Конспект НОД по экологическому воспитанию "Мир насекомых".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1.Расширять и закреплять знания детей о насекомых .
2.Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
3. Продолжать учить составлять небольшой описательный рассказ; отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.Развивать зрительную и слуховую память; связную речь детей.
2.Активизировать,обогащать словарный запас детей по теме.
3.Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать выводы; исключать четвёртый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
4.Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
5.Развивать общую моторику, координацию.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассматривание иллюстраций и плаката с насекомыми. Создание мини-коллекции « Мир насекомых». Наблюдения за насекомыми в природе (рассматривание, фотосъёмка, зарисовки). Использование в наблюдениях сачков, лупы, специальных контейнеров для временного хранения насекомых. Чтение книг о насекомых, работа с энциклопедией. Развивающие и дидактические игры «Что изменилось?», «Узнай по силуэту», «Сложи узор», «Танграм», «Что сначала, что потом». Ведение дневников наблюдений за насекомыми.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Схема к заданию «Зашифрованное слово». Карточки с ребусами и к игре «Четвёртый лишний». Материал к эксперименту: поднос, манная крупа, по две рукавички на каждого ребёнка (махровая и гладкая). Схема описательного рассказа. Дидактическая игра « Что сначала, что потом». Коллажи для разучивания стихотворений « ЖУК» и « ОДУВАНЧИК».
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И РАЗВИВАЮЩИЕ ПРИЁМЫ:
-Словотворчество;
-Здоровьесбережение;
-Безопасность;
-Экспериментирование.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна). А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май). И вот сейчас, в конце мая, многое изменилось в живой природе. О каких живых существах мы поговорим сегодня вы узнаете, если решите первое задание.
1.Разгадывание «Зашифрованного слова»:2-А, 5-К, 8-Ы, 3-С, 9-Е, 6-О, 1-Н, 7-М, 4-Е.
На брюшке у насекомых есть поперечные полоски ,как бы насечки. Вот откуда название НАСЕКОМЫЕ - от слова «НАСЕКАТЬ». (Показ экспонатов из мини- коллекции: Азиатский усач, Изумрудный жук, Цикада). Мир насекомых очень разнообразен.
2.Задание «Смотри - не зевай и загадку отгадай».
- Не птичка, а с крыльями. Над цветками летает, нектар собирает. (Бабочка)
-Может в яблоко залезть, а потом его же съесть. Всё что вкусно выедает и обратно выползает.(Гусеница)
-Не жжужу, когда сижу. Не жжужу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь нажжужусь.(Жук)
-На узкой дорожке-голова да рожки. Очень медленно ползёт, на себе свой дом везёт.(Улитка)
-Всех жучков она милей, спинка алая на ней. А на ней кружочки, чёрненькие точки.(Божья коровка)
-Это что за вертолёт отправляется в полёт. Над озёрами, лугами, над цветущими полями?(Стрекоза)
-В лесу у пня – суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. Себе город строит.?(Муравьи)
-Не зверь, не птица-нос, как спица . Летит- пищит, сядет- молчит. Кто его убьёт , тот кровь свою прольёт.(Комар)
-Модница крылатая, платье полосатое. Ростом - просто кроха, укусит- будет плохо.(Пчела)
-Имя взял у кузнеца, а свой цвет о огурца.(Кузнечик)
-Тёплым днём, весною в мае каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жжужу, я-майский…(Жук)
Молодцы! Отгадали все загадки. Следующее задание на карточках - определить, какое насекомое лишнее и обосновать свой ответ.
3.Игровое задание «Четвёртый лишний» - по цвету, размеру, форме, способу и скорости передвижения, среде обитания и т.д.
Ребята, а кто из вас знает, что такое ребус? (ответы детей) Верно, ребус - это вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами.
4.Работа с карточками «Ребусы»: к-оса, черё-муха, муравей-ник, стре-коза, жук, ба-бочка.
Узоры на крыльях бабочки имеют зеркальное отражение - правое крыло такое же, как левое. Лапки и тело бабочки покрыто волосками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые пушистые волоски больше прилипнет пыльцы. Как вы думаете, если бы ноги и тело были гладкими, смогли бы бабочки переносить пыльцу? (ответы детей) Сейчас мы с вами это проверим и убедимся сами.
5.Экспериментальная деятельность. У каждого ребёнка поднос с манной крупой (как пыльца), и две рукавички: махровая пушистая и гладкая ровная. Надеть рукавички на руки, опустить их на поднос с крупой и определить, на какой рукавичке будет больше «пыльцы». Сделать вывод.
6. Физминутки.
А)Шла сороконожка по сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: кап- кап- кап.
-Ой, промокнут сорок лап.
Насморк мне не нужен,
Обойду я лужи.
Грязи в дом не принесу,
Каждой лапкой потрясу.
И потопаю потом.
-Ой, какой от лапок гром.
В)Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше высоко.
Прыгай на носках легко.
7.Работа со схемой описательного рассказа «Расскажи о насекомом». Усложнение - описать насекомое, не называя его; остальные ребята угадывают. Рассказы 3-4 ребят.
Схема-план рассказа: название насекомого; размер; цвет; части тела; место обитания; способ передвижения; чем питается; какую пользу(вред) приносит.
8. Разучивание стихотворения «Жук» и повтор стихотворения «Одуванчик», используя коллажи с закодированными словами - картинками.
А)Под листочком жук проснулся.
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, носик, глаз, усы
Вымыл капелькой росы.
В) Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
9.Работа в подгруппах. Дидактическая игра « Что сначала, что потом». Предложить ребятам выложить из карточек этапы развития насекомых: кузнечик, пчела , стрекоза, бабочка. По окончании выслушать рассказы детей.
10.Рисунок - симметрия насекомого: божья коровка или бабочка - на выбор ребёнка. Предложить самостоятельно подобрать художественные средства выразительности: восковые мелки, цветные карандаши, акварель, фломастеры. Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей 2 младшей группы "Мир насекомых"
Занятие по экологическому воспитанию во второй младшей группе на тему: « Мир насекомых » Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках....
Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе, тема: «Насекомые»
Познаем мир....
Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе , тема " Насекомые"
Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе , тема "Насекомые"...
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Путешествие в мир насекомых»
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Путешествие в мир насекомых»...
Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе, тема: «Насекомые»
Цель:Формировать умение ориентироваться в природном окружении.Задачи:Дидактическая:Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания;Обогащать словарный запас д...
Конспект НОД по экологическому воспитанию. Тема: «Насекомые»
Конспект НОД по экологическому воспитанию.Тема: «Насекомые» Цели:1.Систематизировать представления детей о многообразии насекомых.2.Учить составлять группы по разным основаниям: особе...
Конспект НОД по экологическому воспитанию "Насекомые"
Автором разработан конспект по непосредственно образовательной деятельности....