ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ МЕГОПАЛИСА
статья по окружающему миру на тему

Воспитание у детей любви к своему отечеству – это актуальная проблема на современном этапе.<?xml:namespace prefix = o /??>

          Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Патриотизм – это мировозрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

          Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.  Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Этим вопросом задались мы, педагоги частного детского сада «Капелька». Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx82.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ МЕГОПАЛИСА АННОТАЦИЯ

Воспитание у детей любви к своему отечеству – это актуальная проблема на современном этапе.

          Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Патриотизм – это мировозрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

          Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.  Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Этим вопросом задались мы, педагоги частного детского сада «Капелька». Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста  - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране.Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в  игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Наша задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции дома (детского сада, родного края), общественные события и т.д. Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду включает в себя целый комплекс задач: 

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, своему дому, детскому саду, улице, на которой он живет, городу;

— формирование бережного отношения к природе;

— воспитание уважения к труду (уважение к разным профессиям, результатам труда);

— развитие интереса к  традициям и промыслам народов Поволжья;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

— воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям своей страны, государственным праздникам;

— знакомство с традициями и обычаями других народов.

СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

  1. Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. 
  1. В детском саду «Капелька» работает творческо-исследовательская студия «Макошь». Вот уже на протяжении 2 – х лет педагоги студии помогают детям погрузиться в русский быт, традиции русского народа, приметы времен года, праздники по народному календарю, устное народное творчество, народные игры, хороводы, рукоделие. Цель работы студии «Макошь» – патриотическое воспитание детей через погружение в народную культуру, развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла. Пробудить интерес к народным традициям и обрядам, включая как вспомогательные средства  устное и песенное народное творчество, народные игры. (Приложение № 1 «Программа творческо-исследовательской студии «Макошь»).

  1. В  детском  саду «Капелька» ведет свою работу театральная студия «Театральная палитра», где воспитанниками детского сада ставятся спектакли по мотивам русских народных сказок, и сказок советских детских писателей а так же организовываются народные праздники. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю. Фольклорные праздники в детском саду заканчиваются ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых. Успешному осуществлению фольклорно-праздничного проекта способствуют следующие моменты: объединение дошкольников и взрослых вокруг единой цели; удачный подбор художественной, научно-популярной литературы и музыкального репертуара; определение участников проекта и направления работы каждого из них; рассматривание проекта как единой воспитательно-развлекательной системы, в процессе осуществления которой личность ребенка развивается целостно; рассматривание проекта как одного из направлений культурно-досуговой деятельности, способствующих развитию познавательной и художественной деятельности детей и взрослых; фольклорные праздники в детском саду готовятся и проводятся с учетом национальной принадлежности ребенка и родителей.

Основная цель фольклорного праздника – через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями. (Приложение № 2 «Планирование народных мероприятий для детей»).

  1. Знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, достопримечательностями, памятным датам.

Одно из приоритетных направлений детского сада «Капелька» является патриотическое воспитание. Именно поэтому весь педагогический состав детского сада систематично и целенаправленно работает в данном направлении. Педагогами детского сада «Капелька» проводятся следующие мероприятия:

  • Приобщение детей к народным играм Поволжья;
  • Организация выставок на различные темы «Красота родного края», «Я и моя дружная семья», «Я люблю свой детский сад», «В гостях  у сказки», «Милой мамочке», «Защитники Отечества», «Ни что не забыто, никто не забыт»;
  • Реализация патриотических проектов «Улица, на которой я живу», «Улицы города», «Выдающиеся горожане», «Моя семья», «Традиции народов Поволжья»;
  • Организация экскурсий по городу: площадь Славы, площадь героев 21 армии, Областная детская библиотека, выставочный комплекс «Радуга», музейно-выставочный комплекс «Ракета», Самарский планетарий, Самарская набережная, дом – музей А.П. Курлиной, детская картинная галерея, музей – усадьба А.Н. Толстого, Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина и т.д.
  • Сотрудничество с социумом по воспитанию патриотов: Областная детская библиотека, администрация Октябрьского района и выставочный комплекс «Радуга», что включает в себя проведение совместных тематических занятий, выставок, праздников, экскурсий. Это и выступление воспитанников детского сада «Капелька» на встрече женщин-ветеранов, посященной 8 марта, и организация в детском саду выездных выставок знаменитых художников России, проведение совместных родмтельских собраний по приобщению детей к чтению книг авторами, которых являются наши соотечественники и т.д.
  • Реализация познавательной деятельности по патриотическому воспитанию через НОД, демонстрация наглядных дидактических пособий, просматривание видеопрезентаций по теме, чтение художественной литературы, прослушивание народных произведений
  • Тесное сотрудничество педагогов детского сада с членами семьи: родительские групповые и общесадовские собрания, агитация посещения музей города, совместные мероприятия родителей и детей, индивидуальные консультации.
  1. Личностное саморазвитие педагогов по теме патриотического воспитания детей;

60% педагогов детского сада «Капелька» прошли курсы повышения квалификации по патриотическому воспитанию. Для более углубленного знакомства с теорией педагогики патриотического воспитания педагоги детского сада «Капелька» изучают статьи в периодических издания, таких как: «Дошкольное воспитание», «Воспитатель в ДОУ», «Старший воспитатель». Регулярно проводятся консультации педагогов, семинары, педагогические советы по теме. Кроме того педагоги детского сада «Капелька» успешно участвуют в конкурсах профессионального мастерства и мероприятиях  различного уровня по патриотическому воспитанию: ежегодная международная акция «Читаем детям о войне» - 2014; 2 городской конкурс на лучшую методическую разработку «Растим патриотов Самары» среди работников учреждений дошкольного образования г.о. Самары - 2013; Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» - 2014; 3 областной фестиваль педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования Самарской области – 2013, 2014; международный педагогический форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» - 2014, интернет- конкурсы и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы уверенны, что работа, простроенная педагогами детского сада «Капелька» значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота своей страны.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций.  В современной жизни мы все меньше ...

Патриотическое воспитание детей через приобщение к русской национальной культуре

Воспитание ребенка- трудный путь.Каждый шаг здесь сопряжен с заботой и лаской, ответственностью перед ребенком ....

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре».

Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре"...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают  русскую  народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...

Результативность опыта по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

На результативность моего опыта по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре оказывают влияние следующие факторы:Ø пространственно-развивающая среда в группе...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа. Современные дети мало знают о родном городе...