детей с произведениями К. И. Чуковского...

    Методическая разработка серии конспектов и картотека к ним по теме «В мире электричества», часть инновационного проекта МАДОУ ЦРР №8 «Экспериментирование как основной метод поисковой деятельности детей»

    Методическая разработка по экспериментированию. Может быть полезна для проведения опытов. как отдельная деятельность в группе, и как часть занятия по социальному или природному миру....

    Конспект итогового интегрированного тематического мероприятия по теме «Удивительные места нашей планеты» для старшей группы. «Гостеприимный северный полюс»

    Закрепление материала о животных Севера, применение полученных знаний в предметно-практической и игровой деятельности....

    открытое занятие в старшей группе по теме: "Цветы для нашей планеты"

    Занятие по лепке в старшей группе с ипользованием природного материала: семян, зёрен и макарон. Такое занятие хорошо развивает детскую фантазию, мелкую моторику рук и бережное отношение к природе. Дет...

    ПРОЕКТ по теме: «Путешествие к неизвестной планете»

    Проект создан в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта ДО с  использованием образовательных технологий деятельностного типа....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Животный мир нашей планеты» (с использованием игровых технологий)

    Данный конспект поможет вызвать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, так же поспособствует развитию музыкально ритмических навыков и формированию творческой фантазии...