"Солнце,Земля и другие планеты"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия в подготовительной группе знакомит детей с планетой Земля, её спутником _Луна и другими планетами, их расположением в Солнечной системе, с показом опыта смены дня и ночи, игр и физкультминуткой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solntse_zemlya_i_drugie_planety.docx90.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №7 «Гвоздика» города Дубны Московской области.

                                                                                                        

Комплексная непосредственно-образовательная деятельность

«Солнце, Земля и другие планеты»

(подготовительная группа).

СВЕТЯШКИ 4 волшебство света снова с нами. СТОП! забираем светяшки! должники, отзовитесь. Межгород - ловите посылочки. - Совместн

Составила и провела

воспитатель:

Красильникова А. П.

10 ноября 2014 г.

Комплексная непосредственно-образовательная деятельность

«Солнце, Земля и другие планеты».

Программное содержание:

  • познакомить детей с планетой Земля, ее спутником - Луна, другими планетами и с их взаиморасположением в Солнечной системы;
  • сформировать представления о смене дня и ночи;
  • воспитывать желание обогащать свой кругозор и любовь к планете Земля.

Материал: карта или графическая модель Солнечной системы, глобус, настольная лампа, два пластилиновых человечка.

Ход НОД:

1 часть:

- Дети, послушайте, пожалуйста, загадку:

Мы все обязаны ему –

Оно дарует жизнь всему!

На букву «С» оно зовется,

Вы догадались, это … (Солнце)

-Дети, что такое солнце?

(Это раскаленный газовый шар).

-Правильно! Температура на поверхности солнца – 6000 градусов, а внутри солнца – 15 млн. градусов. Еще солнце – это большая, большая, просто огромная звезда, которая находится далеко от нас. Что нам дает солнце? (Солнце нам дает тепло, свет и жизнь).

- А что было бы, если бы не было солнца? (Если бы не было солнца, то на земле всегда была бы ночь. Не росли бы деревья, растения, потому что они не могут расти без света. Жили бы только те животные, птицы и насекомые, которые живут без света. Человек бы строил закрытые города, где было бы только искусственное освещение. Без солнца было бы всем плохо).

-Где мы можем увидеть солнце? И в какую часть суток мы можем видеть его? (Солнце мы видим на небе в дневное время суток). 

- А где же солнце бывает ночью? (Ночью солнце светит на другой стороне планеты).

-Дети, а как называется планета, на которой мы с вами живем? (Планета Земля).

-Послушайте стихотворение.

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете,

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит

- Вот наша планета Земля – это огромный – преогромный шар. Для того чтобы представить себе не только форму, но и поверхность Земли ученые изобрели модель нашей планеты – это глобус. Если внимательно посмотреть на него, то мы видим, что преобладают какие цвета? (голубой, коричневый). Значит, наша планета из космоса выглядит, как голубой шар.

2 часть:

-Ребята, задумывались ли вы, почему день сменяется ночью, а потом приходит день? (Ответы детей). Наша планета находиться в постоянном движении, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, в результате чего на Земле сменяются части суток и времена года.

Проведем опыт:

Материалы: настольная лампа, глобус с прикрепленной к нему бабочкой, 2 пластилиновых человечка.

Зажигаем настольную лампу – это солнце. Солнце свети на бабочку – это день. Вращаем глобус (бабочка напротив лампы) вокруг своей оси. Видим, что бабочка удаляется от «Солнца» и менее становится освещенной, а затем вообще исчезает и находиться на противоположной стороне от Солнца – значит у нас теперь – ночь.

Как же происходит смена дня и ночи, почему то светло, то темно?

Ставит пластилиновую фигурку на глобус  (там, где находится Москва) и начинает медленно его вращать, а детям предлагает наблюдать за человечком и сообщать, когда наступает в его городе день, а когда ночь.

- Что надо делать человечку – ложиться спать или вставать?

-Давайте поставим человечка в другое место (например, на Африку) – может быть, там не происходит смены дня и ночи?

Воспитатель показывает Россию и Соединенные Штаты Америки.

Когда в России день, то в США – ночь, и наоборот. Ставит одного человечка в России – это Ваня,  а другого в США – это Джон. Понаблюдаем за вращением глобуса.

Что делают мальчики?

