Конспект НОД в старшей группе «Мой дом – Россия. Государственные символы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кузнецова Елена Викторовна
Конспект НОД
в старшей группе
 
 
 «Мой дом – Россия. 
Государственные символы"
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в старшей группе

 «Мой дом – Россия.

Государственные символы»

                                                       

                                         

                                                   

                       

                                                     Конспект подготовила:

                                                                Кузнецова Елена Викторовна

«Мой дом – Россия.

Государственные символы»

Цели:

  1. Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее назначении, символическом значении цвета и образов в ней.
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память, речевую активность детей.
  3. Воспитывать  любовь и уважение к своей Родине, селу, детскому саду.

Материал к занятию.

  1. Дидактическая игра «Узнай по контуру».
  2. Дидактическая игра «Собери флаг России».
  3. Аудиозапись гимна РФ
  4. Аудиозапись гимна с. Вад.
  5. Материал для эмблемы.
  6. Изображения государственных символов России.
  7. Изображения флагов разных стран.
  8. Изображения гербов разных стран.
  9. Сердечко для игры.
  10. Видеоролик «Достопримечательности с. Вад».

Оборудование.

  1. Мультимедийная установка.
  2. 2 мольберта.

Предварительная работа.

  1. Чтение и заучивание стихов и пословиц о Родине.
  2. Рассматривание флага и герба РФ и с. Вад.
  3. Прослушивание гимна с. Вад, песен о России.
  4. Беседы и занятия о Государственной символике РФ.
  5. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Белый – синий – красный», «Найди среди других», «Собери картинку», «Все ли верно», «Салют зажгись», «Передай сердечко и скажи словечко», «Цветик – семицветик».
  6. Краеведческая работа.

Организационный момент.

Воспитатель:

Все в сборе!  

Взрослые и дети!

Мы можем начинать!

Но для начала,

Надо «Здравствуйте» сказать!   Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Ход занятия.

В это время в группу залетает шарик, к которому привязан конверт.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, это что за чудеса?

Шарик рвется  в небеса!

Да тут письмо, нам адресовано оно! (читает). -  «Детям детского сада «Солнышко», группе «Цветик-семицветик»,  от Веселого Карандашика».

Воспитатель: Ребята, нам письмо? Нам.

Воспитатель: Ну, что ж, тогда открываем и читаем? Да. 

Воспитатель читает: - Здравствуйте, дорогие ребята! Я веселый карандашик, люблю писать сказки, а особенно стихи. Одно из своих любимых стихотворений я дарю вам. Надеюсь, оно вам понравится. До свидания, ваш Веселый Карандашик.

Воспитатель: Ребята, Веселый Карандашик прислал нам  стихотворение, хотите его послушать? Да.

Воспитатель: Садитесь на стульчики, пожалуйста, я вам  его прочитаю.

«Родина моя бескрайняя Россия и Сибирь, и Волга, и Урал - 
Все места для русского родные, где бы ты в России не бывал. 
Родина моя – Вадская земля, родные улицы, деревья и поля. 
Все места для нас особенно святые, где бы ты ни шёл, кого бы, не встречал. 
Каждая берёзка, кустик каждый, задремавшие в снегу поля, 
Всё напоминает нам о самом главном – это Родина любимая моя! 

Воспитатель: Ребята, красивое стихотворение прислал нам Карандашик, правда? Да.

Воспитатель:  О чем в нем говорится? О Родине.

Воспитатель: - Давайте сегодня с вами побеседуем  о Родине. У каждого человека есть две Родины -  малая Родина – это маленькое село или огромный город, где он родился, где находится его улица, дом. И большая Родина-это страна, в которой он родился и живет.

Воспитатель: – Скажите, в какой стране мы с вами живем? Мы живем в России.

Воспитатель: – Правильно, ребятки мы с вами живем в России. Как называют людей,  

живущих, в нашей стране?  Их называют россияне.

Воспитатель: – Наша Россия большая и красивая страна. Каждый россиянин  любит свою Родину.   За  что вы любите нашу Родину? За то, что тут мы родились. За то, что она красивая и т.д.

Воспитатель: – Да, наша Россия - наша Родина великая, могучая держава. А какие пословицы вы знаете о Родине?

Чтение пословиц 

«Родина - мать, умей за неё постоять».

«Родная сторона - золотая колыбель».

 «От Родины теплом веет».

«Кто за Родину горой, тот и герой».

 «Родная сторона - мать, чужая – мачеха».

«И собака свою сторону знает». 

«С родной сторонки и собачка мила».

«Везде хорошо, а дома лучше».

«Всякому мила своя сторона».

