Конспект непосредственно-образовательная деятельность в средней группе по позновательно-исследовательской деятельности «Волга-матушка река».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Михайлова Алиса Владимировна

Дать представление о реке Волге, вспитывать любовь к родном краю, родному городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volga-matushka_reka.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательная деятельность в средней группе по позновательно-исследовательской деятельности

«Волга-матушка река»

Задачи:

  • Дать представления детей о Волге, как главной реке страны;
  • Продолжать знакомить детей с родным городом;
  • Ввести в словарь детей выражение  исток;
  • Воспитывать любовь к природе родного края.
  • Сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.

Оборудование:

  • Карта-схема реки Волги, фотографии: исток Волги, картинки с изображением речных рыб;
  • Диск с записью песен (Л.Зыкина «Течёт река», Л. Сенчиной «По камушкам»);
  • Оборудование для опытов: емкость для воды, фильтрованная бумага, уголь, растительное масло.

Предварительная работа: беседа с детьми о нашем городе,  рассматривание иллюстраций о Волге, экскурсия к реке Волга.

Ход занятия.

Включается куплет и припев песни «Течёт река» в исполнении Л. Зыкиной.

- Воспитатель: Ребята, вы наверно уже  догадались, что сегодня мы поговорим о великой русской реке Волге? (ответ детей: да).

На Валдайской возвышенности она начинается   с маленького родничка, затем  становится большой полноводной  рекой и протекает многие-многие километры, впадая в конце своего пути в Каспийское море. Где начинается Волга – это называется исток.

Я теку издалека,
Омываю берега,
Широка и глубока,
Называюсь я РЕКА.

- Воспитатель: А сейчас ребята мы попробуем превратиться в капельки под песню Л. Сенчиной «По камушкам». Сейчас мы стали капельками родника. Вдруг им стало скучно, и задумали они узнать белый свет. Маленький родничок превратился в ручеёк (Берёмся за руки). Соединился наш ручеёк с остальными ручейками и превратился в реку (проходим змейкой).

Переходим  дружно змейкой к картинам « Вид города Чебоксары и Волги».

- Воспитатель: Ребята, а почему Волгу называют великой русской рекой? (ответы детей: она самая длинная, крупная). Давным-давно по берегам реки селились люди, так и стали возникать города. Таким же образом возник и наш город на реке Волге.

А теперь немножко поиграем.

 «Зайка серый умывается»

Ход игры:

Зайка серый умывается, 
Видно, в гости собирается. 
(Дети «умываются».)
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо. 
(Дети трут ладошками носы, «хвостики», уши.)
Вытер сухо!
И поскакал:
Скок-поскок!
Скок-поскок! 
(Дети скачут.)

- Воспитатель: Подскажите пожалуйста, как называется наш город, в котором мы живем?  (ответы детей: Чебоксары).

-Воспитатель: Кто может назвать свой адрес? (ответы детей: Эльменя, Чернышевского, Мате-Залка). У нас оказывается много улиц в Чебоксарах! Давайте послушаем стихотворение «Чебоксары». Написал Юрий Кириллович 

Чебоксары, Чебоксары, Чебоксары - город мой!

Ты - как песня, ты - как сказка, вечно юный, молодой.

Ты - жемчужина Поволжья, не стареешь сердцем и душой

И престольною столицей стоишь над Волгою рекой.

Покоряешь ты гостей гостеприимностью людей,

Убранством скверов, площадей, заливом - гордостью своей.

Я в этом городе родился и с ним связал судьбу свою,

И сердце радость наполняет, что в этом городе живу.

- Воспитатель: Ребята, как можно назвать людей живущих в Чувашии? (ответы детей: чуваши). Дети, посмотрите, как красива наша Волга в разные времена года! Даже зимой и весной она прекрасна (смотрят на иллюстрации).

-Воспитатель Волга-это не только красивые берега. Это еще и вода. А кому она нужна? (Ответы детей: животным, рыбам, людям). Правильно! Без воды не могут жить ни животные, ни люди, ни растения. Это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять.