Вывод: Везде, на Земле день сменяется ночью. Это  происходит потому что, планета Земля вращается вокруг себя и поворачивается к Солнцу то одной, то другой  стороной. На стороне, освещённой Солнцем, наступает день, а в это же время на другой стороне планеты наступает ночь.

Но, кроме того, что Солнце вращается вокруг своей оси, оно и вращается и вокруг солнца. Полный круг проходит Земля вокруг солнца за 365 дней, а это целый год. В момент вращения земли вокруг солнца и происходит смена времен года (зима, весна, лето, осень). Посмотрим это на нашем опыте.

 Физкультминутка. 

Мы цепочкой друг за другом, взявшись за руки идем.

(Идут цепочкой, взявшись за руки, правое плечо вперед).

Повернувшись внутрь круга, медленно кольцо замкнем, вот колечко, то есть круг,

(Останавливаются, образуют круг, взявшись за руки/).

Наши руки, приподнявшись,

(Прямые руки поднимают вверх).

Лучиками стали вдруг.

(Потянуться вверх на носочках).

Мы сомкнулись, повернулись

(Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом).

Раз! И солнцем обернулись.

(Руки вверх - потянуться на носочках).

Чтоб нас лучше разглядели, раз – присели, два – присели.

(Руки вперед, приседают два раза).

Вдаль сейчас ракета мчится, прямо к звездной тишине,

(Прямые руки поднимают вверх,  соединяя ладони рук над головой, потянуться на носочках).

И звездою обратившись,

(Прямые руки над головой - растопырить пальцы рук)

Ярко светит в темноте.

(Выполняют движения «фонарики» кистями рук).

Можем сделать мы флажок,

(Попеременные движения прямыми руками вверх – вниз перед собой).

Можем – треугольник.

(Соединить ладони треугольником перед собой).

Это все легко и просто – сделать может школьник.

(Махнуть правой рукой перед собой)

3 часть:

- Послушайте загадку:

Блин в окошке виден Тане.

То он в масле, то в сметане

Кто-то край уже отъел

Поделиться не хотел. (Луна)

-Луна – это естественный спутник Земли, который вертится вокруг своей сестры Земли. (Демонстрация вращения Луны вокруг Земли).

-Дети, почему Луну называют «спутником Земли».

Что означает слово «спутник»? Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удалиться. Как это продемонстрировали на примере с шаром на резинке.

На Луне нет атмосферы (воздуха) и нет воды, следовательно, там жизнь невозможна. Луна по размерам меньше Земли и намного меньше Солнца, но не только меньше, но и значительно легче. Например: на Земле прыгнув на 1 метр, на Луне – прыгните на 6 метров; на Земле вы можете поднять груз весом 10 килограммов, на Луне вы можете поднять груз весом 60 килограммов, ваш вес на Луне будет всего лишь 4 килограмма, вместо 20 – 24 килограммов. Поэтому Луна притягивает к себе находящиеся предметы слабее, чем Земля.

Незащищена она от космических камушков, до Земли они не долетают, сгорая в космосе, а до Луны долетают и могут принести вред здоровью находившимся там космонавтам.

Демонстрация макета поверхности Луны. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью. Предлагают детям сделать пальцем несколько углублений – следы человека и кинуть камешки на песок. Что было бы, если на Луне был ветер? Для ответа предлагается детям провести опыт: подуть на песок через трубочку. Следы исчезают. Но на Луне нет воздуха, а значит, нет ветра. Поэтому следы космонавтов останутся здесь навсегда.

-Дети, а когда можно наблюдать на небе Луну? ( Ночью).

-Какой формы вы видели Луну? (ответы детей)

- Правильно, она бывает разной. Луна – сама не излучает собственного света, т. е. не светится сама, а только отражает свет Солнца. Вот и получается в результате того, что, вращаясь вокруг Солнца, Земля по-разному затеняет Луну. Луна в зависимости от этого отражает различное количество света. Когда на небе полная Луна, тогда говорят: наступило полнолуние; вообще не видно – новолуние; в зависимости, куда повернуты рожки месяца, говорят Луна стареющая или растущая. Чтобы запомнить, нужно посмотреть на Луну, если в форме буквы «С», то стареющая. Если «Р», то растущая. От появления серпика растущей Луны до следующего всегда проходит 30 дней, т. е. почти месяц. Вот поэтому серпик растущей молодой Луны называют «месяцем».

