План-конспект открытого занятия "Защитим первоцветы!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Корытцева Валентина Владимировна

Занятия для детей дошкольного возраста с целью экологического воспитания, формирования представлений об окружающем мире. Для проведения занятия потребуется ноутбук, проектор, аромалампа, музыкальная композиция А.Вивальди "Весна", альбомные листы, акварель, кисти. Всё занятие сопровождается электронной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Защитим первоцветы46 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия

«Защитим первоцветы!»

Автор-составитель: Корытцева Валентина Владимировна,

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД УКЦ г.о. Самара

Задачи:

  • познакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их представителями: мать-и-мачеха, сон трава, адонис, медуница, ветреница;
  • показать детям природу как не заменимый источник эмоционального и нравственного воспитания ребенка;
  • учить слушать музыку и поэзию весны;
  • учить детей бережно относиться к природным сокровищам и приобщать их к посильной природоохранной деятельности;
  • развивать связную речь детей.

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, аромалампа.

Демонстрационный материал: презентация  «Защитим первоцветы!», музыкальное произведение А. Вивальди «Весна»

Раздаточный материал: листы альбома, акварельные краски, кисти, стаканчики для воды, салфетки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Видеосопровождение  занятия - презентация «Защитим первоцветы!»

Звучит музыка, дети садятся на стульчики, включаем презентацию 1, 2, 3 слайды.

Здравствуйте, ребята! За окном у нас весна, пригревает солнышко, весело щебечут пташки, появляются проталины, а на них зеленеет первая травка.

А что же на проталинах появляется раньше травы?

Загадка: Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает? Что это?

4 слайд

Это первые весенние цветы - подснежники. Мы называем их первоцветы. А какие ещё первоцветы вы знаете? (Диалог с детьми).

5 Слайд

Беседа с детьми: Какие народные приметы весны вы знаете? (дети называют приметы).

  • Весна водой богата.
  • Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.
  • Апрель с водою, май с травою.
  • Весна красна цветами, а осень пирогами.
  • Весна и осень - на дню погод восемь!
  • Зима снегом богата, а весна - водой.
  • Увидел грача рано - к теплой весне.
  • Если весной летит много паутины, лето будет жаркое.
  • Длинные сосульки - к долгой весне.
  • Весною сверху печет, а снизу морозит.

6 слайд

Дети переходят и садятся на ковер, прослушивают сказку «Как поспорили растения». Сказку рассказывает педагог. Используется аромалампа.

Сказка

Лампа загорается,
Сказка начинается.

Солнце. 7 слайд

Был очень хороший весенний день. Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И никак не верилось, что весна еще только-только начиналась. На одной из проталинок заспорили первоцветы.

Ветреница. 8 слайд

  -Самое замечательное растение - это я, - сказала ветреница. - Потому что я самая смелая! Я зацвела раньше всех - на первых проталинках. Я - самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. Лепестки нежно - голубые, как весеннее небо, меня даже подснежником называют, наверное,  потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.

Медуница. 9 слайд

-Подумаешь, - возразила медуница. - Я вот зацвела чуть-чуть попозже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, есть фиолетовые, есть синие. А какой у меня аромат! Я пахну медом. Меня все пчелы просто обожают!

Сон – трава. 10 слайд

-Нашли чем хвалиться, - вступила в разговор сон-трава.  Я напоминаю собой пушистый подснежный тюльпан. И название «сон» пришло из древности. По поверью, я  обладаю пророческою силою: если положить меня на ночь под изголовье, я покажу человеку его судьбу в сонных видениях. А цвету я, даже если температура воздуха нулевая. Почему? Моя чашечка  - это вогнутое зеркальце, которое собирает солнечное тепло.

Мать и мачеха. 11 слайд

- Какое необычное у меня имя - сказала мать и мачеха. Возьмите в руку  лист, и вы почувствуете, что его нижняя сторона, опушённая волосками, мягкая, создаёт ощущение теплоты. Это "мать". Верхняя же сторона листа, наоборот, гладкая, жёсткая - она холодит. Это "мачеха". А ещё моими листьями лечат раны.

Адонис. 12 слайд

-Ха-ха-ха! – рассмеялся адонис.-  Вы на меня посмотрите. Какой я крепкий, золотой, умытый, какой свежий, здоровый. А какая от меня польза людям! Мною лечат сердечные болезни. Нет-нет, не спорьте, самое замечательное растение - это я!

И тут появился человек. Он услышал спор растений и улыбнулся.

-Да, - сказал он, - ты, сон-трава, самая смелая. А ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, а ты, адонис, самый умытый и свежий. И твои лечебные свойства мать-и-мачеха тоже нужны людям.  Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, все без исключения дороги  нам, людям.

Тут человек вздохнул и грустно сказал: - Жаль только, что с каждым годом вас становится все меньше и меньше. Как же вас сберечь? Как вам помочь?

