НОД позновательно-исследовательской деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Харитонова Вера Борисовна

НОД по экологии с детьми подготовительной группы на участке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_nasyrova_kharitonova.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Насырова Фяридя Зарифовна,  старший воспитатель

Харитонова Вера  Борисовна,  воспитатель

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №138 "Дубравушка"

городского округа Тольятти

Как живешь деревце?

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе  группы на участке.

Интеграция образовательных областей. «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: игровая,  познавательно -  исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Цель: формирование представление у детей об условиях жизни деревьев (березы) и поисково - исследовательских умений, навыков. Ориентирование детей на владение нормами безопасного для себя и природы поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • Систематизировать знания детей об особенностях жизни березы.
  • Закрепить умения и навыки устанавливать связь между растениями и их средой обитания.
  • Способствовать развитию познавательного интереса детей к жизни  растений.
  • Продолжать развивать способностей к практическому экспериментированию.
  • Развивать эстетические чувства, умение видеть красоту природы.
  • Формировать умений и навыков у детей  изменять своё поведение, по отношению к природе, в сторону доброты и любви.
  • Воспитывать желание беречь и охранять природу. 
  • Воспитывать коммуникативные навыки, инициативность, навыки сотрудничества.

Планируемые результаты: имеет представление об условиях жизни березы в разное время года, об охране природы; проявляет интерес к жизни растений; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление) при рассматривание дерева и при прослушивание стих. Н.Найденовой «Осень»; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками во время игр; соблюдает общепринятые нормы поведения в природе.

М а т е р и а л ы  и  о б о р у д о в а н и е: живое дерево - береза. Подносы, салфетки.

С о д е р ж а н и е   о р г а н и з о в а н н о й   д е я т е л ь н о с т и   д е т е й

  1. Чтение стихотворение  Н. Найденовой «Осень».

Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение Н. Найденовой «Осень» и подумайте – у какого дерева нам назначила осень свидание?

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых,

Подольше б золото не сбросила,

Стоял бы лес багрян и тих.

По чаще б солнышко усталое

Гостило б в золотом лесу,

Чтоб защищать от ветра шалого

Лесную позднюю красу. (Ответы детей).

  1. Наблюдение за деревом.

Воспитатель. Подойдемте ребята, рассмотрим красавицу березку, полюбуемся ее красотой. (Дети подходят к березе и любуются ее).

Воспитатель. Какие краски преобладают на дереве? (Ответы детей). 

  1. Речевое упражнение «Скажи, какая береза?».  Подобрать определение к слову береза (красивая, золотая …)

Воспитатель. Вот она красавица кудрявая, стройная, белоствольная с тонкими длинными ветками, раскидистой кроной.  Какие у нее листочки летом?  Осенью? С наступлением осени листья березы желтеют и падают – листопад. Ребята, найдите листочки, которые упали сегодня, вчера и давно. Разложите их по различным подносам. (Дети выполняют задание).

Воспитатель обращает внимание детей на ими собранные листочки: а как вы узнали, что этот листочек упал давно? (Вчера, сегодня). (Ответы детей - по цвету листочка).

  1. Опыт №1 «Круговорот веществ в природе»

Воспитатель. Как вы думаете о том, что скоро наступит зима, потом весна и лето, а что будет с этими листочками? (Ответы детей – почернеют, сгниют, превратятся в почву).

Воспитатель. Правильно. Давайте мы  это проверим. На самом ли деле это так. А как это сделать?  (Рассуждения детей).

Воспитатель. Сейчас мы с вами соберем опавшие березовые листья и сложим их под березку. И так до наступления зимы будем собирать,  и складывать их под деревце. Зимой их покроет снег, и пролежат наши листочки под ним до весны. А весной, когда снег растает, мы посмотрим, что с ними стало.

Дети выполняют задание. Опыт №2 «Белый цвет коры березы»

Воспитатель. Ребята,  почему же березка сбрасывает свои листья?(Ответы детей).

- Правильно, чтобы ветки от снега не сломались. А как вы думаете, еще как-то могут защитить себя березки от холода? (Ответы детей)

- Прекрасные белоствольные березы. Оказывается, кора  тоже защищает березу от холода. Ведь только их кору природа наделила замечательным белым цветом. Благодаря этой особенности, береза растет и на юге и на севере. Именно в белизне кроется секрет великолепной приспособленности березы к жизни. В коре находиться белое вещество. Говорят, что кора березы красит ткань в белый цвет. Проверим? Возьмите  салфетки из черной ткани, протрите о ствол березы. Что видим? (Дети выполняют задание и отвечают на вопрос)

  1. Беседа «Кто березу защищает от холодов?»

- Как вы думаете, для чего березе белый ствол?(Ответы детей).

- Летом белая кора березы отражает солнечные лучи и не дает березе перегреться. Зимой удерживает тепло внутри дерева и не дает дереву замерзнуть.

- Ребята, кто березу защищает от холодов? (Ответы детей – сами березки: сбрасывая листочки и своей белой корой).

- Весной многие делая порезы на коре березы достают березовый сок, который очень вкусный и полезный. Как быть? (Ответы детей –порезы обрабатывать специальным средством…)

- А может ли береза согреть и защитить еще кого-нибудь? (Ответы детей – птицы, бабочки, жучки, белочки прячутся в березке, строят домики. На них растут мхи,  лишайники. А грибы и под березой – березовики и на березе - чага. Люди прячутся под ее тенёчек от жары, а зимой топят в печку. Больным береза помогает выздоравливать…)

8.  Рассказ воспитателя об охране деревьев.

- Ребята, вы все правильно сказали. Береза, как и другие деревья, нужна нам и многим другим объектам природы.  Березы необходимо охранять, для того чтобы ею могли любоваться и пользоваться последующие поколения.  Многие народы  разные деревья считают  священным деревом, а в России – береза. Она символ нашей Родины. Ни об одном деревце не сложено столько стихов, сказок, множество песен как о березоньке. Поводим и мы хоровод вокруг нашей берёзоньки – скажем ей ласковые слова, споем русскую народную песню «Во поле березка стояла…»

9. Дети водят хоровод вокруг березки.

10. Сбор листьев для поделок.

Литература.

  1. Интегрированные познавательные занятия экологического содержания в детском саду. Сборник конспектов занятий. Ульяновск. 2005.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная к школе группа / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2012 - 415

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация позновательно - исследовательской деятельности дошкольников с бумагой

Развитие позновательных способностей дкетей в процессе совместной исследовательской деятельности,практических опытов с бумагой....

Конспект позновательно-исследовательской деятельности (РМП) в подготовительной к школе группе на тему «В поиске сокровищ»

Конспект позновательно-исследовательской деятельности (РМП) в подготовительной к школе группе на тему «В поиске сокровищ»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей...

Предметно - пространственная среда для организации позновательно - исследовательской деятельности в группе раннего возраста

Предметно - пространственная среда для оргонизации позновательно -  исследовательской деятельности в группе раннего возраста....