Даю вам такое задание: Когда сегодня вы пойдете домой из детского сада, а на улице уже будет темно, обратите внимание, какая будет Луна?

4 часть:

 Вот уже дорогой света

Прилетели мы –

К планетам Солнечной системы

Да, кроме того, что мы с вами увидели - это Солнце, Землю и Луну, вокруг Солнца вращаются и другие планеты. Их всего 9. Солнце с планетами (их спутниками и кометами) представляет собой большую семью, которая называется Солнечная система. Давайте все вместе скажем Солнечная система. Поэтому космический адрес наш таков: Солнечная система – планета Земля – страна Россия – город Дубна. У Солнца 9 планет. Ближе всех к Солнцу, на Первой кольцевой улице, находиться Меркурий, Одна сторона Меркурия всегда освещена солнцем, а на другой вечная ночь. Здесь очень-очень жарко. Меркурий твердый и каменистый. (Демонстрация иллюстрации). Жизни на этой планете нет.

На Второй улице - Венера - самая яркая из всех видимых планет с Земли. Венера окутана ядовитыми облаками. На этой планете постоянно сверкают молнии и гремят грозы и идут дожди, которые все прожигают насквозь. Там очень жарко. Жизни там нет.

на третьей – Земля, имеющая голубой цвет,

на Четвертой – Марс. Марс легко отличить по цвету, он похож на огонь, на пламя. Марс – это планета, покрытая ярко оранжевым песком.

Дальше от солнца находятся Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – это большие планеты.

Самая большая из них – Юпитер. Юпитер окружен облаками, ракета не может сесть на эту планету, так как сразу же провалиться.

Сатурн - вторая по величине после Юпитера.  Он окружен великолепными кольцами.

Уран - имеет зеленый цвет из-за присутствия в атмосфере газа – метан.

и Нептун,

А маленький Плутон, состоящий из камней и льда,  живет на самой последней Девятой улице – поэтому и тепла ему достается меньше всего. Это самая маленькая и холодная планета, так как,  солнечные лучи не достигают ее.

Познакомились с большой солнечной семьей, а теперь поиграем в игру «Угадай планету». Я вам буду описывать планеты, а вы попробуете их отгадать и показать.

Эта планета ближе всех к солнцу. На этой планете такая жара, что там оказаться опасно друзья. Одна сторона освещена солнцем, а на другой вечная ночь. Что это за планета? (Меркурий)

А это планета ярко оранжевого цвета. Похожа на огонь, на пламя. Что за планета это? (Марс).

На этой планете постоянно сверкают молнии и гремят грозы. Она окружена ядовитыми облаками? (Венера).

Планета кольцами окружена, и этим от всех отличается она? (Сатурн).

Это самая маленькая планета, дальше всех от солнца. Эту планету холод страшный сковал, теплом ее солнечный луч не достал? (Плутон).

А эта планета гордится собой, поскольку считается самой большой? (Юпитер).

Давайте представим, что Солнце, как мама – курица, а цыплята - планеты Солнечной системы, которые кружат вокруг своей мамы, и всех она любит, согревает. Подойдите к макету Солнечной системы (обруч с 9 веревочками разной длины, на концы которых привязаны шапочки с планетами). Самый быстрый сыночек – Меркурий, самая красивая доченька – Венера, а самая добрая – Земля. Самый драчливый сынок – Марс. Самого большого и толстого зовут – Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный. Демонстрация движения планет.

Итог:

-Вы сегодня хорошо поработали, и космонавты, которые наблюдали за нами с космоса дарят вам визиточки с вашим космическим адресом: солнечная система – планета Земля – страна Россия – город Дубна, которые не дадут вам потеряться в этом огромном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - путешествие «В гости к Звездочету» (Солнце, Земля и другие планеты)

Конспект проведения организованной образовательной деятельности.Игра - путешествие «В гости к Звездочету» (Солнце, Земля и другие планеты)Программное содержание:- дать детям первоначальные элементарны...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Солнце, Земля и другие планеты»

Конспект  занятия  по познавательному развитию в  старшей группе«Солнце, Земля и другие планеты»...

«Солнце, Земля и другие планеты» презентация

laquo;Солнце, Земля и другие планеты» презентация...

НОД открытого занятия "Солнце,Земля и другие планеты".

Дать детям элементарные представления о строении Солнечной системы....

Солнце, земля и другие планеты

Солнце, земля и другие планеты...