Сказку завершили.

Лампу потушили.  

13 слайд

Самостоятельная работа - рисование под музыку А. Вивальди.

      Представьте, что вы стали учеными-исследователями. Ваши глаза - это фотоаппараты. Пусть каждый из вас выберет на этой поляне первоцветов одно растение.  Очень важно внимательно рассмотреть это растение и увидеть главное:

1. Как называется это растение?

2. Части растения (корень, стебель, листья, цветок).

3. Опишите внешний вид частей растения (окраска, величина, форма, твердость стебля, форма цветка).

Сейчас мы переходим за столы и готовимся к рисованию.

Упражнение для развития мелкой моторики рук: «Пальцы здороваются», «Разогреем кисточку».

Теперь можно приступить к выполнению работы.

После окончания работы дети садятся на стульчики или ковёр перед экраном.

 Внимание на слайды.

14 слайд

Чем мы с вами можем помочь первоцветам?

Многие из первоцветов занесены в Красную книгу, так как этих растений становится все меньше и меньше на нашей планете.

Знаете ли вы, ребята, что такое Красная книга?

Это книга о растениях и животных, которым грозит уничтожение. Их численность уменьшается или они совсем исчезли с планеты Земля. Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея.

15 слайд

Первоцветы - украшение наших весенних лесов, но численность их неуклонно сокращается. Поэтому в настоящее время особенно остро встает проблема охраны раннецветущих растений.

16 слайд

Первоцветы оказались заложниками своей красоты, многие из них попали в Красную книгу.

17 слайд

Именно массовый сбор — одна из главных причин резкого уменьшения численности раннецветущих видов растений, занесенных в Красную книгу.

18 слайд

Чем же вредит сбор самим первоцветам? Во-первых многие раннецветущие растения собирают с луковицами ( не будут вянуть так быстро). Однако сбор с луковицей означает для растения лишь одно — полную гибель.

19 слайд

На следующий год в этом месте расти, оно уже не будет. Во-вторых, даже если цветок сорван без луковицы, все равно это отражается на нем негативно. Он будет лишен возможности размножаться семенами, да и сама луковица может зачахнуть, так как без цветка растение не может нормально расти.

20 слайд

Кроме сбора, первоцветы исчезают из-за уничтожения их мест обитания — вырубки лесов, застройки дачами, осушения лугов и т. д.

Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время!

21 слайд

А мы с вами можем как-то помочь сохранить первоцветы?

Беседа с детьми, выслушивание и обсуждение ответов.

Каждый из нас тоже может помочь сохранить редкие цветы, если будет следовать простым советам.

22 слайд

1. Цветы можно рвать лишь те, которые вы посадили сами. Например, в своем саду.  

23 слайд

2. Аккуратно ходи по лесу, не топчи первые весенние цветы.

24 слайд

3. Расскажи  младшим ребятам, друзьям и близким об охране первоцветов.

25 слайд

4. Если тебя заинтересовал цветок, то не рви его, а лучше сфотографируй. Его красотой смогут полюбоваться и твои друзья.

26 слайд 

Задание на дом: Сфотографировать раннецветущие растения, которые растут рядом с вашим домом, парком или в лесу.

27 слайд

Берегите первоцветы,
Весны первые шаги!
Ранним солнцем
Чуть согреты
Эти первые цветы!

28 слайд

                                    Запомни!!!

Если первоцветы не охранять, то они тоже навсегда исчезнут с лица Земли.

29 слайд

Мы познакомились с первоцветами Самарской области. Узнали, что первоцветам грозит  уничтожение. Научились их беречь и охранять. А теперь, ребята, заберите свои рисунки и обязательно расскажите своим родителям, родственникам и друзьям об этих весенних цветах и их охране. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект итогового открытого занятия "Мои друзья", I-ая младшая группа

"Мастер-класс" показала педагогам нашего города, занятия проводились в первой младшей группе....

План-конспект организации и проведения занятия по экологическому воспитанию Тема: «Первоцветы»

Цель: Дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь. Уточнить и расширить представления о...

План-конспект занятия " Первоцветы - дары весны"

Экологический проект "Первоцветы - дары весны". Расширять и закрепить полученные знания о первоцветах, растущих в нашем крае. Обогащать активный словарь детей о первоцветах.Воспитывать береж...

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗпо теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»Цель: познакомить с домашними животными. Задачи:   Коррекционно-образовате...

План - Конспект НОД Тема: “ Знакомимся с первоцветом ”.

План - Конспект НОД  по познавательно – исследовательской деятельности Тема: “ Знакомимся с первоцветом ”.Взаимодополнение образовательных областей: “Социально ...

Открытое занятие "Первоцветы"

Вашему  вниманию  предоставляется открытое  занятие на тему "Первоцветы". Формируем знания детей о первых весенних цветах, а так же способчствуем формированию связной речи дет...