Воспитатель: – Ребята, вы сказали о Родине такие прекрасные слова.  Я предлагаю вам поиграть в игру «Передай сердечко и скажи словечко». Встаньте, пожалуйста, в круг (дети встают в круг)
Воспитатель: Сейчас мы будем передавать по кругу сердечко, и говорить какая наша Родина? Каждый должен назвать одно слово. Наша Родина, какая?


Игра «Передай сердечко и сложи словечко»

(Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина: милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая).

Воспитатель: Как много  красивых слов вы сказали о нашей Родине! Молодцы, садитесь, пожалуйста.
Воспитатель:  Ребята, мы с вами граждане России, россияне любим и гордимся своей страной. Россия-это государство. Каждая страна, каждое государство имеет свои  отличительные символы. Что это за символы?  Это флаг, герб и  гимн.

Воспитатель: – Совершенно верно. Давайте сейчас свами поговорим о российском флаге. Государственный флаг России  – один из важнейших атрибутов государства. Символ доблести и чести российского народа.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, что изображено  здесь? Здесь изображены флаги.

Воспитатель: – Какой из них флаг российский? Флага России здесь нет.

Игра «Собери Российский флаг»

Воспитатель: – Правильно. Я вам предлагаю его сейчас собрать. Давайте вспомним, какие цвета  присутствуют на флаге России? Белый, синий, красный.

Воспитатель: –  Люди придают большое значение цветам флага. Как вы  думаете, что обозначает белый цвет флага? Мир, благородство.

Воспитатель: –  Если белый цвет означает мир, как вы думаете, какие люди живут в России? Миролюбивые, благородные (воспитатель с детьми наклеивают белую полосу флага).

Воспитатель: – А синий цвет флага? Верность и правду. По  синему цвету  определите, какие люди живут в нашей стране? Верные и  правдивые (воспитатель с детьми  наклеивают синюю полосу флага)

Воспитатель: – Что обозначает красный  цвет флага? Силу, отвагу, мужество.

Воспитатель: –   Какие люди живут в России? Сильные, мужественные, отважные (воспитатель с детьми приклеивают красную полосу флага).

Воспитатель: - Вот какой  красивый  флаг у нашей страны.  Молодцы, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Воспитатель: - Ребята, у России есть еще один важный государственный символ, напомните мне, пожалуйста, какой? Герб.

Воспитатель: - Правильно, ребята, герб. Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства. А знаете ли вы, что изображено на гербе нашей страны? На гербе России изображён двуглавый орёл. Крылья орла похожи на солнечные лучи.  На груди орла изображён всадник с серебряным копьём. Это – Святой Георгий Победоносец. Всадник скачет на серебряном коне. За его плечами развевается синий плащ. Он победил дракона.
Воспитатель: 
Молодцы! А сейчас посмотрите на экран, на нем изображены гербы разных стран. Найдите среди них герб России.


Игра «Найди среди гербов разных стран герб России»
(Детям предлагаются изображения гербов Австрии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, России. Они должны выбрать  герб России. Задача усложнена тем, что на гербах этих стран изображены орлы)

Воспитатель: – Ребята, а почему вы выбрали этот герб?  Потому что на нём изображён двуглавый орел и Святой Георгий Победоносец. 
(Воспитатель с указкой в руках показывает детали герба и комментирует).
Воспитатель: Правильно, двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет. На груди орла  изображен всадник на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Чёрный дракон – символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. 
Воспитатель: Какого цвета конь? Белого
Воспитатель: Какого цвета плащ у всадника? Синего
Воспитатель: Какого цвета щит?  Красного
Воспитатель: Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. Цвета государственного флага России
Воспитатель: Ребята, Я предлагаю вам показать герб России. Разойдитесь по всей группе, встаньте так, чтоб не мешать друг другу.

Динамическая игра «Герб России»


Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил,                            поднять руки в стороны
Держит скипетр, державу,                         поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
Он Россию сохранил                                  нарисовать руками круг

На груди орла – щит красный,                  приложить руки к груди                            
Дорог всем: тебе и мне                               наклон головы вправо-влево
Скачет юноша прекрасный                                    шаг на месте, с высоким подниманием ноги
На серебряном коне.

Развевается плащ синий,                            плавные покачивания рук вправо-влево       
И копьё в руке блестит.                              сжать руки в кулак              
Побеждает всадник сильный,                    поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит                            показать руками

Подтверждает герб старинный 
Независимость страны.
Для народов всей России 
Наши символы важны.                               поднять руки вверх

Воспитатель: – Ребята, у каждого города и села также есть свой герб.  Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, что здесь изображено? Герб Вада.