-Воспитатель: Дети, а чем ещё богата наша река? (Ответы детей: рыбой). Конечно, рыбой. Волга всегда кормила и кормит людей своими богатствами.

-Воспитатель: А какую вы знаете рыбу, живущую в Волге? (ответы детей: лещ, сом, щука). Я теперь раздам вам карточки рыб. Когда я буду загадывать вам загадки про рыб - вы поднимите правильную карточку, то есть отгадки загадок.

1. Широка и глубока. Под мостом текла река. Под корягой, под мостом - жил в реке усатый... (сом).

2. У нее во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала.

А теперь - в котел попала (щука).

3. Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников! (окунь).

4. С серебристой чешуёй, 

Не плотва. Какой большой.

А копчёный – это вещь!

Догадались? Это  - (Лещ).

-Воспитатель: Волга нам щедро дарит свои рыбные богатства, но относиться к ним надо бережно!

Вода — природный дар.

Вода в морях и океанах,

В озерах, реках и прудах.

И без нее не обойтись нам-

Ни в селах, и ни в городах.

Цените воду, берегите:

Природой дан нам дар такой.

-Воспитатель: Ребята, а как мы можем  охранять реку Волгу? Давайте мы с вами запомним несколько правил.

Правила поведения на реке:

  • Не бросать в воду мусор;
  • Не оставлять мусор на берегу;
  • Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды (некоторые их части смазаны машинным маслом);
  • Беречь воду;
  • Оберегать растения – не рвать  кувшинки и любые другие растения;
  • Оберегать животных – не ловить раков, моллюсков, стрекоз, черепах и других животных.

-Воспитатель:  Почему надо ее охранять? (ответы детей: чтобы она была чистая…). Показывает иллюстрация «Правила поведения на реке» (как надо и как нельзя вести себя на берегу).

А теперь нас ждет самое интересное. Нас ждут эксперименты с водой!

Посмотрите у меня банка с волжской водой (спросить детей какая вода? (из реки Волга). Давайте представим, что водитель помыл  свою грязную машину и в воду попало масло, а еще, ребята накидали много мусору в воду. Как вы думаете можно ли очистить грязную воду? (ответы детей: да).

 Воспитатель: Конечно же да. Это можно сделать с помощью фильтра. Мы с вами сделаем самый обычный фильтр из бумаги.

Мы вырежем круг из фильтровальной бумаги и вложим его в воронку, потом туда же будем сыпать уголь. И мы увидим, что с каждым разом качество фильтра улучшается.

Видите ребята, как трудно очищать воду от грязи, масла, она не сразу становится чистой. Это тяжелый процесс и не быстрый! А теперь представьте как плохо живется речным обитателям в грязной воде. Волжская вода – наше богатство, которое надо беречь. Вода хоть и чистая течет дома в кранах, но пить можно только кипяченую воду.

-Воспитатель: Ребята,  давайте вспомним,  как называется наша великая русская река, какие рыбки там живут, какие правила нам нужно соблюдать, чтобы была река чистой?

Затем с детьми делают аппликацию коллективную.

Ребята, мы с вами сделали коллективную аппликацию «Золотая рыбка» для нашего природного уголка с правилами поведения около реки. И я надеюсь, что вы будете любить и ценить наш родной край и природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация в средней группе по теме : Театрализованная деятельность в средней группе сказки М. Ю. Картушиной "Заяц - портной" ( лесная история).

Приобщение детей к театральной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Врослый призван помогать ребёнку открывать че...

Конспект непрыровной образовательной деятельности в средней группе детского сада. Театрализованная деятельность по сказкам. Тема : «Сказочные герои из разных сказок».

Цель:1.     Учить   вспоминать знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»), отвечать на вопросы по их сюжету; отгадывать загадкипро сказочных герое , ...

Конспект занятия "Тайны воды" для средней группы по поисково - исследовательской деятельности.

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности "Тайны воды"...

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием STEM-оборудования «Мыльные пузыри для клоуна Клёпы»

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием STEM-оборудования «Мыльные пузыри для клоуна Клёпы»Автор-сост...