Конспект НОД по экологическому воспитанию "Мир насекомых".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Макаева Ольга Николаевна

Развитие экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_mir_nasekomykh.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

       ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Расширять и закреплять знания детей о насекомых .

2.Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

3. Продолжать учить составлять небольшой описательный рассказ; отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.Развивать зрительную и слуховую память; связную речь детей.

2.Активизировать,обогащать словарный запас детей по теме.

3.Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать выводы; исключать четвёртый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

4.Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

5.Развивать общую моторику, координацию.

       ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

Рассматривание иллюстраций и плаката  с насекомыми. Создание мини-коллекции « Мир насекомых». Наблюдения за насекомыми в природе (рассматривание, фотосъёмка, зарисовки). Использование в наблюдениях сачков, лупы, специальных контейнеров для временного хранения насекомых. Чтение книг о насекомых, работа с  энциклопедией. Развивающие и  дидактические игры «Что изменилось?», «Узнай по силуэту», «Сложи узор», «Танграм», «Что сначала, что потом». Ведение дневников наблюдений за насекомыми.

        МАТЕРИАЛ  К  ЗАНЯТИЮ:

Схема к заданию «Зашифрованное слово». Карточки с ребусами и к игре «Четвёртый лишний». Материал к эксперименту: поднос, манная крупа, по две рукавички на каждого ребёнка (махровая и  гладкая). Схема описательного рассказа. Дидактическая игра « Что сначала, что потом». Коллажи для разучивания стихотворений « ЖУК» и « ОДУВАНЧИК».

        ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  И РАЗВИВАЮЩИЕ  ПРИЁМЫ:

-Словотворчество;

-Здоровьесбережение;

-Безопасность;

-Экспериментирование.

        ХОД  ЗАНЯТИЯ:

    Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна). А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).  И вот сейчас, в конце мая, многое изменилось в живой природе. О каких живых существах мы  поговорим  сегодня вы узнаете, если решите первое задание.

1.Разгадывание «Зашифрованного слова»:2-А, 5-К, 8-Ы, 3-С, 9-Е, 6-О, 1-Н, 7-М, 4-Е.  

На брюшке у насекомых есть поперечные полоски ,как бы насечки. Вот откуда название НАСЕКОМЫЕ - от слова «НАСЕКАТЬ». (Показ  экспонатов  из мини- коллекции:  Азиатский  усач, Изумрудный  жук,  Цикада).  Мир насекомых очень разнообразен.

2.Задание «Смотри - не зевай и загадку отгадай».

- Не птичка, а с крыльями. Над цветками летает, нектар собирает.  (Бабочка)

-Может в яблоко залезть, а потом его же съесть. Всё что вкусно выедает и обратно выползает.(Гусеница)

-Не жжужу, когда сижу. Не жжужу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь нажжужусь.(Жук)

-На  узкой  дорожке-голова да рожки. Очень медленно ползёт, на себе свой дом везёт.(Улитка)

-Всех жучков она милей, спинка алая на ней. А на ней кружочки, чёрненькие точки.(Божья коровка)

-Это что за вертолёт отправляется в полёт. Над озёрами, лугами, над цветущими полями?(Стрекоза)

-В лесу у пня – суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. Себе город строит.?(Муравьи)

-Не зверь, не птица-нос, как спица . Летит- пищит, сядет- молчит. Кто его убьёт , тот кровь свою прольёт.(Комар)

-Модница крылатая, платье полосатое. Ростом - просто кроха, укусит- будет плохо.(Пчела)

-Имя взял у кузнеца, а свой цвет о огурца.(Кузнечик)

-Тёплым днём, весною в мае каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жжужу, я-майский…(Жук)

     Молодцы! Отгадали все загадки. Следующее задание на карточках - определить, какое насекомое лишнее и обосновать свой ответ.

3.Игровое задание «Четвёртый лишний» - по цвету, размеру, форме, способу и скорости передвижения, среде обитания  и т.д.

     Ребята, а кто из вас знает, что такое ребус? (ответы детей) Верно, ребус - это вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами.

4.Работа с карточками «Ребусы»: к-оса, черё-муха, муравей-ник, стре-коза, жук, ба-бочка.

     Узоры на крыльях бабочки имеют зеркальное отражение - правое крыло такое же, как левое. Лапки  и тело бабочки покрыто волосками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые пушистые волоски больше прилипнет пыльцы. Как вы думаете, если бы ноги и тело были гладкими, смогли бы бабочки переносить пыльцу? (ответы детей) Сейчас мы с вами это проверим и убедимся сами.

5.Экспериментальная деятельность. У каждого ребёнка поднос с манной крупой (как пыльца), и две рукавички: махровая пушистая и гладкая ровная. Надеть рукавички на руки, опустить их на поднос  с крупой и определить, на какой рукавичке будет больше «пыльцы». Сделать вывод.

6. Физминутки.

А)Шла сороконожка по сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: кап- кап- кап.

-Ой, промокнут сорок лап.

Насморк мне не нужен,

Обойду я лужи.

Грязи в дом не принесу,

Каждой лапкой потрясу.

И потопаю потом.

-Ой, какой от лапок гром.

В)Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше высоко.

Прыгай на носках легко.

7.Работа со схемой описательного рассказа «Расскажи о насекомом».  Усложнение - описать  насекомое, не называя его; остальные ребята угадывают. Рассказы 3-4 ребят.

Схема-план рассказа: название насекомого; размер; цвет; части тела; место обитания; способ передвижения; чем питается; какую пользу(вред) приносит.

8. Разучивание стихотворения «Жук» и повтор стихотворения «Одуванчик», используя коллажи с закодированными словами - картинками.

А)Под листочком жук проснулся.

Потянулся и встряхнулся.

Брюшко, носик, глаз, усы

Вымыл капелькой росы.

В) Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.

Лёгкое, воздушное,

 Ветерку послушное.

9.Работа в подгруппах. Дидактическая игра « Что сначала, что потом». Предложить ребятам выложить из карточек этапы развития насекомых: кузнечик, пчела , стрекоза, бабочка. По окончании выслушать рассказы детей.

10.Рисунок -  симметрия насекомого: божья коровка или бабочка - на выбор ребёнка. Предложить самостоятельно подобрать художественные средства выразительности: восковые мелки, цветные карандаши, акварель, фломастеры.        Подведение итогов занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей 2 младшей группы "Мир насекомых"

Занятие по экологическому воспитанию во второй младшей группе на тему: « Мир насекомых » Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках....

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе , тема " Насекомые"

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе , тема "Насекомые"...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Путешествие в мир насекомых»

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Путешествие в  мир насекомых»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе, тема: «Насекомые»

Цель:Формировать умение ориентироваться в природном окружении.Задачи:Дидактическая:Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания;Обогащать словарный запас д...

Конспект НОД по экологическому воспитанию. Тема: «Насекомые»

Конспект НОД по экологическому воспитанию.Тема: «Насекомые» Цели:1.Систематизировать представления детей о многообразии насекомых.2.Учить составлять группы по разным основаниям: особе...

Конспект НОД по экологическому воспитанию "Насекомые"

Автором разработан конспект по непосредственно образовательной деятельности....