Воспитатель: А какие на нем изображены символы? Вода, лебеди, олень. 

Воспитатель: - Ребята, а что они обозначают? Вода – обозначает то, что у нас есть красивое озеро, лебеди – обозначают то, что на наше озеро прилетают лебеди, олень – обозначает символ Нижегородской области. В нашей области  много животных и их нужно охранять.

Игра «Что звучало?»

Воспитатель: – Правильно, молодцы, а сейчас,  я хочу вам предложить послушать  отрывок музыкальных произведений и определить что это (дети слушают отрывок гимна Российской Федерации, во время прослушивания встают). Это гимн Российской Федерации.

Правильно, ребята – это гимн нашей страны. Он также является государственным символом. Гимн исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный. 
Ребята, скажите, а почему вы встали, когда играл гимн? Когда звучит гимн, все присутствующие  встают.

 Воспитатель: Какие еще  знаки внимания оказывают присутствующие во время исполнения гимна? нельзя разговаривать,  военные отдают честь или салютуют оружием.
Воспитатель: Правильно, ребята, таким образом, граждане  проявляют уважение к гимну, к своей стране.

Воспитатель: – А сейчас,  послушайте еще один  отрывок музыкального произведения (дети слушают отрывок гимна  с. Вад, во время прослушивания встают). Это гимн Вада.

Воспитатель: Правильно, у нашего родного села тоже есть свой гимн. Он является отличительным символом нашей малой Родины.

Воспитатель: – А еще в нашем селе много достопримечательностей, разных учреждений. Посмотрите, что это?  Памятник погибшим воинам, озеро, святые ключи, школа, дом культуры, больница,  пожарная часть, библиотека, железнодорожный вокзал,  детский сад.

Воспитатель: –  Ребята, наш детский сад – это тоже маленький кусочек нашей огромной страны, наша малая родина.  Ребята, а вам нравиться ходить в детский сад?  Да.

Воспитатель: – Какие сюда ходят  дети?  Дружные, веселые, трудолюбивые.

Воспитатель: – Ребятки,  как вы думаете, чем одна группа отличается от другой. В одну группу ходят маленькие дети, в другую – большие, игрушками, стульчиками, столами и т. д. 

Воспитатель: А что можно сделать такое, чтобы отличаться от других детей?

Воспитатель:  А еще можно сделать свою эмблему, свой символ, на который  посмотрят окружающие и сразу определят, как хорошо  в нашей  группе.

Воспитатель: – Давайте подумаем, какие цвета могут быть на нашей  эмблеме? Желтый – тепло, солнце. Зеленый – цвет  растительности. Красный – цвет красоты. Голубой – цвет свободы.

Составление эмблемы группы

Воспитатель: – Давайте подойдем к столам и посмотрим, что там приготовлено? Из этого материала вы можете составить эмблему нашей группы. Подумайте, что вы хотите поместить на эмблеме, и мы ее составим  (Дети аппликативным способом создают композицию эмблемы и садятся на стульчики)

Воспитатель: –  Ребята, расскажите, что вы изобразили на эмблеме группы?

Солнце – потому что это символ нашего сада, потому что в нашей группе тепло, светло. Голуби – это символ мира, нам здесь свободно. Цветы – здесь красиво, уютно. Детские лица – мы здесь счастливы. Книга – получаем знания.

Воспитатель: – Теперь у нашей группы есть своя эмблема. Посмотрите, какая она получилась яркая, красивая, веселая, как и жизнь в нашей группе. Ребята, у нас с вами  две эмблемы. Одну мы  оставим в нашей группе, чтобы дети, которые вновь придут к нам в детский сад сразу видели как у нас  хорошо. А что будем делать со второй? Предложения детей.

Воспитатель: - Ребята, а давайте вторую эмблему подарим нашему новому другу Веселому Карандашику, который прислал нам такое чудесное стихотворение о Родине. Мы нашу эмблему привяжем к шарику, а когда выйдем на прогулку отпустим шарик, и он полетит к своему хозяину.  Согласны? Да.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, скажите, о чем мы сегодня с вами говорили?

Воспитатель: Правильно, мы  с вами говорили о Родине, ее символах.  Мы с вами –  граждане России,  гордимся нашей страной, стараемся сделать её сильной и богатой. Ребятки, вы  можете сделать многое для нашей Родины. Если не будете ссориться, будете любить своих близких, друзей, будете оберегать природу. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и все вместе скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!» 

Воспитатель: А сейчас, ребята мы с вами  одеваемся, и идем отправлять Веселому Карандашику нашу эмблему.